Текущее время: Пн апр 29, 2024 12:21 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс июн 09, 2013 4:49 pm 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вт окт 27, 2009 11:47 pm
Сообщения: 5355
Благодарил (а): 1566 раз.
Поблагодарили: 1060 раз.
Кредо: агностик
Пол: Муж
Не хочу даже комментировать и предвосхищать реакцию форумчан.
Кто не читал--рекомендую размышления Вольтера на основе реальной истории.
ЗЫ.Читайте,потом поделимся впечатлениями.


http://www.lib.ru/INOOLD/WOLTER/prostodushnyj.txt

_________________
Фальшивый друг похож на тень - он с вами только в ясный день.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс июн 09, 2013 10:02 pm 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вт окт 27, 2009 11:47 pm
Сообщения: 5355
Благодарил (а): 1566 раз.
Поблагодарили: 1060 раз.
Кредо: агностик
Пол: Муж
ГУРОН, ПРОЗВАННЫЙ ПРОСТОДУШНЫМ, ОБРАЩЕН В ХРИСТИАНСТВО



Господин приор, имея в виду свой уже преклонный возраст и то
обстоятельство, что бог послал ему в утешение племянника, твердо решил,
что если удастся его окрестить и понудить к вступлению в духовное звание,
то можно будет передать ему приход.
У Простодушного была превосходная память. Благодаря могучему
нижнебретонскому телосложению, которое еще укрепил канадский климат,
голова у него стала такая прочная, что, когда по ней били, он этого почти
не чувствовал, а когда в нее что-нибудь врезалось, то никогда уже не
изглаживалось. Он ничего не забывал. Его понятливость была тем живее и
отчетливее, что детство его не было обременено в свое время тем
бесполезным вздором, каким отягчено бывает наше детство, и поэтому мозг
воспринимал все пред.меты в неискаженном виде. Приор решился наконец
засадить племянника за чтение Нового завета
. Простодушный проглотил его с
большим удовольствием; но, не зная, в какие времена и в какой стране
произошли рассказанные в этой книге события, он ничуть не сомневался в
том, что местом действия была Нижняя Бретань, и даже поклялся при первой
же встрече с Кайафой и Пилатом отрезать нос и уши этим бездельникам.
Дядюшка, очарованный добрыми намерениями Простодушного, объяснил ему, в
чем дело; он похвалил его за рвение, но растолковал, что рвение это -
тщетное, ибо упоминаемые в Новом завете люди умерли примерно тысяча
шестьсот девяносто лет тому назад. Вскоре Простодушный выучил почти всю
книгу наизусть. Он задавал иной раз трудноразрешимые вопросы, сильно
огорчавшие приора
. Тому частенько приходилось совещаться с аббатом де
Сент-Ив, который, не зная, что отвечать, вызвал некоего нижнебретонского
иезуита, с тем чтобы завершить обращение гурона в истинную веру
.
Благодать оказала наконец свое действие: ПростоДушный дал обещание
сделаться христианином; при этом он не сомневался, что придется начать с
обряда обрезания.

- Так как, - говорил он, - в этой книге, которую дали мне прочесть, я
не нахожу ни одного лица, которое не подвергалось бы этому обряду, надо,
очевидно, и мне пожертвовать своей крайней плотью; чем скорее, тем лучше
.
Не долго думая, он послал за деревенским хирургом и попросил сделать
ему операцию, полагая, что м-ль де Керкабон да и все общество бесконечно
обрадуются, когда дело будет сделано. Лекарь, которому никогда еще не
приходилось делать подобную операцию, дал знать об этом семейству
Простодушного, и там поднялись громкие вопли. Добрая м-ль де Керкабон
боялась, как бы племянник, по всей видимости решительный и проворный, не
проделал над собой операции сам, и притом весьма неловко, и как бы не
произошло от того печальных последствий, которым дамы по доброте душевной
уделяют всегда много внимания
.
Приор вразумил гурона: он убедил его, что обрезание вышло из моды; что
крещение и приятнее и спасительнее
; что закон милующий лучше закона
карающего.
Простодушный, у которого было много здравого смысла и прямоты, сперва
поспорил, но затем признал свое заблуждение, а в Европе это довольно редко
случается со спорящими; в конце концов он сказал, что готов креститься
когда угодно.
Сначала нужно было исповедаться, ч в этом заключалась главная
трудность. Простодушный всегда носил в кармане книгу, подаренную дядей, и
так как ему не удалось найти в ней никаких указаний на то, что хоть
кто-нибудь из апостолов исповедовался, то он заупрямился. Приор заставил
его умолкнуть, показав в послании апостола Иакова-младшего слова, столь
огорчительные для еретиков: "Признавайтесь друг перед другом в
проступках". Гурон примолк и исповедался некоему францисканцу. Кончив
исповедь, он вытащил францисканца из исповедальни, сел на его место и,
мощной рукой поставив монаха перед собой на колени, произнес:
- Ну, друг мой, приступим к делу; сказано: "Признавайтесь друг перед
другом в проступках". Я открыл тебе свои грехи, и ты не выйдешь отсюда,
пока не откроешь мне своих.

Говоря так, он упирался могучим своим коленом в грудь противника.
Францисканец поднимает вой, от которого гудит вся церковь. На шум
сбегается народ и видит, что новообращенный тузит монаха во имт апостола
Иакова-младшего.
Радость по поводу предстоящего крещения
гуроно-английского нижнебретонца была столь велика, что на эти странности
не обратил"!
внимания. Многие богословы даже пришли к мысли, что исповедь не нужна,
поскольку крещение совмещает в себе все.
День был назначен по соглашению с епископом Мллуанским; епископ,
будучи, само собой разумеется, польщен приглашением крестить гурона,
прибыл в роскошной карете, сопровождаемый причтом. М-ль де СентИз,
благословляя бога, нарядилась в самое лучшее свое платье и, чтобы блеснуть
на крестинах, выписала из Сен-Мало парикмахершу. Вопрошающий судья привел
с собой всю округу. Церковь была разукрашена великолепно; но когда пошли
за гуроном, чтобы вести его к купели, новообращенного нигде не оказалось.
Дядюшка и тетушка искали его повсюду. Думали, что он, по обыкновению,
отправился на охоту. Все приглашенные на торжество стали рыскать по
окрестным лесам и селениям: гурон не подавал о себе вестей.
Начали опасаться, не уехал ли он назад в Англию, так как все помнили, с
какой похвалой он отзывался об этой стране. Г-н приор и его сестра были
убеждены, что жители ходят там некрещеные, и с трепетом помышляли о
погибели, грозящей душе их племянника.
Епископ, крайне смущенный, уже собирался возвращаться восвояси; приор и
аббат де Сент-Ив были в отчаянии; судья с обычной важностью спрашивал всех
встречных и поперечных; м-ль де Керкабон плакала, м-ль де Сент-Ив не
плакала, но испускала глубокие вздохи, которые свидетельствовали,
по-видимому, об ее приверженности церковным таинствам. Печально
прогуливаясь мимо лозняка и камышей, растущих на берегу речушки Ране,
подруги вдруг увидели, что посреди реки стоит, скрестив руки, высокая,
довольно белая человеческая фигура. Они громко вскрикнули и отворотились.
Но любопытство вскоре взяло верх над всеми прочими соображениями, они
тихонько прокрались сквозь камыши и, убедившись, что их не видно,
принялись разглядывать, кто это забрался в реку.

_________________
Фальшивый друг похож на тень - он с вами только в ясный день.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс июн 09, 2013 10:05 pm 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вт окт 27, 2009 11:47 pm
Сообщения: 5355
Благодарил (а): 1566 раз.
Поблагодарили: 1060 раз.
Кредо: агностик
Пол: Муж
Глава четвертая. ПРОСТОДУШНЫЙ ОКРЕЩЕН



Приор и аббат, подбежав к реке, спросили Простодушного, что он там
делает
.
- Дожидаюсь крещения, черт подери! Битый час стою по горло в воде; с
вашей стороны очень нехорошо заставлять меня мерзнуть.
- Дорогой племянничек, - нежно сказал ему прнор, - в Нижней Бретани
крещение совершается не так; оденьтесь и идемте с нами
.
Услышав эту речь, м-ль де Сент-Ив спросила шепотом подругу:
- Как вы думаете, неужели он так сразу и оденется?
Гурон меж тем возразил приору:
- Теперь вам не удастся обморочить меня, как в тот раз; с тех пор я
научился многому и совершенно уверен, что другого способа креститься не
существует.

Евнух царицы Кандакии был окрещен в ручье: попробуйте-ка доказать по
книге, которую вы мне подарили, что хоть когда-нибудь это дело делались
иначе. Либо я вовсе откажусь креститься, либо буду креститься в реке.
Сколько ему ни твердили, что обычаи изменились, Простодушный упрямо
стоял на своем, как истый бретонец и гурон. Он все толковал про евнуха
царицы Кандакии, и хотя тетушка и м-ль де Сент-Ив, наблюдавшие за ним
сквозь кусты лозняка, были вправе сказать, что не годится ему равнять себя
с вышеупомянутым евнухом, однако же скромность их была так велика, что они
не издали ни звука. Сам епископ пытался уговорить его, а это много значит;
но и он ничего не добился: гурон заспорил и с епископом.
- Докажите, - сказал он, - по книге, подаренной мне дядюшкой, что хоть
один человек был крещен не в реке, и тогда я сделаю все, что вам
заблагорассудится.

Пришедшая в полное отчаяние тетушка вдруг припомнила, что, когда ее
племянник впервые стал раскланиваться, он отвесил м-ль де Сент-Ив поклон
более низкий, чем другим членам общества, и что даже самого г-на епископа
он приветствовал с меньшим почтением и сердечностью, чем эту прелестную
барышню. Она peшилась в этом затруднительном положении обратиться к помощи
м-ль де Сент-Ив и умоляла ее употребить свое влияние на гурона, дабы
заставить его креститься так, как это принято у бретонцев, ибо ей
казалось, что племянник не станет настоящим христианином, если будет
упорствовать в своем намерении креститься в прэточной воде.
Мадемуазель де Сент-Ив втайне так обрадовалась этому почетному
поручению, что даже вся раскраснелась. Она скромно подошла к Простодушному
и, благороднейшим образом пожимая ему руку, спросила:
- Неужели вы не сделаете для меня такой малости?
Произнося эти слова, она грациозно и трогательно то вскидывала на него
глаза, то потупляла их.
- Ах, все, что вам будет угодно, мадемуазель, все, что прикажете:
крещение водой, крещение огнем, крещение кровью, - я не откажу вам ни в
чем.
На долю м-ль де Сент-Ив выпала честь с первых двух слов достигнуть
того, чего не достигли ни старания приора, ни многократные вопросы судьи,
ни даже рассуждения г-на епископа. Она сознавала свою победу, но не
сознавала еще всего ее значения.
Таинство было совершено и воспринято со всей возможной
благопристойностью, великолепием и приятностью. Дядюшка и тетушка уступили
аббату де Сент-Ив и его сестре почетные обязанности восприемников
Простодушного от купели. М-ль де Сент-Ив сияла, радуясь, что стала
крестной матерью. Она не понимала, на что обрекает ее это высокое звание;
она согласилась принять предложенную честь, не ведая, к каким роковым
последствиям это поведет.
Так как за всякой церемонией следует званый обед, то по окончании
обряда крещения все уселись за стол.
Нижнебретонские шутники говорили, что вино не нуждается в крещении. Г-н
приор толковал, что вино, по словам Соломона, веселит сердце человеческое.
Г-н епископ добавил от себя, что патриарх Иуда привязывал ослика к
виноградной лозе и окунал плащ в виноградный сок, чего, к великому
сожалению, нельзя сделать в Нижней Бретани, которой бог отказал в
винограде.
Каждый старался отпустить какую-нибудь шутку по поводу крещения
Простодушного и наговорить любезностей крестной матери. Судья, неизменно
вопрошающий, спросил гурона, останется ли он верен христианским обетам.
- Как же, по-вашему, могу я изменить обетам, - ответил гурон, - когда я
дал их в присутствии мадемуазель де Сент-Ив?
Гурон разгорячился; он много раз пил за здоровье своей крестной матери.
- Если бы вы крестили меня своей рукой, - сказал он, - то не
сомневаюсь, меня обожгла бы холодная вода, которую лили мне на затылок.
Судья нашел, что это чересчур уж поэтично, ибо не знал, как
распространен в Канаде аллегорический стиль.
Крестная же мать осталась чрезвычайно довольна.
Новокрещеного нарекли Гераклом. Епископ Малуанский все доискивался, что
это за святой, о котором он никогда не слыхал. Иезуит, отличавшийся
большей ученостью, объяснил, что это был угодник, совершивший двенадцать
чудес. Было еще тринадцатое, которое одно стоило остальных двенадцати,
однако иезуиту не пристало говорить о нем: оно состояло в превращении
пятидесяти девиц в женщин на протяжении одной ночи.
Некий находившийся тут же забавник стал усиленно восхвалять это чудо.
Все дамы потупились и решили, что Простодушный, судя по внешности, достоин
того святого, имя которого получил.

