Текущее время: Вс апр 28, 2024 10:35 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Ср дек 18, 2013 2:00 pm 
Закон – идейность, благодать – человечность

Труднее всего переводить Библию не в тех частях, где какие-то архаические непонятные понятия, а в тех, где понятия вполне понятные. Где архаические, там внимание читателя сразу напрягается. "Благодать" - это что такое? А если "закон" - на автомате проскакивает в мозг и идёт в отсек, где наши представления о законе. Благодати надо подыскивать современный аналог, а закону - нет.

Понятность слова "закон" обманчива. Дело не в том, что закон не стоит на месте. Люди не стоят на месте, в том числе и даже прежде всего - благодаря Христу. Сознание людей меняется, отношения между людьми меняются. Это и есть "Царство Божие приблизилось". Как в фильмах-триллерах про комету, приближающуюся к Земле, смакуется изменение людей и их отношений между собою, так Царство Божие, правление Божие или, если уж совсем по-современному, "режим Божий" приближается именно как невидимое пока небесное тело, меняющее всё, хотя и не материальным образом.

Сегодня то, что беспокоило апостола Павла, и что он выразил противопоставлением закона и благодати, стало противопоставлением идейности и человечности. Важны не отдельные слова, а их соотношение, контраст. Современный человек относится к закону прагматично, не обожествляет его, не мистифицирует его. (Конечно, множество людей - в том числе, жители России - живут в условиях беззакония и даже противозакония, но это отдельная история). Вот к чему современный человек относится с трепетом и уважением, так это к идеям. Именно они составляет основу его жизни. И даже те верующие люди, которые трепещут перед Законом Божиим, воспринимают его на вполне современный лад как некую Идею Божию. И это правильно, это нормально. У Бога есть Идея. Бог принципиален. Он даже, в каком-то смысле, Первопринцип.

Идейность, однако, включает в себя идею человечности. Гуманности. Гуманизма. Идейность в паре с человечностью и есть современное выражение проблемы "закона и благодати". Митрополит Илларион сегодня произносил бы слова "Об идейности и принципиальности Ветхого Завета и человечности Нового Завета".

Значит ли это, что Христос - беспринципен и безыдеен? Да, в каком-то очень точном смысле именно так - и слава Богу! Это и есть спасение! Иисус готов поступиться любыми принципами ради спасения тех, кого Он хочет спасти. Что важно - эти принципы у Него есть. Он пришёл не нарушить закон - Он пришёл не уничтожить идеи и идейность, принципы и принципиальность, Он пришёл сделать человечность принципом. Но "принцип человечности" - это чушь, противоречие по определению, потому что быть человеком означает быть не принципом, не идеей, а образом и подобием Божиим.

Христос - Спаситель, потому что в Нём жуткое напряжение между великой идеей пожизненного заключения и полной безыдейностью всеобщей амнистии, принципиальностью справедливостью и беспринципностью милосердия, полной трезвостью судьи, регистрирующего брак (или отказывающего в регистрации), священника, благословляющего брак (или не благословляющего) и опьянённостью Жениха. Свет электрический там, где есть минус и плюс электрические, Свет Христов там, где закон и благодать, идейность и человечность.


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB