Текущее время: Сб апр 26, 2025 8:44 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Нравственный аргумент
СообщениеДобавлено: Пн окт 14, 2013 9:39 pm 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 16, 2009 12:22 pm
Сообщения: 19565
Откуда: Витебск, Беларусь
Благодарил (а): 1048 раз.
Поблагодарили: 1870 раз.
Вера: Православие
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
понравилось у Михаила Эпштейна. близко к моему мнению.

хотя сам автор заявил, что это "религия в пределах разума". знакомьтесь, короче:

Хотелось бы развить одну из мыслей, высказанных в интервью "Новой газете". Там сказано: "Личность – самое сложное, глубокое и творческое из всего, что мы знаем, потому и разумно предположить, что в основании всего лежит не просто закон или формула, а Личность, то разумное и творческое начало, благодаря которому мы не только объекты физического мира, но и субъекты мира психического и нравственного.Где-то в недрах мироздания должен быть источник тех ментальных и духовных состояний, которые мы обнаруживаем в себе, они совершенно не сводимы к вовне наблюдаемым физическим явлениям. Физические и химические сведения о мозге человека не дают представления о качестве его внутренних переживаний, о том, что значит "любить" или "страдать", а значит, сознание не может быть редуцировано к мозгу, субъективное – к объективному."

На это слышу возражение: хорошо, в каждом человеке есть внутреннее, субъективное, но почему от этого нужно умозаключать к бытию Сверхсубъекта, именуемого Богом или Творцом?

Представим себе ученого, наблюдающего массу разрозненных явлений. Плоды падают с деревьев. Человек ходит по земле, а не свободно парит над ней. Планеты вращаются вокруг Солнца. Может ли разум ограничиться этими наблюдениями? Нет, он идет дальше и, сопоставляя их, открывает закон всемирного тяготения. Таково свойство разума - обобщать, открывать внутренние закономерности за пестротой внешних явлений.

Точно так же разум, обнаруживая в мире множество личностей, общающихся между собой, понимающих друг друга, не может не прийти к заключению об источнике субъективности, общей для всех этих субъектов. Но очевидно, что источник этой субъективности, которую каждая личность находит внутри себя, не может быть объективным законом, вроде тех законов, которые мы открываем вне себя, в мире окружающих нас явлений. Этот источник не может быть физическим полем или химической реакцией, не может располагаться в области гравитации или электричества. Если это источник внутренней жизни и всякой субъективности, то сам он не может не быть Субъектом, Личностью. Он действует изнутри нас, точно так же, как закон всемирного тяготения действует на нас извне. Но это и означает, что он действует на нас не как закон, не как формула, а именно как Личность - неким внутренним голосом, внушением, совестью, предостережением, любовью, верой, стыдом, вдохновением...

Это совершенно разумное обоснование веры в Личность находит себе подтверждение во множестве религиозных откровений и священных писаний, где эта Личность сама говорит о себе и обращается к нам. Но даже без всяких откровений и писаний, одним только разумом, можно прийти к выводу о том, что у субъектного мира есть своя первооснова, которая сама есть Субъект, подобно тому, как у мира объектов, при всем их разнообразии, есть основа в виде объективных законов, изучаемых наукой. Вот почему религия и наука по сути не исключают друг друга: в их основе лежит действие разума, способность к обобщению. Мы же не отказываем науке в праве обобщать многообразие природных явлений и возводить их к единым основаниям. Почему же наука должна отказывать религии в праве обобщать внутренние состояния разных личностей и возводить их к бытию Личностного, к глубинному основанию всякой субъективности, которая сама есть Субъект?

Я сейчас намеренно ограничиваюсь "религией в пределах только разума" (выражениe И. Канта). Есть, конечно, и множество других обоснований.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нравственный аргумент
СообщениеДобавлено: Чт окт 17, 2013 2:39 pm 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 09, 2005 3:00 am
Сообщения: 8477
Откуда: Palmira Australis :)
Благодарил (а): 982 раз.
Поблагодарили: 1368 раз.
Блог: Просмотр блога (12)
Вера: Внеконфессиональное христианство
Кредо: Церковь любящих Отца и Сына в Духе.
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Жен
Цитата:
Но очевидно, что источник этой субъективности, которую каждая личность находит внутри себя, не может быть объективным законом, вроде тех законов, которые мы открываем вне себя, в мире окружающих нас явлений. Этот источник не может быть физическим полем или химической реакцией, не может располагаться в области гравитации или электричества. Если это источник внутренней жизни и всякой субъективности, то сам он не может не быть Субъектом, Личностью.
Имхо вот это умозаключение бездоказательно и очень спорно. А подается как логически обоснованное умозаключение.
Напоминает тактику ОСБ - "уместно предположить, что..." - и дальше следует догмат Организации.

А общая мысль понравилась.

_________________
Сражаясь с монстрами, более всего берегись, чтобы не стать одним из них. Ф.Ницше


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нравственный аргумент
СообщениеДобавлено: Чт окт 17, 2013 3:53 pm 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 23, 2009 11:24 pm
Сообщения: 14770
Благодарил (а): 3499 раз.
Поблагодарили: 3735 раз.
Блог: Просмотр блога (2)
Крещен у СИ: Нет
ЛО: Нет
Пол: Муж
Цитата:
Но очевидно, что источник этой субъективности, которую каждая личность находит внутри себя, не может быть объективным законом, вроде тех законов, которые мы открываем вне себя, в мире окружающих нас явлений. Этот источник не может быть физическим полем или химической реакцией, не может располагаться в области гравитации или электричества. Если это источник внутренней жизни и всякой субъективности, то сам он не может не быть Субъектом, Личностью.
Все полностью наоборот.
Источником субъективности может быть и объективный закон, например набор инстинктов, конкурирующих между собой за управление телом. Так-же может быть и личностью: душа (личность) может управлять телом. :)

_________________
Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.
В.И.Ленин


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB