Видения
В своей книге «Человек, принявший жену за шляпу» (The Man Who Mistook his Wife for a Hat) нейролог Оливер Сэкс приподнял завесу над миром галлюцинаций. В интервью Тиффани О’Кэллаган он рассказывает о том, что галлюцинации случаются чаще, чем мы думаем и о своем разговоре с пауком.В своей книге вы рассказываете о галлюцинациях. Почему у вас появилось желание осветить эту тему?Галлюцинации восхищали меня на протяжении долгих лет. В своих предыдущих книгах я косвенно затрагивал этот вопрос. Однако, существует огромное их разнообразие, множество причин, галлюцинации окружены ореолом непонимания, а порой и медицинскими диагнозами – поэтому я подумал что будет неплохо посвятить им целую книгу. Еще одна причина – за прошедшие 10 лет мы получили множество отличных результатов нейровизуализации, с помощью которых удалось подтвердить, что галлюцинациям свойственно возникать в областях мозга, отвечающих за восприятие.
Вы упомянули медицинский контекст. Часто ли люди связывают галлюцинации с психическими заболеваниями?На мой взгляд, распространенная точка зрения состоит в том, что галлюцинации означают сумасшествие, особенно если человек слышит голоса. И эту точку зрения разделяют врачи. Я надеюсь, что смогу опровергнуть ее, либо хотя бы как-то смягчить. Галлюцинации очень сильно распространены среди пожилых людей. Есть великолепное исследование пожилых инвалидов по зрению, согласно его результатам многие из них испытывали хорошо детализированные галлюцинации, однако большинство боялись сознаться в этом, и делали это только если находили врача, которому могли доверять.
Существует множество ситуаций, в которых человек может галлюцинировать. У многих они случаются перед засыпанием или иногда сразу по пробуждении.
Чем галлюцинации отличаются от воображения?Думаю вы можете осознать различие – воображаемое это ваше, в то время как галлюцинация создает отчетливое понимание что это не вы ее произвели. Человек спрашивает себя: «Что это такое? Откуда он взялось?».
Много лет назад я обследовал пожилую женщину, которая посреди ночи начинала слышать ирландские песни. Поначалу она думала, что забыла выключить радио, но это оказывалось не так. Тогда она стала думать, что пломба в зубе работает как радиоприемник. Поскольку некоторые песни повторялись, и она их знала, она спрашивала себя, может быть это какое-то радио внутри головы, механизм ей неподвластный, не связанный с тем что она думает, чувствует или делает. Так рассуждают многие, кто испытывает музыкальные галлюцинации.
В своей книге вы делитесь впечатлениями от «потерянных лет» в начале 60-х в Калифорнии, когда пробовали множество наркотиков. Зачем вспоминать все это сейчас?Основная причина в том, что происходящее во мне это потенциальный источник информации. Поэтому я использую свой опыт и опыт других людей. Ну и поскольку это был небольшой промежуток времени, между 1963 и 1967 годами, более сорока лет назад, то мне легче описывать его.
Вы экспериментировали с ЛСД и другими галлюциногенами. Дало ли это какую-то информацию для вашей работы неврологом?Думаю, это позволило мне быть более открытым к тому, что переживают некоторые из моих пациентов. Например, есть такое явление – я называю его стробоскопическим или кинематическим зрением – когда вместо непрерывного восприятия сцены, человек видит серию застывших кадров. Я испытывал подобное под воздействием ЛСД, а также когда у меня были мигрени; мои пациенты, принимающие леводопу, также иногда испытывают это. Так что, когда они начинают рассказывать, я не считаю что это нонсенс, наоборот, отношусь с пониманием. Так что я рад что у меня был опыт с наркотиками, это научило меня тому, на что способен наш мозг.
Однажды у вас даже состоялся разговор с пауком…С пауком, я должен был понимать что такое невозможно. Это был один из тех случаев, когда я полностью погрузился. Сама возможность сильной веры и обращения в процессе галлюцинации тревожит меня. Недавно один нейрохирург написал книгу о так называемых предсмертных состояниях и уверен что увидел небеса. Я хочу подчеркнуть, сделать акцент на том что галлюцинация ничего не доказывает, уж точно не существование рая на небесах.
Вы подчеркиваете, что склонность к галлюцинациям, особенно возникающих на фоне эпилептических приступов, принимается за религиозные переживания. Почему?Галлюцинации могут быть очень сильными и убедительными. Думаю, без борьбы их убеждающую мощь не превозмочь. Надо было мне в книгу включить вот такой случай. Молодая женщина, врач, периодически испытывала подобные приступы, но она находила силы спорить в них с Богом. Бог спросил ее: «Разве ты не доверяешь своим чувствам?» Она ответила: «Нет, не доверяю когда у меня припадок».
Что можно сказать о том, будут ли люди следовать приказам, которые они «получают» во время галлюцинаций?Вполне вероятно, что у Жанны Д’Арк были такие приказывающие галлюцинации. Поначалу они появлялись в виде фигур и голосов, света с одной стороны, позднее она стала получать приказы от этих фигур – пойти и сделать что-то.
Вы также пишете в книге о том, как галлюцинации могут возникать на фоне потери зрения или слуха.Обычно, в мозгу действует система проверок и баланса, не позволяющая какой-нибудь области уйти в «автономное плавание». Но если эта система утрачена, например при слепоте или просто при повязке на глазах, тогда зрительная область мозга может начать действовать самостоятельно, причинять галлюцинации, используя память и воображение. Я часто работаю с пожилыми пациентами, да и сам я старше чем многие из них. У них часто нарушены слух и зрение, но ум довольно светлый. Меня поражает их склонность к галлюцинациям, по мере того как разрушается их привычное восприятие.
У вас также проблемы со зрением. Влияет ли это на галлюцинации?У меня часто случаются низкоуровневые галлюцинации. Я везде вижу геометрические узоры и прото-буквы. Например, сейчас, глядя на потолок, я вижу угловатые формы, которые напоминают буквы или слова. Они формируются и переформируются очень быстро. По мере возрастания я вижу их отчетливее. Но я могу их игнорировать и игнорирую, так же как я могу игнорировать звон в ушах, возникающий по причине нарушения слуха. Надеюсь, что умом я еще не тронулся (смеется).
Не задумывались ли вы над тем, что публикуя истории пациентов, выдаете их?Это скользкая грань, я балансирую на ней уже 50 лет. Одно время своим главным обвинителем выступал я сам. Естественно, я получаю необходимое разрешение от пациентов, более того, стараюсь убедиться, что их ничего из предпринимаемого не расстроит.
Надеетесь ли вы, что публикация этих историй изменит взгляд людей на восприятие?Я думаю, что если описал вещи с уважением, нежно и правдиво, то это важный шаг. Это не вуайеризм, это не вынос грязного белья, это необходимая форма познания. На мой взгляд нет ничего более точного в передаче понимания этих состояний и реакции на них, чем публикация детальных историй.
На основе моей книги «Мужчина, который принял жену за шляпу» поставили оперный спектакль. Автору либретто я посоветовал поговорить с Мисс П – женщиной, которая была принята за ту самую шляпу и спросить, что она думает по этому поводу. Я наблюдал за ней, когда она смотрела постановку. Интересно было ее мнение. После окончания она подошла ко мне и автору либретто, и сказала что мы оказали честь ее мужу. Думаю, в каком то смысле я оказываю честь и своим пациентам.
Это ваша 12 книга. Помогает ли писательский труд осмыслять мир?Я часто сознаю, что не до конца понял событие, если не описал его. Так длится уже многие многие годы. Некоторые мои тетради начаты мной в возрасте 14 лет.
Оливер Сэкс – практикующий невролог, профессор неврологии и психиатрии в Университете Колумбии (Нью-Йорк, США). Его недавняя книга
«Галлюцинации» вышла в издательстве Picador/Knopf.