ANV
Излагаю цитатную выборку из предложенных АНВ ссылок.
Соколов* показывает, что вечери любви (агапы), отличавшиеся более или менее литургическим характером, являлись одним из важных проявлений общественной организации древней Христианской Церкви. Высшим выражением двух черт жизни новозаветной Церкви - эсхатологии и братства - были агапы, включающие в себя, как свой кульминационный пункт, евхаристию. "И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян 2:42). Агапы первой Церкви были высшим радостным выражением тесной взаимосвязи членов Церкви, выражением теснейшего общения любви, - той koinonia, которая была чувством живого касания к царству Божию, - сознания принадлежности к нему при полном и всеобщем равенстве чрез Христа, так скоро вновь ожидаемого. Это были трапезы не отдельных лиц, не отдельных семей, но всего христианского общества, как одной наитеснейше связанной семьи. Здесь христиане объединялись еще более и, наконец, их объединение таинством евхаристии замыкалось единением со Христом и во Христе. Евхаристия возвышала агапу на степень большую, чем только простая трапеза для насыщения и углубляла ее смысл. Такая нравственная настроенность и эсхатологический характер агап сообщали им особую торжественность, придавали им религиозно-мистическую окраску: агапы носили на себе светлый облик грядущего Христа. Агапы, соединяясь с евхаристией, представляли собой точное воспроизведение Тайной вечери Агапы и евхаристия во время Климента в Церкви Александрийской были еще нераздельным целым. Принимали евхаристию, очевидно, в начале трапезы. Можно догадываться, что св. Климент для того, чтобы та или другая вечеря была агапой, - вечерью любви, - поставляет необходимым условием предшествующую ей евхаристию. Во всяком случае любовь как основа и мотив благотворительности, была непременным требованием св. Климента к участникам агап. Творения св. Климента далее отмечают новую ступень в истории агап: до сих пор они были собраниями общественными, - трапезами всей Церкви, - теперь они получили возможность быть делом и частного лица, - отдельного члена Церкви. Эти частные агапы, первое свидетельство о которых мы имеем у св. Климента, послужили более удобным полем для злоупотреблений и тем самым были и одной из причин уничтожения этого института - сначала в церковных зданиях, а потом и окончательно и без ограничений.
Император Константин Великий писал: "Многие по чувству жалости к неимущим и ради вспомоществования странным и нищим, устрояют весьма скромные пиршества, - и кто считает их излишними, тот мыслит не по божественному и святейшему учению". Еще сильнее и категоричнее отстаивает агапы 11-е правило Гангрского собора: "Если кто презирает тех, которые устраивают по вере агапы и в честь Господа созывают братьев, и не хочет участвовать в приглашениях, считая творимое низким, да будет под клятвой"-340г. Из возрастающего в миссионерском отношении значения агап вытекала и та опасность, которая всегда им грозила. Вступление новых членов в Церковь, которые решались сделаться христианами только потому, что христианская религия сделалась господствующей в государстве, - и только затем, чтобы использовать церковную благотворительность, - не могло не подвигнуть агапы к их каноническому упразднению. Около 363 г. Лаодикийский собор постановил: Не должно в местах Господних или в церквах устраивать так называемые агапы, и вкушать в доме Господнем, и постилать ложе"12. Если теперь где агапы и соединялись с евхаристией, то отныне такое соединение немыслимо без нарушения церковного канона: "Не должно епископам или пресвитерам совершать приношения в частных домах". Если агапам не стало места в церквах, а евхаристии - в частных домах, то ясно, что соединения их быть не может и что древнему порядку, если бы его и желали восстановить, пришел конец. Но агапы не исчезли и не могли исчезнуть сразу, будучи изначальным и глубоко вкоренившимся обычаем Церкви. Соборы хорошо сознавали это. 3-й карфагенский собор, возводя в правило вкушение пищи натощак делает исключение для Великого Четверга. "Святое таинство алтаря да совершается людьми не ядшими. Исключается из сего