Вопрос первый: творение ли Христос???
В подтверждение своих взглядов о тварности Христа свидетели Иеговы ссылаются преимущественно на 3 стиха: Кол.1:15, Отк.3:14 и Прит.8:22-30.
Рассмотрим Кол.1:15. «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Примечательно, но более правильным будет перевод еп. Кассиана Безобразова: «Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари»
Греческое слово πρωτοτοκος означает первородный, а не первосотворённый. Если бы это было так, то Павел употребил бы другое слово в сочетании с «первый». Вместо слова τικτω (родить) он употребил бы слово κτιζω (творить). В таком случае он употребил бы слово πρωτοκτισματος (первосотворённый). Но он этого не сделал. Это означает, что Павел не верил в сотворение Христа.
Идеологическим прообразом современных свидетелей Иеговы был Арий, кот. смешивал греческие омонимы gannhsiV (рождение) и genesiV (творение). Между словами "родить" и "сотворить" есть существенная разница. Родить можно только то существо, кот. идентично нам по природе и равномощно. скажем, чел. может родить только человека, причём не большего и не меньшего по сущности, а равносущного себе. Собака может родить только собаку. Змею она родить не может! Имеется в виду, что рождённое будет принадлежать к тому роду бытия, что и родивший. Поэтому, если мы говорим о рождении Бога, то Бог рождает по природе Бога, а не что-то другое. Родить что-то можно только из недр самого себя, изнутри. Поэтому не зря сказано о Христе, что Он "...Единородный Сын, сущий в недре Отчем" (см. Ин.1:18), что "...из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое" (Пс.109:4). Естественно, я не привожу параллелей с земным образом рождения. Это у нас во времени связь между родившим и рождённым причинно-следственная, т.е. причина всегда РАНЬШЕ следствия. Другое дело в вечности: там нет места даже обычним словам, таким как: раньше-позже, до-после и т.д., потому что эти слова - атрибуты самого времени...
Слово "сотворить" относится к вещам, кот. происходят на свет по нашей воле. Сотворённое - это нечто, иное нам по природе. Невозможно сотворить нечто, тождественное нам по форме существования. Обратите при этом внимание, что в Библии нигде прямо не говорится, что Христос сотворён - Он рождён. И это рождение вечное. Христос - вечный Сын Отца. Сын потому является таковым, что источник Своего бытия имеет в Отце. Как луч существует всегда, если существует солнце (не позже солнца), так и Сын - это всегда Свет Отца, Свет неиссякаемого, вечного Источника Бытия.
Вот как по этому поводу пишет бл. Феофилакт Болгарский, толкуя 1 главу послания св. ап. Павла к Евреям: «Сей, будучи сияние славы. Восшел на самую высоту хвалебной речи о Сыне, и называет Его сиянием славы, чтобы ты знал, что Он из Него, бесстрастно, без уменьшения или унижения, одного и того же существа, то есть Свет от Света. Ибо Он просветил и наши души, и Сам показал Отца. Посему и сказал: Я свет миру (Ин.8:12), потому что вместе с Ним светил от вечности; ибо сияние светит одновременно с сияющим. И солнце не бывает видимо когда-нибудь отдельно от сияния, и Отец немыслим без Сына. Посему, когда услышишь ариан говорящих, что если Сын из Отца, - значит, после Него, то скажи им, что и сияние от солнца, однако не после него, ибо в одно время и солнце и сияние.»
Рассмотрите такие стихи: Евр.1:2-3,12; 7:3; 13:8; Иоан.8:25,58… Исповедуя Сына "от Отца рожденного прежде всех век", мы не говорим, что это рождение просто предшествует сотворению, но утверждаем, что оно вне времени, поскольку понятие времени связано с понятием тварности. Поэтому мы читаем в Евангелии: "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин.8:58), а не "Я был", что указывало бы только на предшествование во времени. Это утверждение рождения "прежде всех век" было направлено против кощунственных слов ариан о Сыне: "было время, когда Его не было". ПЦ всегда исповедует в противовес Арию и его сторонникам Сына "рожденного, несотворенного", поскольку предвечное рождение Сына от Отца так же, как и исхождение Святого Духа, есть акт Божественной внутритроичной жизни, не имеющий ничего общего с сотворением. Это значит, что даже аналогии нельзя провести между рождением Сына от Отца и сотворением мира, которое есть акт ad extra (во вне) Пресвятой Троицы.[*]
Слово «первородный» имеет ещё одно значение в Библии. Оно обозначает не только первого из рожденных в семье, но вообще главенствующее положение. Иллюстрацию различия между первенцем, означающим превосходство, и первенцем, означающим того, ко был рожден первым, находим в Исходе 4
22 И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой ;
23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. Израиль как нация называется «первенцем» Божиим, но в стихе 23 Бог говорит, что поразит первенца фараона, имея в виду его старшего сына.
Также о царе Давиде в ВЗ Бог говорит Псалтирь 88: 28 «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». «Первенец» - то же самое, что и «первородный». Мы знаем, что Давид родился последним сыном у своих родителей. Бог не собирался изменить этот факт. Бог сделал его первенцем в том смысле, что Он сделал его могущественнее всех соседних царей.
Поэтому слово «первородный» в отношении Христа в Кол.1:15 обозначает главенство Его положения. Это подтверждается в К Колоссянам 1:18 «И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Ап. Павел говорит, что Иисус, будучи первенцем творения, является Тем, Кто всё сотворил.
И всё же попробуем копнуть глубже! В лучших и самых признанных манускриптах (Синайский, Ватиканский кодекс) стоит πρωτοσ “первый”. В Александрийском кодексе, где отсутствуют знаки акцентуации, это место следует перевести как “Тот, Кто сотворил в начале”, чтобы не нарушать законы текстового критицизма (Кол.1:15). Правильное ударение в πρωτοτοκος Александрийского кодекса согласуется со всеми другими текстами, и в результате Христос называется буквально “Превознесённым”, что соответствует истине. Следует добавить, что все авторитетные и надёжные переводы отдают предпочтение слову «Первый» вместо «Первенец», не подкрепляя очередную из многих искусных попыток извратить Слово Божие неправильным переводом и лингвистическими манипуляциями.
Рассмотрим теперь Откровение 3:14 “И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия”
Для кого Христос «свидетель верный и истинный»? Для нас или для Отца?.. Вот поэтому по отношению к нам Он - начало (причина) создания. «Начало» в греческом варианте Нового Завета обозначено словом αρχη, которое означает источник или происхождение Божьего творения. Брюс Метцгер указывает на то, что если бы отрывок говорил, что оанн Христос был создан «Богом», то это требовало бы предлога «hupo», а не «tou theou», что означает «Божия» (Bruse Metzger, “Theology Today”, 1953 г., с. 79-80)
А давайте заглянем в древнегреческо-русский словарь Нового Завета!
Слово «αρχη» может переводиться так:
- начало во времени, происхождение, основание;
- первопричина, основа;
- предел;
- господство, начальство, власть, царство;
- принцип.
Более того, Сын Божий воплотившись, став Богочеловеком, действительно стал первым творением Божиим (Не онтологически, а по домостроительству нашего спасения):
1)Как самое совершенное существо;
2) Как начало новой твари, начало, ведущее к Царству Небесному.
Итак, Сын Божий - рождение из природы Отца, а весь сотворённый мир - творение, действие Бога, пришедшее в бытие по Его воле!!!
Что же касается 8-й главы Притч , то “Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.” (Притч 8:22 23). Церковно-славянский вариант выглядит так: “Господь созда мя начало путий своих, в дела своя, прежде век основа мя, в начале.” В сноске к церковно-славянскому тексту сказано, что в еврейском оригинале, в отличие от перевода Семидесяти, стоит “Господь стяжа мя начало путий своих.” В любом случае это не первое, что сотворил Господь . Слова созда мя относятся не к творению из ничего. Как писал Василий Великий, слова “Сердце чистое сотвори во мне Боже” (Пс 50:12), значат не просьбу сотворить новое сердце, а преобразить его, обновить, очистить. Поэтому, учитывая еврейский текст, а также довольно точный в этом месте синодальный текст, мы понимаем его не в смысле сотворения Отцом Премудрости. Отец начал свои дела Словом, Словом он сотворил мир, поэтому Слово и было послано для спасения мира. Слово всегда начало путей Отца. Еще более точно эти слова можно было бы понимать как указание на воплощение Сына: ради спасения мира, ради новой твари Бог стал человеком.
А вот слова Григория Богослова по этому поводу (рассмотрим их несколько внимательнее): “Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога; иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово: созда, и другое ясное речение: раждает мя (Прит. 8, 25); то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли: созда, сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд (Пс. 110, 7), для которых помазан Он Божеством; потому что это помазание относится к человечеству. Но слово: раждает мя, употреблено без присовокупления причины; иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак кто будет спорить, что Премудрость называется творением по рождению дольнему, и рождаемою по рождении) первому и более непостижимому?"
ИТАК: Христос не является первым творением!
Вопрос второй: Выступает ли Христос помощником в деле творения?
СИ часто утверждают, что Сын учавствовал в деле творения как искусный помощник. А в чём же эта помощь? Вы, наверное, можете ответить, что помощь эта как художника, как оформителя, как подмастерья... Но!.. Обратите внимание, что в Ин.1:3 сказано «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», т.е. без участия Сына ничто не начало быть!. Значит Сын не просто "художник-оформитель" материала, предоставленного Отцом. Нет, здесь прямо говорится, что Сын учавствовал в творении вещей из ничего. Он причастен к самому моменту бытия каждой вещи!
А как это вдруг сотворённое существо может иметь возможность помогать творить из ничего??? Может ли Ангел творить из ничего???
А не странно ли утверждать, что Иегова сначала создал "помощника", а потом всё остальное??? Напротив, повторюсь, см. Быт.1:1 Где там говорится о сотворение Христа? Не есть ли это посягательство на Всемогущего Творца???
Напротив, см. Мал.2:10 “Не один ли Бог сотворил нас?” И я бы не советовал свидетелям Иеговы приводить примеры о генерале, взявшем город, о Ное, построившем ковчег, о Соломоне, построившем храм и т.д., так как примеры абсолютно не обоснованные. Видили ли Вы где-нибудь чтобы кто-либо из них утверждал, что всё зделал сам один???
Что ж, давайте посмотрим, как говорит Библия:
Ис.44:24 «Так говорит Господь [Иегова], искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю»
Ис.45:12 «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я.»
Ис.48:13 «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе.»
!N.B. Здесь хотелось бы ещё разобрать такой вопрос: является ли Христос Архангелом Михаилом, как тому учат свидетели Иеговы??? Согласно учению ОСБ, в начале был Логос, Он же «первое творение Иеговы», он же архангел Михаил. При воплощении Михаил перестал существовать, а его «жизненная сила» Иеговой была перенесена в тело Марии, кот. и родила человека Иисуса. Отдав Свою непорочную жизнь на «древе» Христос был «воссоздан» Иеговой вновь как Архангел Михаил, единственный архангел…
В подтверждение своих теорий свидетели Иеговы пытаются сослаться на Писание, мол: за искушение Адама и Евы Бог проклял сатану на вражду с семенем жены, от которого сатана будет поражаем в голову. (См. Быт.3:14-15). Под семенем речь идёт о Христе. Далее, о Христе сказано, что «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. » (Евр.2:14). И вот эти положения свидетели сравнивают с описанием войны между Михаилом со своими ангелами с сатаною и его падшими ангелами: см. Откр.12:7.
Как видим, налицо свободное толкование Писания путём вырывания цитат из контекста и усваивания им смысла, подходящего под доктрину СИ. Малейшее же рассмотрение данного вопроса показывает, что данные богословские построения свидетелей Иеговы не выдерживают критики. Итак:
Христос – это Царь, а Михаил – военачальник. Свидетели Иеговы же смешивают всеобщую победу Христа над сатаною с конкретной победой в битве Михаила…
Действительно, Христос Своей смертию лишил силы диявола!.. Именно это лишение силы и дало возможность Михаилу с его ангелами победить сатану с бесами (Откр.12:7). Сравните:
1) До Спасительной Жертвы Христа Михаил не имел силы сокрушить сатану. Апостол Иуда пишет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь"» (Иуд.9)
2) Только после пролития Пречистой Крови Спасителя диявол ослабел (Евр.2:14) и Михаил с ангелами смогли низвергнуть сатану с его воинством с неба!
Вот как об этом пишет проф. Лопухин:
Михаил, как архистратиг небесных сил (ср. Haв 5:13-16), как их руководитель, во главе их является защитником добра, и правды, и блага всего человечества, в особенности же христиан как духовного Израиля, народа Божия по преимуществу [Kliefoth]. Таким образом, борьба представляется происходящею между небесными силами добрыми и злыми. Она кончилась тем, что злые ангелы вместе с их начальником драконом - диаволом были побеждены, и для них уже не нашлось места на небе. Так как только искупительные заслуга Христа Спасителя положили конец прежнему доступу диавола на небо и некоторому равноправному положению среди добрых Ангелов, то и борьбу эту, и победу нужно отнести к тому времени, когда совершилось пролитие Христовой крови, - ко времени установления Нового Завета. Ангелы на небе первее всего воспользовались плодами этой жертвы и окончательно узнали из своей среды диавола, а вслед за ними и вместе с ними так поступали и поступают эти истинные христиане (1Ин. 5:4).
Священное же Писание однозначно утверждает, что Христос и Михаил – 2 разные личности:
1) Ветхий Завет: «… но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне…» (Дан.10:13). Как видим, Михаил не единственный архангел! (Согласно учению Православной Церкви архангелов всего 8).
2) Новый Завет: «потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1Фес.4:16). Как видим, Архангел будет возвещать о сошествии Господа (возгласом с помощью трубы Божией), а Христос непосредственно будет сходить… Также можно посмотреть Евр.1:7-14...
ИТАК: Христос не "искусный" помощник (Иегова творит всё Сам) и не Архангел Михаил!!!
Вопрос третий: Кто же тогда Христос?
Рассмотрим Пс.101:26 «В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса дело Твоих рук».О Ком здесь идёт речь??? Понятно, об Иегове. Но!.. В 1-й главе послания к Евреям ап. Павел сравнивает положение Сына Божьего с положением Ангелов. Сначала Павел приводит несколько цитат с пояснением: "Об Ангелах сказано:..." И затем - "А о Сыне: "престол Твой, Боже,..." И: "в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса дело рук Твоих;... " ... "
ИТАК: ап. Павел утверждает, что эти стихи из 101 псалма говорят о Сыне!
Кол.1:16 «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано»;
Ин.1:3 «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»;
Евр.1:10 «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса дело рук Твоих»…
ИТАК: Христос - это Творец!
Более читабельным (в html-виде) этот пост Вы можете прочесть у меня на сайте:
http://www.apologiya.orthodoxy.ru/si/slovo.html#q5
С ув., Рома
http://www.apologiya.orthodoxy.ru/si/