_________________
Фальшивый друг похож на тень - он с вами только в ясный день.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс июн 09, 2013 10:09 pm 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вт окт 27, 2009 11:47 pm
Сообщения: 5355
Благодарил (а): 1566 раз.
Поблагодарили: 1060 раз.
Кредо: агностик
Пол: Муж
ПРОСТОДУШНЫЙ ВЛЮБЛЕН



Надо признаться, что после этих крестин и этого обеда м-ль де Сент-Ив
до страсти захотелось, чтобы г-н епископ сделал ее вместе с г-ном Гераклом
Простодушным участницей еще одного прекрасного таинства.
Однако же, будучи благовоспитанной и весьма скромной, она даже самой
себе не решалась сознаться до конца в своих нежных чувствах. Когда же
вырывались у нее взгляд, слово, движение или мысль, она обвола-"
кивала их покровом бесконечно милого целомудрия.
Она была нежная, живая и благонравная девушка.
Едва только г-н епископ уехал, Простодушный и м-ль де Сент-Ив
встретились как бы случайно, вовсе не помышляя о том, что искали этой
встречи. Они разговорились, не предвидя заранее, о чем поведут речь.
Простодушный начал с того, что любит ее всем сердцем и что прекрасная
Абакаба, по которой он с ума сходил у себя на родине, никак не может
сравниться с нею. Барышня ответила с обычною своей скромностью, что
надобно поскорее переговорить об этом с его дядюшкой, г-ном приором, и с
его тетушкой, что она, со своей стороны, шепнет об этом словечко своему
дорогому братцу, аббату де Сент-Ив, и что она льстит себя надеждою на
общее согласие.
Простодушный отвечает, что не нуждается ни в чьем согласии, что находит
крайне нелепым спрашивать у других совета, как ему следует поступить, что
раз обе стороны пришли к соглашению, нет надобности привлекать для
примирения их интересов третье лицо.
- Я ни у кого не спрашиваюсь, - сказал он, - когда мне хочется
завтракать, охотиться или спать; мне хорошо известно, что в делах любви
неплохо заручиться согласием той особы, к которой питаешь любовь; но так
как влюблен я не в дядюшку и не в тетушку, то не к ним надо обращаться мне
по этому делу, и вы тоже, поверьте мне, отлично обойдетесь без господина
аббата де Сент-Ив.
Красавица бретонка пустила, разумеется, в ход всю тонкость своего ума,
чтобы ввести гурона в границы приличия. Она даже разгневалась, однако
вскоре опять смягчилась. Неизвестно, к чему бы привел в конце концов этот
разговор, если бы на склоне дня г-н аббат не увел сестру в свое аббатство.
Простодушный не препятствовал дядюшке и тетушке улечься спать, так как они
были несколько утомлены церемонией и затянувшимся обедом, но сам он часть
ночи провел за писанием стихов к возлюбленной на гуронском языке, ибо
надобно помнить, что нет на земле такой страны, где любовь не обращала бы
влюбленных в поэтов На следующий день после завтрака его дядюшка в
присутствии м-ль де Керкабон, пребывавшей в пол-"
ном умилении, повел такую речь:
- Хвала небесам за то, что вам выпала честь, дорогой племянник, стать
христианином и бретонцем! Но этого еще недостаточно; годы у меня уже
довольно преклонные; после брата остался только маленький клочок земли,
который представляет собой ничтожную ценность; зато у меня доходный
приорат; если вы, как я надеюсь, пожелаете стать иподьяконом, то я
переведу приорат на вас, и вы, утешив мою старость, будетг жить затем в
полном довольстве.
Простодушный ответил:
- Всяких вам благ, дядюшка! Живите, сколько поживется. Я не знаю, кто
такой иподьякон и что значит перевести приорат, но я пойду на все, лишь бы
обладать мадемуазель де Сент-Ив.
- Ах, боже мой, что вы такое говорите, племянник? Вы, стало быть,
любите до безумия эту красивую барышню?
- Да, дядюшка.
- Увы, племянник, вам нельзя на ней жениться - Нет, очень даже можно,
дядюшка, потому что она не только пожала мне руку на прощание, но и
обещала, что будет проситься за меня замуж, и я, конечно, на ней женюсь.
- Это невозможно, говорю вам: она - ваша крестная мать; пожимать руку
своему крестнику - ужасныи грех; вступать в брак с крестной матерью не
разрешается; это запрещено и божескими и людскими законами.
- Вы шутите, дядюшка! Чего ради запрещать брак с крестной матерью, если
она молода и хороша собой.

