В продолжение темы:
viewtopic.php?f=15&t=21735Цитата:
так каждый может свое Евангелие написать
Под "Современными апокрифами" следует понимать произведения, написанные в 19-21 вв. хр.э. и отображающие "неканонический" взгляд на библейские (прежде всего - евангельские) события и их персонажей.
1. Классика жанра:
Ф. М. Достоевский. Братья Карамазовы. Часть вторая. Книга пятая. V. Великий инквизитор https://ilibrary.ru/text/1199/p.37/index.html2. Ещё одно классическое произведение:
Леонид Андреев. Иуда Искариот. https://ilibrary.ru/text/1203/p.1/index.htmlТрактовка автором поступка главного героя странным образом перекликается с найденным в 70-е годы ХХ в. ("Кодекс Чакос") и опубликованным лишь в 2006-м "
Евангелием Иуды (Искариота)"
https://biblia.org.ua/apokrif/apocryph1/iuda.htm - самой запрещённой церковниками книгой, которая упоминается ещё Иринеем Лионским (цит.: «Далее, некоторые еще говорят, что Каин происходит от высшей силы, и признают Исава, род Корея и содомитов в качестве подобных себе. Творец воевал с ними, но никто из них не пострадал, поскольку София сумела сохранить и вернуть себе все то, что принадлежало ей. Все это прекрасно понимал Иуда-предатель, и, единственный из апостолов, понял истину и совершил таинство предательства, посредством которого, по их словам, всё земное отделяется от небесного. Они создали ложную книгу, которая называется
Евангелием от Иуды») и другими раннехристианскими "ересиологами". В наше время тема "запретного Евангелия" была отражена Борисом Акуниным в его романе "Алтын Толобас" (2001). Совпадение?
3. Бессмертный
роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" с его повестью об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате
http://zhurnal.lib.ru/editors/l/lobkow_ ... tml#Master (отдельные главы) по праву занимает особое место в перечне современных апокрифов. Здесь комментарии, как говорится, излишни.
4.
Чингиз Айтматов "Плаха" http://zhurnal.lib.ru/editors/l/lobkow_ ... html#Plaha (отрывок). Этот роман, написанный и опубликованный в самом конце горбачёвской "перестройки", сразу же вызвал такую бурю "решительного осуждения" со стороны "верных ленинцев", что её можно сравнить разве что с травлей Мастера в романе М.Булгакова (сам помню один из прочитанных мною пасквилей того времени: "Кокетничая с боженькой"...). Но через пару лет "совок" развалился, похоронив под своими обломками и коммунистическую партию, и её "воинствующих атеистов" с "критиками латунскими", а произведение Айтматова читают до сих пор.
5.
Братья А.и Б. Стругацкие. Отягощенные злом http://zhurnal.lib.ru/editors/l/lobkow_ ... shtml#iuda (отрывок) - ещё один роман конца "перестройки". Писатели-фантасты, как и Л.Андреев, в одной из глав обращаются к образу Иуды, трактуя его в духе того самого "запретного Евангелия" (которое тогда ещё даже не было опубликовано из-за противодействия христианских церквей!). Снова странное совпадение? Их герой вызывает сочувствие, а не осуждение.
6.
Еськов Кирилл. Евангелие от Афрания. Ему посвящена отдельная тема:
viewtopic.php?f=15&t=217357.
Эрик-Эммануэль Шмитт. Евангелие от Пилата https://avidreaders.ru/book/evangelie-ot-pilata.html . Книга состоит из двух частей, которые условно можно назвать: "Евангелие от Иисуса" (мысли и воспоминания Иешуа накануне казни) и "Послания Понтия Пилата к Титу" (написано в эпистолярном жанре).
Цитата:
Иешуа, конечно же, распяли. Но - КУДА ИСЧЕЗЛО ТЕЛО КАЗНЕННОГО? Нет в общем-то дела до этого никому, кроме прокуратора Понтия Пилата, интеллектуала, решившего начать СОБСТВЕННОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ.
Среди киношедевров упомяну лишь
экранизации "Мастера и Маргариты" (фильм 1994 и сериал 2005), рок-оперу "
Иисус Христос - Суперзвезда" (1973), а так же творение Мартина Скорсезе "
Последнее искушение Христа" (1988).
Разумеется, это - далеко не полный перечень произведений, претендующих на роль "Современных апокрифов".
У кого есть какие дополнения и комментарии?