единый в году день, в который вечеря Господня совершается… ... епископы и клирики в церкви да не пиршествуют: разве случится по нужде странствования в ней отдохновение иметь. И мирянам, елико можно, да возбраняются такие пиршества" Агапы вступают в третий и последний период своей истории, когда сама Церковь отнимает у них общественный характер, когда они уже с трудом терпимы в ней и когда пастыри Церкви, имея с собой в качестве основания соборные распоряжения, стараются постепенно их уничтожить или - по крайней мере - удержать их от тех злоупотреблений, которые, по-видимому, становятся все чаще и чаще. Исследовав общественные трапезы иудеев и язычников, П. Соколов приходит к выводу, что агапы - явление общечеловеческое. Человеческое общежитие было основано на религии; его символом был общий стол. Отсюда берет начало тесная духовная связь между членами общества. У евреев издавна существовал обычай устраивать совместные трапезы в соединении с жертвоприношением. "И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели и пили и ночевали на горе" "Сегодня у народа жертвоприношение на высоте... народ не начнет есть, доколе он (Самуил) не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званные" "Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа; и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому"12. Подобные религиозные пиршества имели крепкую связь в Ветхом Завете не только с религиозными, но и семейными праздниками. Так, пир устраивался при отнятии ребенка от груди матери, при заключении брака, по случаю свидания с другом или симпатичным лицом. Обычай жертвенных трапез получил свою санкцию и от закона Моисеева, - и не только в соединении с пасхальным агнцем, но и десятиной и приношением к алтарю начатка плодов. Акт совместного вкушения и пития есть торжественное и принятое выражение того факта, что все участник братья и сестры. Но где взаимная связь теснее, как не в христианстве? И здесь мы видим трапезу, которая замыкается, как высшим своим пунктом таинством евхаристии. Несомненно, агапы стоят выше всех этих трапез, но форма их одинакова. В самом начале III века, Климент Александрийский († 215 г.) описывает Агапы, как ещё вполне евхаристические по сути.Это — «прекрасное спасительное учреждение Логоса... Агапы поистине небесная пища, пиршество Слова (έστίασις λογική)... И если ты лю¬бишь Господа Бога твоего и ближнего твоего, то это праздничное и блажен¬ное торжество, имея свойства небесного, происходит уже как бы на небе¬сах... Агапы — дело чистое и достойное Бога, и их цель вспомоществование. Радости вечерей любви, вследствие участия в них многих, действуют на лю¬бовь оживляющим образом, они — предчувствие радости вечной... Что так именно должно участвовать на агапах, открывается из того, что при этом мы принимаем пищу (βρώσις) Христову» («Педагог» II, 1)
*- книга Петра Соколова "Агапы или вечери любви в древне-христианском мире" (Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1906 г.)
Резюме предварительное:
В общем, очень поганое дело получилось. 1. Агапы- «прекрасное спасительное учреждение Логоса», Христово наследие разбомблено самою же церковью «Христовой». 2. Как и в иконном деле и с агапами вновь видны «мерцания света». Гангрский собор 340 г.-проклятие за уклонение от агап->Лаодикийский 360г.-“начало уничтожения агап»-> Карфагенский 430 г.-«контрольный выстрел», добитие агап.-> современные потуги «возрождения» «агап». 3. Как и в субботнем деле видна антиномистская мотивация разрушения дела Христа и Апостолов. 4. Лучше и не тужтесь «возрождать» агапы. Вновь родите очередной пасквиль с хвостом языческих обычаев и нацепите фиктивный ярлык «made by Апостолы».
О чем мы там еще дико флудили?-Ах да,-разгром церковью Пасхи 14 Нисана. Скоро приступлю к третьей серии вымогательства этой темы…
ЗЫ А это из Климента персонально дарю МаринКе: «Осмеливаются некоторые дерзким языком давать имя агап каким-то пирушкам (δειπνάρια), пахнущим жареным жиром (κνίσσης) и супами (ζωμών), сводя их к вину, горшкам и супам».-Это практически ваше определение агап как «попить кофейку с пирожками».
_________________ Homo errarum est!
|