Одним из ключевых эпизодов всего текста Евангелий является сцена Иисуса опрокидывающего столы меновщиков в храме Иерусалима. Даже евангелист Иоанн, текст которого на 92% отличается от версии евангелистов синоптиков, включил этот фрагмент из жизнеописания Иисуса в свое повествование. Правда в отличие от других авторов, у которых Иисус проводит свою акцию хронологически в конце, перед самым арестом и распятием, Иоанн помещает этот рассказ в начале своего Евангелия. Это дало повод выдвинуть версию об Иисусе, дважды заходившем в храм, и произведшим там беспорядки, с разметанием столов менял с деньгами, что большинству исследователей кажется маловероятным.
Более логичной и стройной выглядит версия, согласно которой Иоанн эпизоды с участием Иисуса размещает в своем тексте не строго по хронологии, а по символизму и степени их важности. Поэтому, в частности, время распятия и смерти Иисуса у него существенно отличается от описаний синоптиков, там оно приходится именно на иудейскую Пасху, и время жертвенного закалывания в иерусалимском храме ягнят.
Чем же так примечателен один из самых знаменитых эпизодов всего текста НЗ?
Все дело в том, что все храмы античности древнего мира представляли из себя сокровищницы или аналоги современных банков. В этом смысле храм Иерусалима можно уподобить американскому форт Ноксу- хранилищу всего золотого запаса США. Все десятины и пожертвования евреев Израиля и многочисленной диаспоры всего античного мира стекались именно туда. О размерах хранимых активов может дать представление тот исторический факт, что однажды римский полководец Красс, идя в один из своих походов в 1 веке до н.э, по пути в Иерусалим ограбил сокровищницу храма, вынеся из нее 2000 талантов серебра. Не раз и не два римские наместники запускали туда свои руки (уж очень велик был соблазн), а последней была попытка римского наместника в Иудее Гестия Хлора, что формально привело к иудейскому восстанию 66 года и всей последующей катастрофе еврейского народа. Такой лакомый для грабителей объект никак не мог существовать без надежной и многочисленной охраны. Сколько же охранников гипотетически могло осуществлять такую защиту? В тексте ВЗ мы находим, что царь Давид определил 24000 мужчин для всех храмовых служб, из них 4000 левитов-привратников для охраны всех ворот, помещений храма, включая сокровищницу и кладовые. Разумеется, что не все они служили сразу, а были поделены на 24 череды, каждая из которых служила неделю, от субботы до субботы, раз в полгода. Если 4000 разделить на 24 вахтовых череды, то получается цифра одной недельной вахты ближе к 170 человек. Текст из 1 Пар 9:22 определяет уже это число в 212 человек, видимо для символичности.
А теперь обратимся к светскому источнику. Так, например еврейский историк Флавий пишет с своем труде «Против Апиона», что ежедневно для закрытия всех десяти храмовых ворот требовались усилия 2000 привратников-левитов. Главные ворота храма могли быть открыты или закрыты при помощи 20 мужчин.
К чему мы так подробно рассматриваем всю эту арифметику? Просто представим себе, что какой-то современный пламенный «борец с несправедливым распределением материальных благ и засильем капитала» зайдет в банк и начнет там раскидывать столы, что произойдет? Правильно, его как минимум скрутит охрана и передаст полиции, а при вооруженной попытке навести «справедливость» таким образом могут и пристрелить на месте. С Иисусом такого не произошло, более того, только в тексте Марка (считается самым ранним текстом НЗ) содержится удивительная подробность:
Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. (Мар.11:15,16)
Как это ему удалось? Неужели только в одиночку, при помощи рук и одного бича, скрученного из веревок? Речь ведь не идет о контроле какой-то одной комнаты или чердака.. Вот что по этому поводу пишет Юлия Латынина в своей книге «Иисус. Историческое расследование»:
И что значит фраза о том, что Иисус не позволял, «чтобы кто пронес через Храм какую-нибудь вещь»? Иерусалимский храм был одним из самых грандиозных сооружений тогдашнего мира. Так же, как и римский форум, он представлял собой не одно здание или площадь, а целый гигантский комплекс помещений, притворов, галерей и дворов. Самый крупный из них был Двор язычников, где, собственно, и находились меняльные лавки и рынок. Двор язычников назывался так именно потому, что туда имели доступ язычники, что было неизбежно для города, являвшегося одним из самых крупных торговых центров римского мультикультурного мира. В Храме было две гигантские стены — внешняя и внутренняя, и множество различных дворов. Только внутренняя стена имела девять ворот. Только одна южная галерея Храма имела четыре ряда колонн, деливших ее пространство на три зала. Общая площадь всего комплекса составляла 14,4 га. Для сравнения: это чуть больше половины площади Московского Кремля. Как же один-единственный человек мог «не позволить», чтобы кто-то пронес через этот гигантский комплекс зданий «хоть какую-либо вещь»? Сколько бойцов ему было надо, чтобы перекрыть все ворота, выходы, портики, дворы и галереи? Сколько подразделений потребовалось, чтобы охранять Священнический двор, и сколько — чтобы контролировать Ворота Никанора? Сколько человек охраняло Двор Израиля, а сколько было расставлено возле Хейхала? Любой командир спецназа вам скажет, что для контроля такого огромного и кишащего людьми комплекса меньше, чем парой тысяч человек не обойтись. И где в это время находилась охрана храма?
Храм был не просто центром всей религиозной жизни евреев — он был еще и крепостью, и банковским хранилищем. Он был защищен не хуже, чем форт Нокс. Среди левитов было специальное наследственное подразделение, чьей единственной задачей была охрана Храма. Уже в середине V в. до н. э. оно насчитывало двадцать четыре отряда под общей командой четырех командиров (1 Пар. 26:12–19). Внушительная храмовая стража стояла у входов во внешние и внутренние дворы; по ночам территорию Храма патрулировали дозоры. На двадцати одном посте караул несли левиты, а на трех — священники, что и следовало ожидать от учреждения, владевшего самым большим золотым запасом на Древнем Востоке — как в виде священных подношений, так и в виде оставленных на хранение депозитов частных лиц[311] . Только для того, чтобы закрыть на ночь все десять ворот храма, ежедневно требовались услуги двухсот человек[312] .
Начальник храмовой стражи располагал такими серьезными силами, что исполнявший эту должность Елеазар бен Анания стал одним из руководителей восстания в Иерусалиме в 66 году. Со вверенными ему подразделениями он не только разбил римлян, но и сумел уничтожить своего главного соперника, зилотского Мессию Менахема. Куда делись все эти отборные части, когда Иисус опрокидывал столы меновщиков.. Неужели они застыли в бездействии? А если нет — то сколько же приверженцев понадобилось Иисусу, чтобы нейтрализовать охрану? И чем эти приверженцы были вооружены?
Вопросы Латынина в своей книге задает вполне резонные. А мы может уверенно предположить, что эпизод с Иисусом в храме вовсе не был таким себе античным вариантом «перформанса», но что в реальности имели место серьезные беспорядки, или вооруженный мятеж (вроде памятных всем уличных погромов от сторонников движения Black Lives Matter в США), которые послужили юридически основой обвинения Иисусу и смертного приговора..
_________________ Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. (Роберт Куиллен)
|