«Я видел вчера новый фильм, я вышел из зала таким же как раньше» - БГ
Когда пивовар начинает делать сосиски, а мясник варить пиво – Октоберфесту приходит конец. Когда руководство Свидетелей Иеговы берется за выпуск научно-популярного фильма, можно сушить весла. Именно такие мысли возникают после просмотра фильма «Чудеса творения». Тем не менее, давайте попытаемся разобраться, что же он из себя представляет.
Теперь коллежский он асессор…
В начале и в конце фильма на экране появляется Теодор Ярач. Вместо обычных для научно-популярных фильмов надписей профессор, член Академии наук, почетный член Королевского географического общества и т.п., появляется регалия «Член Руководящего совета». Это чтобы сразу стало ясно, с кем мы имеем дело – не с профессором, а с руководящим человеком. Руководящий человек – это, по-нашему, чиновник. Чиновник в научно-популярном фильме – это очень интересный ход такой, ход конем. Представьте на минутку, что по «Первому каналу» в передаче «Очевидное невероятное» вместо академика Капицы появляется, к примеру, ведущий Александр Починок или Михаил Зурабов. Весело, не правда ли? Вот и мне было «весело», когда я увидел бруклинского бюрократа, да еще в начале фильма. Правда, стоит отметить хитрую задумку режиссера -придать чиновнику ученый вид. Теодор Ярач появляется в костюме, в очках, намекающих на интеллигентность, на заднем плане – библиотечные полки, уставленные толстыми томами. Сразу создается иллюзия, что перед нами муж ученый, один из «быстрых разумов ньютонов». Общество Свидетелей Иеговы – вообще мастер разработки и воплощения в жизнь иллюзий. Создавать в умах людей иллюзии – это их главное ремесло, чего уж тогда удивляться тому, что в начале и в конце фильма мы сталкиваемся с иллюзией.
«За кого меня принимают в этой гостинице? За дурачка?»
Далее зрителю предоставляется возможность взглянуть глазами режиссера на окружающий нас сложный мир. Идет рассказ о далеком космосе, о воде, наполняющей нашу планету, о хитросплетениях ДНК, и явлении дисперсии света, открытом, кстати, еще Ньютоном. Голоса за кадром зачитывают при этом библейские стихи. При просмотре всего этого не покидает чувство, что ты попал в среднюю школу на урок природоведения. Петля обратного времени, не иначе как. Все, что описано в фильме популярным языком, входит в программу средней школы. Поэтому неизбежно возникает вопрос – А может быть, этот фильм для детей дошкольного возраста? Тогда почему об этом нигде не написано на обложке? На какую аудиторию рассчитан фильм? В мои молодые годы уже в 6-7 классах многие мальчишки запоем читали увлекательные книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика», «Занимательная астрономия» и др. Мы уже в таком возрасте знали гораздо больше об окружающем мире, чем пытаются сказать авторы фильма «Чудеса творения». Неужели нас держат за идиотов?
Мой друг, давайте менять сапоги…
Большое удивление вызывает позиция авторов текста по отношению к авторам научных открытий, которые они пытаются довести до зрителя. Несколько раз в фильме звучит мысль о том, что мир не дает возможности сосредоточиться на размышлениях об окружающем мире (простите за тавтологию). Представьте себе человека, который постоянно говорит о том, что менты нехорошие люди, такие-сякие, но при малейшей опасности хватается за телефон и набирает 02. Странно, не правда ли? Вот так же странны заявления авторов текста по поводу мира. Создается впечатление, что это они, именно они взяли и построили сложнейший орбитальный телескоп Хаббл, получили великолепные фотоснимки удаленных туманностей и галактик, открыли явление дисперсии света, создали теорию ДНК. Но ведь это не так. Свидетели Иеговы не совершили ни одного научного открытия, в отличие от католиков, православных или ранних протестантов, внесших свой вклад в становление современной науки. Более того, большую часть своей вековой деятельности они считали науку чуть ли не ахинеей, не заслуживающей внимания. Фраза «Мир не дает нам возможности сосредоточится на творении Бога» абсурдна, ибо весь фильм построен на показе того, что именно этот МИР и открыл в понимании окружающей нас вселенной. Телескоп Хаббл был спроектирован и построен учеными и инженерами, не являющимися Свидетелями Иеговы, но именно эти люди (о которых любой Свидетель Иеговы бросит презрительное «мирские») дали нам возможность заглянуть так далеко в космос, как никогда еще за свою историю человечество не заглядывало. Поэтому заявления авторов фильма это интеллектуальная нечестность, паразитизм на научном мире. Пользоваться плодами и одновременно хаять их дарителя – очень некрасиво.
Крошка сын к отцу пришел…
Умиляет построение фильма через главную тему – диалог отца и сына. В общем, сама идея очень похвальна. Действительно, отцы часто пренебрегают общением с сыновьями, это большая социальная проблема, и пример, показанный в фильме, довольно поучителен для нерадивых батек. Но вот диалоги – это, конечно, диалоги марсианские. Ну не разговаривают так дети. Они гораздо более живые, их интересует почему трава зеленая, почему в дырках ничего нет, почему солнце не падает на землю и масса других вопросов, далеких от теологических слоганов вроде «Но как Иегова может любить всех людей?». Короче, «Не верю!»
***
Я так и не понял, для кого снят этот фильм. Скорее всего, для малограмотных американских домохозяек из кварталов, где живут афро-американцы. Действительно, с образованием там плохо, не всем доступно, и рассказ о дисперсии света может быть весьма полезен. Но зачем распространять это кино по всему миру, в образованных странах? Непонятно. Попытка религиозно-научного симбиоза выглядит довольно неуклюже. Все таки это разные сферы знаний – точных научных знаний и религиозно-философских концепций. И естественно фильм не обошелся без типичного для Свидетелей Иеговы морально-психологического прессинга. Чего только стоит Теодор Ярач, словно Большой Брат появляющийся в начале и конце фильма, как напоминающий благоверным, кто здесь Начальник. Или кадры улицы мегаполиса в час-пик, умышленно поданные в приглушенной цветовой тональности, контрастирующие с кустодиевскими красками кадров Свидетелей Иеговы на пикнике. Верующий должен еще раз усвоить, что за забором организации очень плохо жить.
P.S.
Пока я смотрел этот фильм, меня не покидало странное ощущение, что чего-то очень важного здесь явно не хватает. Затем осенило – братцы, фильм-то вроде как христианский, но в нем ни разу не прозвучало имя Христос! Несколько десятков раз я услышал слово Иегова, но ни разу – Христос. Может, вы услышали?
И совершеннейшим апофеозом для меня стала сцена, рисующая будущее. Римский амфитеатр, в центре которого стоит мужчина с книгой. На ступенях амфитеатра – мужчины и женщины, внимательно его слушающие. Вроде бы все хорошо. Но… По иронии судьбы, именно римские амфитеатры стали местом многочисленных казней первых христиан во времена гонений от римских императоров. Вот так вот. Это весьма символично.
Влад Соколов
Последний раз редактировалось Vlad Sokolov Пн июл 27, 2009 10:58 am, всего редактировалось 1 раз.
|