В книге, которую вы мне подарили, нигде не сказано, что грешно человеку
жениться на девушке, которая помогла ему креститься. Я вижу, у вас тут
каждый день происходит множество вещей, о которых нет ни слова в вашей
книге, и не выполняется ровно ничего из того, что в ней написано;
признаюсь, это и удивляет меня и сердит.
Если под предлогом крещения меня
лишат прекрасной Сент-Ив, то, предупреждаю вас, я увезу ее и раскрещусь.
Приор совсем растерялся; сестра его заплакала.
- Дорогой братец, - проговорила она, - мы не можем допустить, чтобы наш
племянник обрек себя на вечную гибель. Святейший папа может дать ему
дозволение на этот брак, и тогда он будет по-христиански счастлив с той,
кого любит.

Простодушный, заключив тетушку в объятия, спросил:
- Кто же он, этот превосходный человек, который так добр, что помогает
юношам и девушкам в устройстве их любовных дел?
Я сейчас же схожу и
потолкую с ним.
Ему объяснили, кто такой папа; Простодушный удивился пуще прежнего.
- В вашей книге, дорогой дядюшка, про все это нет ни звука; мне
довелось путешествовать, я знаю, как неверно море; мы тут находимся на
берегу океана, а мне придется покинуть мадемуазель де Сент-Ив и просить
разрешения любить ее у человека, который живет вблизи Средиземного моря,
за четыреста лье отсюда, и говорит на непонятном мне языке; это до
непостижимости нелепо.
Сейчас же пойду к аббату де СенгИв, который живет
всего в одном лье отсюда, и ручаюсь вам, что женюсь на моей возлюбленной
сегодня же.
Не успел он договорить, как вошел судья и, верный своему обыкновению,
спросил Простодушного, куда он идет.
- Иду жениться, - отвечал тот, убегая.
И через четверть часа он был уже у своей прекрасной и дорогой бретонки,
которая еще спала.
- Ах, братец! - сказала м-ль де Керкабон приору. - Не бывать нашему
племяннику иподьяконом.
Судья был очень раздосадован намерением Простодушного, так как
предполагал женить на м-ль де СентИв своего сына, который был еще глупее и
несноснее, чем отец.

_________________
Фальшивый друг похож на тень - он с вами только в ясный день.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс июн 09, 2013 10:11 pm 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вт окт 27, 2009 11:47 pm
Сообщения: 5355
Благодарил (а): 1566 раз.
Поблагодарили: 1060 раз.
Кредо: агностик
Пол: Муж
Это всего лишь некоторые начальные главы.

_________________
Фальшивый друг похож на тень - он с вами только в ясный день.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB