Продолжение...
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОПРОСУ ОБ УСЛОВНОМ БЕССМЕРТИИ ДУШИ
19 декабря 1513 года в связи с восьмым заседанием пятого Латеранского собора, папа Лев Х издал буллу, в которой заявил: "Мы осуждаем и предаем анафеме всех, кто утверждает, что сознательная душа является смертной". Эта булла была направлена против растущей "ереси" тех, кто отрицал естественное бессмертие души, признавая лишь условное бессмертие человека. Булла также постановляла, что "все, придерживающиеся подобных заблуждений должны быть исключены из церкви и наказаны как еретики". Следует заметить, что все постановления Латеранского собора были изданы в виде булл (Шредер. "Дисциплинарные постановления церковных соборов". 1937 г. стр. 483, 487).
В 1516 году Петр Помпонаций, из Мантуи, известный итальянский профессор, возглавлявший группу "аверрористов" (которые отрицали естественное бессмертие души) издал книгу под названием: "Трактат о бессмертии души", в которой выступил против существующего взгляда церкви.
Книга получила широкое распространение, особенно в итальянских университетах. В результате Петр Помпонаций вынужден был предстать перед инквизицией с соответствующим объяснением, а его книга была публично сожжена в Венеции.
Через некоторое время, 31 октября 1517 года Лютер прибил к двери Виттенбергской церкви свои знаменитые тезисы.
В опубликованной им "Защите 41 тезиса" Лютер назвал папское учение о бессмертии души "одним из отвратительнейших декреталиев Римской церкви" (Тезис 27). В 27 тезисе Лютер в своей "Защите" сказал: "Посему я допускаю, что папа может учреждать пункты веры для себя и своих верноподданных,- такие как: что хлеб и вино при причастии превращаются в таинство; что сущность Бога не имеет начала; что душа является реальной частью человеческого тела; что папа является императором мира, царем неба и богом земли; что душа бессмертна и что все эти отвратительнейшие декреталии Римской церкви даны для того, чтобы все соответствовало римско-католической вере - ее "благая" весть, ее "верноподданные", ее церковь; и чтобы уста могли упражняться в соответственной ничтожной пище, а запреты - могли быть достойным блюдом" (Веймарское издание трудов Лютера. Т. 7. 131, 132).
Архидиакон Френсиз Блекбурн в одном из своих сочинений "Краткое историческое обозрение спора о промежуточном состоянии", 1765 году писал: "На основании Священного Писания Лютер принял учение о том, что после смерти душа находится в состоянии сна - она спит, и приводил это место из Библии в доказательство против существования чистилища и поклонения святым. Такого убеждения он придерживался до конца своей жизни" (стр. 14).
В поддержку этой позиции Блекбурн приводит выдержки из учений Лютера.
ПРИМЕЧАНИЕ: "Лютеранский теолог доктор Т. А. Кантонен (Христианская надежда. 1594 г. стр. 37) подобным образом ссылается на позицию Лютера в следующих словах: "Лютер еще больше подчеркивал на воскресении, концентрируя внимание на библейском положении о смерти как о сне. Подобно тому как праведник засыпает и пробуждается утром, не зная что случилось, так мы внезапно воскреснем в последний день, не зная каким образом мы умерли и как находились в смертном состоянии". "Мы уснем, пока Он не придет и не пробудит из смертного сна и скажет: "Доктор Мартин, вставай!" Тогда я воскресну во мгновение ока и буду счастлив с Ним навсегда".
Ниже с некоторыми подробностями приводятся наиболее важные свидетельства Мартина Лютера и Вильяма Тиндаля, а также других богословов прошлого относительно данного вопроса.
16 столетие
Мартин Лютер (1493-1546) - немецкий реформатор и переводчик Библии.
Чистилище, которое предполагает сознательное мучение душ после смерти, побудило Лютера глубоко задуматься над этим вопросом и он пришел к выводу, что душа после смерти не мучится, а спит.
Хотя Лютер не всегда был последовательным, но основная его мысль во всех произведениях одна и та же, а именно, что души после смерти спят мирным сном, не ощущая ни радости, ни страданий. Мертвые ничего не сознают: они не видят, не чувствуют, не разумеют, ничего не знают о происходящих событиях. Лютер верил и утверждал, что в смертном сне есть полное и абсолютное неведение о состоянии смерти, ни о течении времени. Смерть - это глубокий, здоровый и сладкий сон. Мертвые покоятся во сне до дня воскресения. Во время этого события душа и тело оживут и снова соединятся.
Вот некоторые выдержки из его произведений: "Соломон,- читаем мы,- говорит, что мертвые спят и ничего не чувствуют.
Они не считают ни дней, ни годов, и когда пробудятся, им покажется, что прошло лишь одно мгновение" (Толкование на книгу Екклезиаста. 1573 г.).
"Мы, христиане: искупленные драгоценной кровью Сына Божьего, должны так укрепиться в вере, чтобы смогли презирать смерть и смотреть на нее как на глубокий и сладкий сон, считать гроб ни чем иным, как лоном Господа нашего Иисуса Христа, или раем; а могилу - ни чем иным, как мягким ложем покоя.
У Бога так оно и есть, потому что Спаситель в Ев. от Иоанна 11, 11 Сам говорит: "Лазарь, друг наш уснул". И в Мат. 9, 24 сказано: "Девица не умерла, но спит". Подобно этому и ап.
Павел в 1Кор. 15, удаляет из нашего поля зрения страшный призрак смерти и внушает нам приятную и радостную мысль о будущей жизни. Он говорит: "Сеется в унижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе, сеется тело душевное, восстанет тело духовное" (Христианские песни - латинские и немецкие - для употребления при похоронах. 1542 г. В трудах Лютера (1932 г.) том. 6. 287. 288).
"Таким образом, душа после смерти идет на ложе покоя и во время сна она не сознает ничего.
И только Бог может пробудить ее. Бог способен был пробудить Илию, Моисея и других и дать им жизнь. Как это происходит? Мы этого не знаем, но это нам понятно из сравнения с телесным сном из слов Божьих о том, что смерть - это сон, мирный покой. Спящий не знает всего, что делается по соседству с ним, и тем не менее он жив. Вопреки самой природе жизни он не ощущает происходящего. Такое же состояние мы переживем в тот момент, когда пробудимся от смерти для новой нетленной жизни" (Исповеди. Т. 1. 1759. 1760).
Приведем еще одну выдержку: "Мы должны научиться понимать смерть в истинном свете, чтобы не бояться смерти, как неверующие. Смерть во Христе - это лишь приятный, кратковременный сон, который уводит нас из долины слез, избавляет от греха и страха предстоящей смерти и от всех горестей жизни. Мы будем спокойно и беззаботно покоиться как в постели до того дня, когда Божий глас пробудит нас для вечной славы, где мы будем иметь радостную встречу с Его детьми. Называя смерть сном, мы знаем, что не останемся в таком состоянии вечно, но пробудимся и оживем и время смерти покажется нам мгновением. Тогда мы будем укорять себя за то, что нам не нужно было так тревожиться о приближении смерти, что она - лишь мгновение, после которого мы воскреснем из своих могил в нетленном и славном состоянии для встречи с нашим Господом Иисусом Христом на облаках небесных. Говоря о смерти святых, Св. Писание ободряет нас словами о том, что они уснули и приложились к своим отцам, т. е. своей верой и утешением во Христе победили смерть и ожидают своего воскресения вместе с раньше умершими святыми" (Краткое обозрение богословия Лютера, 242 стр.).
Вильям Тиндаль (1484-1536) - переводчик Библии, мученик инквизиции.
Англичанин Вильям Тиндаль, переведший Библию на английский язык, сделался защитником ожившего учения об условном бессмертии. Этот и ряд других пунктов Библии привели его в прямое столкновение с защитником папства Томасом Мором, то же родом из Англии.
В 1529 году Мор сильно восстал против "пагубной секты", возглавляемой Тиндалем и Лютером, поскольку последние учили о том, что "все души покоятся во сне до дня суда". В 1530 году Тиндаль ответил ему решительным образом, говоря: "Помещая усопшие души на небо, в ад или чистилище, вы тем самым разрушаете доводы, с помощью которых Христос и ап. Павел доказывают воскресение мертвых. Если же души и в самом деле находятся на небе, то что же мешает им уподобиться ангелам? И для чего в таком случае нужно воскресение?" (Ответ на диалог Томаса Мора. 1850 года. Книга 4. гл. 4. стр. 180. 181).
Тиндаль затронул самую сущность данного вопроса, указывая на попытки папства соединить свое учение о естественном бессмертии души с учением языческих философов. Он пишет: "Истинная вера надеется на воскресение, которое мы призваны ожидать каждую минуту. Языческие философы вообще отвергают воскресение, утверждая, что души живут вечно.
А папа старается соединить духовное учение Христа с плотским учением философов, что практически невозможно, как невозможно соединить в одно в верующем человеке Дух и плоть. Папа, имеющий плотский ум, соглашается с языческим учением и чтобы утвердить его, не страшится искажать Священное Писание" (Там же, стр. 180).
Далее, говоря в своем трактате о молениях, с которыми якобы можно обращаться к святым, Тиндаль ссылается на тот же довод, указывая, что как такового учения об усопших Святых на небе во дни Христа еще не было: "Томас Мор говорит: "Если они действительно Божьи, тогда они находятся на небе, потому что Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Опираясь на эти слова и доказывая, что святые находятся на небе в небесной славе вместе со Христом,- Мор полностью извращает довод Христа, с помощью которого Он доказывает воскресение. Иисус говорит о будущем воскресении Авраама и всех святых, а не о том, что их души находятся на небе. Такого учения в мире до сих пор не было. Оно фактически лишает воскресение всякого смысла и делает слова Христа - ненужными" (Там же, стр. 118).
Тиндаль в своем рассуждении идет еще дальше, показывая явное противоречие между учением папы и учением ап. Павла.
Он с иронией замечает: "Нет, Павел, ты еще многого не знаешь. Иди к господину Мору и поучись у него. Если верующие не воскресают,- говорит он,- то им нечего печалиться и считать себя самыми несчастными людьми, так как сразу после смерти их души идут на небо и находятся там в таком же блаженстве, что и воскресший Христос". И я удивляюсь тому, что ап.
Павел не утешал фессалоникийцев этим учением, зная, что души умерших их близких находятся в небесном блаженстве, а утешал мыслью о воскресении. Если души согласно вашему учению находятся на небе в такой же славе как и ангелы, тогда скажите мне, в чем же смысл воскресения?" (Там же, стр. 118).
Джон Фрит (1503-1533) - сотрудник Тиндаля, казненный вместе с ним за свои убеждения, пишет: "Допустим, что некоторые находятся в аду, а некоторые - на небе (что само по себе противоречит Св. Писанию).
Тогда слова Христа о воскресении, о том, что мы вновь оживаем, теряют всякий смысл. Что же касается их места покоя, то я открыто говорю, что они находятся в руке Божьей" (Ответ Джону Фишеру).
Георг Вишарт (1500-1546) - ученый, друг Латимера, воспитатель Нокса, мученик. Вишарта обвинили в том, что он отвергал некоторые пункты католического вероисповедания, как то: тайную исповедь (священнику), преосуществление, соборование, святую воду, моление святым и чистилище.
В предъявленном ему обвинении пункт 16 касается распространения учения о смертном сне души.
Обвинение "XVI": "Ты лживый еретик, - говорится в нем,- открыто проповедовал, что душа человека спит до последнего дня суда и не обретет бессмертия, пока не наступит тот день" (Блекбурн. Историческое обозрение. Стр. 21).
БАПТИСТЫ
В своих "лекциях" по истории церкви ректор Геттингенского университета Иоанн Мосгейм свидетельствует о том, что многочисленные группы баптистов можно было встретить во всех провинциях Англии (Мурдок. Кн. 4. Гл. XVI разд. 3, 23). Один из пунктов их вероучения гласил: "Что душа после смерти до дня воскресения не ощущает ни радости, ни страданий. Она находится в бессознательном состоянии" (Там же).
С другой стороны, Кальвин, сильно встревоженный распространением этого учения во многих странах, в 1534 г. написал воинственный трактат "Психопанникия. (Сон души).
В нем он опровергал учение о том, что "душа умирает или спит" и утверждал, что эта пагубная ересь уже охватила тысячи людей.
Видя, что многие из ранних реформаторов приняли учение о том, что "душа спит", доктор Иосиф Пристли написал такие слова: "Если бы Кальвин с его большим авторитетом не выступил так резко против учения о "сне души", то учение о посмертном сознательном состоянии человека по сей вероятности рухнуло бы, так же быстро, как и учение о чистилище" (Извращения среди христианства. Т. 5. Стр. 229).
17-е столетие
Ричард (Роберт) Овертон - ученый, воин и памфлетист. "Смертность человека" 1643 год.
На первой странице этой книги он пишет: "Если весь человек согрешил, то это значит, что весь человек умер.
И никакого различия между душой и телом здесь нет.
А утверждение о том, что душа идет на небо или в ад является сплошным вымыслом. Бессмертие человека начинается только при воскресении, когда ему будет вынесено определение к погибели или ко спасению".
Самуил Ричардсон (1633-1658) - проповедник первой особой баптистской церкви в Лондоне.
В своем трактате "О муках ада" он писал: "Основание этого учения подвергалось тщательному исследованию и в конце концов было отвергнуто. С помощью неопровержимых доводов было доказано, что бесконечных мучений, якобы ожидающих человека после его смерти,- не будет" (1658 г.).
Джон Мильтон (1608-1674) - величайший из религиозных поэтов, секретарь Кромвеля.
В своем трактате "О христианском учении" (т. 1, гл. 13) он говорит о бессознательном сне человека после смерти до пришествия Христа и воскресения: "Всем известно, что человек состоит из тела и души (хотя невозможно определить эти подразделения).
В ходе своих рассуждений я покажу, что как весь человек, так и каждая часть его в отдельности в момент смерти лишаются жизни. Могила - это обитель для всех до наступления дня суда" (гл. 13).
Георг Витер (1588-1667) - христианский поэт, переводчик, епископ Емеса (1636 г.). Георг Витер был сторонником учения об условном бессмертии души, утверждал, что душа в смерти спит.
Джон Джексон (1686-1763) - ректор Россингтоского университета, автор следующих работ: "Диссертация о материи и духе" 1735 г. "О потустороннем мире" 1745 г. "Разница между истиной и ложной религией" 1750 г. В своих произведениях он опровергал учение о вечных муках.
Джон Канн (1590-1667) - баптистский проповедник из Бристоля, издававший произведения Овертона и придерживавшийся с ним одинаковых взглядов. Написал труд: "Ссылки Библии" 1682 г.
Джон Тиллотсон (1630-1694) - архиепископ Кентерберийский (его произведения изданы в 1683 г.) писал: "Нигде не видно, чтобы учение о бессмертии души подтверждалось Священным Писанием; оно принимается только на веру" (Труды, 1717 эд. Т 1. 749 стр.).
Доктор Исаак Барроу (1630-1677) - профессор греческого языка и литературы при Кембриджском университете. Считал вечную жизнь условной и верил в окончательное истребление нечестивых.
18 столетие
Доктор Вильям Говард (1657-1725) - лондонский врач, в своем "Очерке учении о душе", пишет: "Рассуждения о человеческой душе, предполагающие духовную и бессмертную субстанцию души, соединенную с человеческим телом,- суть языческий вымысел, противоречащий принципам философии, разума и религии" (1702 г.).
"Дальнейшие мысли относительно человеческой души" 1703 г.
Генри Лейтон (1607-1706) - член англиканской церкви, автор 12 книг об условном бессмертии. Вот главные из них: "Доказательства и ответы в диспуте относительно естества души" (1793 г.). "Исследование о душе" (1706 г.). "В своих трудах он доказывает, что мы в жизни существуем и движемся Христом. Умирая, мы покоимся в Нем до дня воскресения при Его Втором пришествии".
Иосиф Николь Скотт (1703-1769) - проповедник, помощник и сотрудник своего отца Томаса Скотта. Его важный труд: "Проповеди в защиту религии" (1743 г.). Во втором томе своих проповедей в защиту религии (проповеди 17 и 18) он утверждает, что жизнь получат только праведные, а все нечестивые будут истреблены.
Доктор Иосиф Пристли (1733-1804) - унитарий, ученый и философ. Он написал: "Исследования касающиеся материи и духа" в Трудах (том 3). В своем другом труде "История учения о состоянии мертвых" он пишет о том, что "душа при смерти находится в таком же бессознательном состоянии, как и тело".
Епископ Эдмунд Ло (1703-1787) - учитель колледжа имени святого Петра и архидиакон Стаффордшира. Он написал следующие труды: "Исследования. теории религии" (1749 г.). "Состояние мертвых" (1765 г.). В своих трудах он отвергает учение о посмертном сознательном состоянии души. Он считает смерть сном, отсутствием всякой жизни, мышления и действия,- состоянием покоя, безмолвия и забвения.
Петр Пекард (1718-1797) - глава Магдаленского и Кембриджского колледжей, диакон в Питсборо. Его труд: "Исследование учения о промежуточном состоянии между смертью и воскресением" (1756 г.). В своих трудах он пишет о том, что бессмертие не является естественным - оно суть дар в Иисусе Христе.
Архидиакон Френсиз Блекбурн (1705-1787) - из Клевеланда, ректор Ричмондского университета. Главный его труд: "Краткое историческое обозрение спора относительно промежуточного состояния" (1765 г.). Посвятил вопросу о состоянии души после смерти свой труд, в котором эта тема прослеживается на протяжении всего 18 века.
Епископ Вильям Варбуртон (1698-1779) - участник богословских споров. Написал труд: "Божественная миссия Моисея" (1738-1741 гг.). Называл верующих в вечные муки "Жестокими докторами".
Самуил Бурн (1714-1796) - из Ланкашира. Написал труд: "Христианское учение о будущем наказании" (1759 г.) и другие труды. В своих произведениях подчеркивает полное истребление неисправимых грешников.
Доктор Вильям Вистон (1667-1752) - баптистский богослов, профессор математики при Кембриджском университете. Важен его труд: "Размышление о вечных муках ада" (1740 г.). Отрицал учение о вечных муках и верил в полное истребление нечестивых.
Доктор Джон Тотти (1772-?) - священник церкви Христовой в Оксофрде, архидиакон Вурчестера. Написал труд: "Проповеди, сказанные в Оксфордском университете" (1775 г.). Выступал против учения о естественном бессмертии души.
Профессор Генри Додвелл (1641-1711) - из Оксфорда, классический богослов, прозванный ученым. Написал: "Письмо относительно бессмертия души" (1703 г.). "Естественная смертность человеческих душ" (1708 г.). В этих и в ряде других трудов о состоянии души после смерти он утверждает, на основании Св. Писания и первых отцов, что душа от природы смертна, свое бессмертие она обретает лишь по воле Божьей.
19 столетие
Епископ Тимофей Кендрик - член англиканской церкви. Написал: "Проповеди" (1805 г.). В этих проповедях он утверждал, что душа человека умирает вместе с его телом и обретает жизнь только при Втором пришествии Христа, в момент воскресения.
Доктор Вильям Томпсон (1819-1890) - архиепископ Йоркский. Написал труд: "Размышление о смерти" (1852 г.). В этом труде он писал, что жизнь нечестивого равнозначна его истреблению, поскольку вечно имеет право существовать лишь то, что угодно Богу".
Доктор Эдвард Вайт (1819-1887) - пастор церкви имени св. Павла, председатель конгрегационалистских церквей. Свыше 40 лет в числе других видных богословов отстаивал учение об условном бессмертии. Написал труды: "Жизнь во Христе" (1846 г.). "Эта неизвестная область" (симпозиум). "Бессмертие" (симпозиум). В 1883 г. он заявил: "После сорокалетнего исследования данного вопроса я пришел к твердому убеждению, что представление о бесконечных душевных и телесных страданиях, которое в Америке защищает Ингерсолл, а в Англии - Брадлаф, противоречит каждой строчке Св. Писания, равно как и нравственному чувству каждого человека" (Невыразимый дар. 1884 г. 22 стр.). В следующем году он дополнил эту мысль: "Ветхий завет последовательно открывает нам истину о вечной жизни детей Божьих и вечном истреблении нечестивых. Если Ветхий Завет принимать просто, без всякого предубеждения, то мы в нем находим последовательное стройное учение. Евангелия и послания с той же последовательностью и почти тем же языком говорят об участии нечестивых, что они умрут, исчезнут, не увидят жизни, подвергнутся полному и окончательному истреблению вместе с душой и телом в геенне огненной" (Гомилетический ежемесячник. Англия. Март 1885 г.).
Доктор Джон Томас (1805-1871) - издатель, апологет первоапостольской церкви, основатель Христодельфианской церкви. Верил, что нечестивые определены на окончательное истребление, а бессмертие - это дар в Иисусе Христе.
Г. Г. Добни (1809-1883) - баптистский проповедник из Мейдстауна (Англия). Написал: "Заметки лекций о будущем наказании" (1844 г.).
Архиепископ Ричард Вотли (1787-1863) - из Дублина, профессор и директор Оксфордского университета. Написал труд: "Обозрение откровений Св. Писания относительно будущего состояния". Учил, что в Библии нигде не говорится о том, что нечестивые останутся жить; напротив, везде подчеркивается, что они будут истреблены.
Декан Генри Альфорд (1810-1871) - из Кентербери, исследователь Библии. Написал: "Греческий Новый Завет". Он подчеркивал, что "вечная жизнь принадлежит только тем, кто живет в согласии с Богом".
Джеймс Пантон Гем - проповедник конгрегационалист из Бристоля. Написал: "Жизнь и смерть" или Теология Библии относительно смертного состояния человека.
Чарльз Ф. Худсон (1821-1867) - проповедник конгрегационалист и исследователь греческого языка и литературы. Написал труды: "Грех и благодать - их отношение к учению о будущей жизни" (1857 г.). "Христос - наша жизнь. Св. Писание говорит, что бессмертие даруется только чрез Христа" (1860 г.).
Доктор Роберт Дейл (1829-1895) - проповедник конгрегационалист из Бирмингема, издатель, председатель союза конгрегационалистов Англии и Уэльса; председатель первого международного совета конгрегационалистских церквей в 1891 году. О своем согласии с учением кондиционализма, т. е. об условном бессмертии, он открыто заявил в журнале перед съездом конгрегационалистов в 1874 году: "Вечная жизнь,- писал он,- это наследие тех, кто пребывает во Христе. А кто не пребывает в Нем, умрет второй смертью, из которой нет воскресения. Не думаю, чтобы мое отношение к кондиционализму подорвало авторитет моего учения относительно основных истин христианства. Что касается истины о тройственности Божества, то она остается неизменной. Учение же о воплощении, об искуплении, об оправдании верой, а также учение о суде согласно дел и учение о возрождении с позиции кондиционализма стали еще более наглядными и доступными нашему пониманию" (Отмечено Фреером в "Жизнь и труды Эдварда Вайт" 1902 г. стр. 354. 355).
Декан Фредерик Фаррар (1831-1903) - священник Вестминстерского аббатства, настоятель Кентерберийского собора. Написал: "Вечная надежда" (1877 г.). "Вера и милость". "Милость и суд" (1881 г.). В своих произведениях отрицал догмат о бесконечном сознательном страдании. В Св. Писании не нашел ни одного места, которое можно было бы истолковать в пользу этого учения.
Герман Ольсгаузен (1796-1839) - профессор богословия в Кеннигсберге. Написал: "Библейский комментарий на Новый Завет", т. 4. (1860 г.). Он говорит: "Во всей Библии мы не встречаем ни одного слова о бессмертии души. И даже самое наименование этого учения - ей чуждо" (Библейский коммент. на Новый Завет. 1860. Т. 4. 381 стр.).
Священник Генри Констейбл (умер 1894 г.) - из Ирландии. Написал труды: "Хадес: или промежуточное состояние человека". "Восстановление всего". "Продолжительность и природа будущего наказания". В своих религиозных трудах он свидетельствует о том, что не только учения о бессмертии души, но и самого названия такого учения в Библии нет.
Вильям И. Гладстон (1809-1898) - премьер-министр Великобритании и богослов. В своем труде "Вспомогательное изучение к трудам епископа Батлера" после серьезной критики апологии епископа Батлера, в которой тот отстаивает учение о естественном бессмертии,- Гладстон пишет: "Мысль о естественном бессмертии души (в противоположность учению Библии) стала утверждаться в христианской церкви лишь со дней Оригена" (Вспомогательное изучение к трудам епископа Батлера. Стр. 184).
"Учение о естественном бессмертии не стало предметом широкого обсуждения и не было подвергнуто строгому и точному анализу. Оно вкралось в церковь так сказать с заднего входа, незаметным образом и с молчаливого согласия столпов церкви получило печать авторитета" (Там же, стр. 195).
"Следует отметить еще одно весьма важное обстоятельство, а именно, что учение о естественном бессмертии души совершенно чуждо духу Св. Писания. Оно не имеет под собой иной почвы, кроме хитроумного, но широко и серьезно оспариваемого философского суждения" (Там же, стр. 197).
"Если признать, что согласно изволению Божьему существует вечное мучение, тогда характер Всемогущего ставится под сомнение. Если же согласиться с тем, что наказание, каким бы оно ни было, не может быть вечным,- тогда с точки зрения человеческого суждения характер Божий вполне оправдан" (Там же, стр. 241).
Иосиф Паркер (1830-1902) - конгрегационалист, проповедник из Лондона. В книге "Библия для народа", т. 1 на Бытие, он говорит: "В духе любви, которая характеризует все действия Божьи, Бог ставит перед человеком вопрос: желает ли он избрать жизнь и быть подобным Ему или же готов принять тьму и вечную смерть. Бог не говорит человеку: "Я сделаю тебя бессмертным, и ты, независимо от твоего желания, будешь жить вечно". Нет, Он создал его способным к жизни, предусматривая для него в конечном итоге вечную жизнь. Он призывает человека стремиться к этой возвышенной цели, заверяя его, как только может заверять Сам Бог, что Он не имеет радости в смерти грешника, но хочет, чтобы он жил. Это учение, по моему мнению, упрощает и вместе с тем возвеличивает историю человечества, переданную в Библии.
Жизнь и смерть не предложены ни одному из животных. Они предложены только человеку. Человек может жить, он предназначен, чтобы жить, он призван, чтобы жить. Провидение и план спасения трудятся над тем, чтобы он жил. Зачем же ему умирать?" (Библия для народа. Т. 1. 126 стр.) Говоря об окончательном удалении греха из вселенной, Паркер добавляет: "Под уничтожением зла я не понимаю заключения его в нравственную темницу, которая с течением времени разрастется до такой степени, что станет пристанищем для миллионов нечестивых грешников. Под уничтожением зла я понимаю его полное и окончательное истребление, в результате чего во всей вселенной не будет больше ни пятна, ни порока,- она станет обителью безгрешных творений". (Там же, стр. 160.) В своем комментарии к книге "Истребление Содома" Паркер категорически отвергает мысль о том, что "Бог не властен отнять у сотворенного им человека жизнь или эту жизнь возвратить ему". Он говорит: "Если бы человеку были даны жизнь и бессмертие, какими обладает только Бог, то он возгордился бы и стал превозноситься над делами рук Своего Творца. Учение о бессмертии души представляется мне полнейшей нелепостью. Его даже трудно назвать небогохульным. Бог оставил за Собой право - взять обратно то, что Он дал, потому что все Его дары предлагаются на условиях, которые не нуждаются ни в каком пересмотре и исправлении" (Там же, 222 стр.).
"В случае с Содомом мы имеем пример полного и вечного истребления. Из Нового Завета мы узнаем, что Содом подвергся казни огня вечного, т. е. огня, который привел Содом к полнейшему уничтожению, и тем самым исполнил намерение Божье. Огонь был вечным,- это правда. Но это не значит, что Содом продолжает гореть и сегодня. Дым их (т. е. жителей Содома) мучения, будучи дымом вечного огня, поднимался вечно, т. е. постоянно, но, как известно, в наши дни в той местности не видно никакого дыма.
Под выражением "огонь вечный" нельзя понимать время в его буквальном значении: оно скорее обозначает его основательное, абсолютное, совершенное и окончательное действие,- нечто совершившееся раз и навсегда". (Там же, стр. 223).
Епископ Иоанн Д. С. Перрон (1823-1904) - ученый языковед в области еврейского языка, член англиканской церкви, епископ Вурчестера. Написал "Лекции о бессмертии" (1868 г.). В них сказано: "Бессмертие души в Ветхом Завете нигде не доказывается и не подтверждается" (Лекции о бессмертии. 31). Георг Г. Стоукс (1820-1903) - профессор математики при Кембриджском университете, президент королевского общества. Участвовал в симпозиумах: 1. "Эта неизвестная область" (1889 г.). 2. "Симпозиум о бессмертии". Он подчеркивает: "Естественно, что после утраты бессмертия вследствие грехопадения человек инстинктивно стремясь к бессмертию, вообразил себе, что в его существе есть что-то бессмертное. Поэтому, если мы желаем знать что-либо о человеке и его промежуточном состоянии между смертью и воскресением,- мы должны обратиться к откровению" ("Эта неизвестная область", стр. 829).
"Вследствие грехопадения человек утерял свою первоначальную сущность и отныне будущая жизнь дается ему не по праву рождения, а по действию божественной благодати.
Искать же в нынешнем плотском естестве человека признаки бессмертия, допуская, что последний одарен возвышенными умственными способностями,- хотя они и не используются по назначению,- это все равно, что искать живых среди мертвых.
Свою гарантию на бессмертие человек должен искать не в себе, а за пределами своего "я" (Симпозиум о бессмертии, 123 стр.).
Доктор В. А. Браун (1865-1943)- один из руководителей Нью-Йоркской унионной семинарии в своем труде: "Христианская надежда" (1912 г.) говорит: "От Израиля вышло учение о воскресении и пришествии, от греков - учение о естественном бессмертии".
Доктор Д. Агар Бит (1840-1924) - профессор, методист в своем предисловии к труду: "Бессмертие души" пишет: "Следующие страницы. являются опровержением учения, которое в течение многих веков почти всеми воспринималось за библейскую истину, но которое по букве и духу совершенно чуждо Св. Писанию, потому что заимствовано из греческой философии. До последнего времени это небиблейское учение оставалось сравнительно безвредным, но теперь оно начинает приносить весьма печальные плоды. Конечно, многие могут говорить, что это учение, как впрочем некоторые другие, хотя и не совсем ясно выражено в Библии, тем не менее оно подразумевается. Те, кто свое учение утверждает на авторитете Библии, должны доказать, что оно происходит от Него. Но таких доказательств нет" ("Бессмертие души", 5 издание, 1902 г. Предисловие).
Доктор Р. Ф. Уэймаус (1822-1902) - переводчик Нового Завета на современный английский язык. В связи с работой над Новым Заветом, он пишет следующее: "Трудно представить себе более грубое извращение языка, чем то, которое мы встречаем при переводе пяти-шести выразительных, конкретных греческих слов, обозначающих полное уничтожение или истребление. Но в эти слова вкладывается иной смысл, якобы предполагающий "вечное и вместе с тем несчастное существование". Если белое заменить черным, то в сравнении с данным толкованием это будет выглядеть не столь абсурдно" (Цитировано Эдвардом Вайт в книге: "Жизнь во Христе". 1878 г. стр. 365).
Ричард Френсиз Уэймаус дает следующее примечание на 1Кор. 15, 18: "Поэтому и умершие во Христе "погибли",- здесь апостол очевидно имеет в виду: "прекратили существование". К Евр. 9, 27 он делает следующее примечание: "Употребление таких новозаветных слов, как "смерть", "истребление", "огонь", "погибель",- описывающие будущее возмездие, свидетельствует о переживании страданий, которые окончатся смертью человека,- полным прекращением его существования. Такая участь ожидает тех, кто своим упорным отвержением Спасителя делает себя неисправимым грешником".
На Откровение 4, 11: "В данном стихе нет ничего, чтобы указывало на вечные мучения. Подобным же образом и "наказание", о котором говорится в Мат. 25, 46, не дает нам никакого понятия о продолжительности времени наказания".
На Откровение 20, 10: "Озеро огненное" - означает сильное страдание и полное, окончательное уничтожение".
Доктор Лейман Абботт (1835-1922) - конгрегационалист, проповедник и издатель журналов: "Христианское единство" и "Обозрение". Участвовал в симпозиуме: "Эта неизвестная область". 1889 г. В этом труде он говорит: "Вне стен Иерусалима, в долине сынов Гиннома (откуда и слово геенна) постоянно горел огонь. Туда сваливали мусор и отбросы со всего города. Это и есть огонь ада Нового Завета. Христос предупреждает Своих слушателей о том, что постоянное упорство во грехе сделает их подобными отбросам, которые сваливали за святым городом Иерусалимом для полного истребления. Червь, который не умирает - это червь, пожирающий мертвецов. Он является символом не вечного мучения, а полного и окончательного истребления" ("Эта неизвестная область", стр. 72).
"Мысль о том, что окончательное наказание за грех есть продолжение жизни в грехе и страдании,- в моем представлении,- частично основано на ложном понимании сущности человека.
Согласно такому пониманию, человек по своей природе бессмертен. Я пришел к выводу, что по учению науки и Библии человек - это живое существо и подобно всем другим живым существам - смертен. Бессмертие относится только к духовной жизни, а эта духовная жизнь возможна только в общении с Богом. Одним словом, бессмертие предназначено для людей не при творении, а при искуплении, и при том только для тех, кто избрал жизнь и бессмертие через Господа нашего Иисуса Христа" (Там же, стр. 72).
Доктор Эдвард Бичер (1803-1895) - конгрегационалист, богослов, президент Иллинойского колледжа, говорит: "Библия не только признает, она категорически отвергает естественное врожденное бессмертие души.
Она убеждает нас в том, что бессмертие имеет только Один Бог (1Тим. 6, 16). Под этим мы понимаем бессмертие в самом высоком смысле слова, т. е. врожденное бессмертие; бессмертие, составляющее неотъемлемую часть Его естества. Все, кроме Него Самого, является Его творением и Им созиждется. Люди, вопреки учению Платона, не являются вечными существами, имеющими жизнь в самих себе, бессмертными по своей природе. Врожденной бессмертной души как таковой - не существует.
Бог поддерживает жизнь каждого сотворенного Им существа и может по Своей воле отнять ее" ("Учение о библейском воздаянии", стр. 58).
Доктор Эммануил Петавел-Олифф (1836-1910) - швейцарский богослов, лектор при Женевском университете. Написал труды: "Борьба за вечную жизнь". "Прекращение зла", 1889 г. "Проблема бессмертия". Доктор Френз Дилич (1813-1890) - профессор, специалист в области еврейской истории. Написал труд "Новый комментарий на Бытие". В нем он пишет: "Во всей Библии нет ни единого намека о врожденном бессмертии души" (Коммент. на Быт. 3, 22). "С библейской точки зрения душу можно погубить, иначе говоря, она смертна" (Коммент. на Числ. 23, 10).
Епископ Чарльз Д. Елликотт (1820-1905) - из Бристоля, председатель английского ревизионного комитета, в журнале "Цейлонский евангелист" за октябрь 1893 год пишет: "Невозможно представить себе, чтобы там, где есть Бог все и во всем было какое-либо темное место; то место, где в бесконечном мучении и с проклятием на устах нечестивые руки грешников поднимались бы против Отца и Бога вечной любви".
Доктор Георг Дана Бордман (1828-1903) - проповедник первой баптистской церкви в Филадельфии, основатель кафедры христианской этики при Пенсильванском университете. Он написал труд "Изучения, касающиеся творческой недели" (1880 г.). По поводу бессмертия он пишет следующие слова: "Во всем Священном Писании, насколько мне известно, начиная от Бытия и кончая Откровением нет ни одного места, которое бы говорило о естественном бессмертии человека. Напротив, Священное Писание подчеркивает, что бессмертие имеет только Один Бог (1Тим. 6, 16), т. е. только Бог имеет жизнь в Самом Себе и в истинном смысле слова - бессмертен" ("Изучения, касающиеся творческой недели", стр. 215-216). "Если же человек станет бессмертен,- это бессмертие только будет даровано ему в будущем.
Он получит бессмертие не потому что он был создан таким, но потому что он стал таким, получив бессмертие от Того, кто Один обладает безусловным бессмертием. В этом смысле дерево жизни посреди рая является символом и залогом вечной жизни. Это видно из следующих слов о грехопадении: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как Один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от дерева жизни и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы хранить путь к дереву жизни" (Быт. 3, 22-24). Если человек по своей природе был бессмертен, то какую нужду он имел в дереве жизни? Ясно одно: условием бессмертия всего человека (его духа, души и тела было употребление плодов этого чудного дерева" (Там же, стр. 216).
Д. Г. Петтингелл (1815-1887) - конгрегационалист, секретарь правления конгрегационалистских иностранных миссий. Написал следующие труды: "Бесконечная нищета", "Всеобщее спасение или условное бессмертие" (1878), "Платонизм против христианства" (1881), "Вечная жизнь - что из себя представляет? Где будет? Кто наследует?" (1882), "Невыразимый дар" (1884).
В своем труде "Вечная жизнь" он пишет: "Примечательно, что учения о вечном мучении мы не находим ни в учении апостолов, ни в Никейском символе веры, ни в двух основных символах веры 16 столетия, а именно в символе веры французской реформаторской церкви и в 39 тезисах англиканской церкви. Мы убеждены, что утверждение этого догмата в протестантских церквах есть следствие средневековых ошибок и умозрительных теорий платонизма.
Исследуя Писания первых отцов церкви: Варнавы, Климента Римского, Гермеса, Игнатия, Поликарпа, Юстина-мученика, Феофила Антиохийского, Иринея, Климента Александрийкого, мы видим, что все они придерживались апостольского учения об истреблении нечестивых. Догмат о вечном мучении проник в церковь под усиливающимся влиянием философии Платона" (Вечная жизнь, стр. 66-67).
|