Эгоистическая польза сострадания
Мы можем быть счастливее, жить дольше и улучшить наш мир, изучив и поняв скрытый в нас потенциал к сочувствию и состраданию. Нейрохирург Джеймс Доути рассказывает Элизабет Свобода об удивительной пользе положительных черт нашей внутренней природы.
Откуда у вас такой сильный интерес к вопросам сострадания, альтруизма и сочувствия?
Я вырос в бедной семье. Отец был алкоголиком, мама инвалидом, мое детство было полно лишений и страданий, негде было жить, нечего есть. Время от времени я видел очень богатых людей, кто мог бы вмешаться, помочь в такой беде – но они либо оставались безучастными наблюдателями, либо отворачивались от наших проблем. С другой стороны, всегда находились желающие помочь без промедления. Мне не давал покоя такой парадокс: почему одни люди помогают не задумываясь, а другие, стоит им завидеть страдания и беду, спешат убежать, лишь бы быть подальше от созерцания несчастья?
Не давал покоя до такой степени, что вы решили основать Центр изучения и обучения состраданию и альтруизму (CCARE – Center for Compassion and Altruism Research and Education) в Стэндфордском университете?
Да. Когда я вырос и достиг положения, которое позволяло мне более серьезно взглянуть на поднятую проблему, я начал обсуждать ее с коллегами из Стэнфорда, это привело к началу научного изучения данного вопроса. Я пригласил Далай Ламу приехать в Стэнфорд и выступить с лекцией, поскольку считал что его мнение по важности сострадания захватывающим и интригующим. Он откликнулся на приглашение, благодаря его выступлению были пожертвованы значительные средства, что позволило профинансировать исследование, которое продолжается по сей день.
Какова цель созданного центра?
Наша цель – понять нейробиологию сострадания и альтруизма на глубоком уровне, влияние такого поведения на наше здоровье и продолжительность жизни. Одна из целей – как повысить наш потенциал в данных областях.
Зачем вообще нужно изучать эти вопросы?
Нам известно, что наш вид процветает и благоденствует, если мы заботимся друг о друге. У нас не только улучшается самочувствие, но и налаживается жизнь, мы дольше живем. С этой точки зрения это самосохраняющее занятие, вы вовлечены в такую активность и она улучшает вашу жизнь, видя такие результаты хочется заниматься этим дальше и дальше. Это благо как для общества, так и для индивидуума. Некоторым может показаться, что вы всего лишь напоминаете что «хорошо быть хорошим».
Если нам удастся показать, что в человеке живет потенциал для увеличения доброты и заботы, и что благодаря этому можно достичь колоссальных улучшений в личных отношениях, значительно снизить число воспалительных заболеваний, оздоровить сердце, удлинить теломеры (ДНК, защищающие концы хромосом), которые отвечают за продолжительность жизни… Если мы сможем ПОКАЗАТЬ людям наличие подобных возможностей, то я думаю, что это не просто напоминание что «хорошо быть хорошим».
Видя страдания, одни чувствуют сострадание и спешат на помощь, другие – нет. Это результат характера или воспитания?
Вопрос остается нерешенным, но скорее всего результат и того, и другого. Можно опираться на литературу по вопросам счастья и сказать что соотношение 50 на 50. Нам известно, что гены оказывают значительное влияние на поведение. Например, если взять самку грызуна, которая обычно печется о своих детенышах, и подкорректировать определенный ген, отключив его, то она бросит потомство на произвол судьбы. Также мы знаем, что вариации в генных рецепторах окситоцина приводят к тому, что человек менее альтруистичен. Я думаю, что как и в вопросах счастья, мы выясним что наблюдается такое же соотношение между ДНК и средой и их влиянием на способность к доброте и заботе.
Можем ли мы стать более сострадательными?
Существует небольшая часть человечества, обладающая экстраординарными способностями к доброте, состраданию – Десмон Туту (англиканский священник, борец с апартеидом, обладатель Нобелевской премии мира 1984 года – прим. переводчика) , Далай Лама. На другом конце есть небольшая группа людей, у которых, как бы мы ни старались, невозможно пробудить склонность к состраданию. Большая же часть человечества расположена между двумя крайностями и ей, вероятно, пойдет на пользу некое вмешательство или обучение альтруизму, сочувствию, состраданию.
Каким образом CCARE проводит такое обучение, вмешательство?
У нас есть программа тренингов по развитию сострадания, в которую входят медитационные и групповые занятия. В США и по всему миру работают и другие организации, предоставляющие тренинги, в которых большое внимание уделяется культивации сострадания.
Есть ли какие-то результаты от такой деятельности?
По предварительным данным, у людей после завершения восьминедельных тренингов увеличивается проявление сострадания. В соавторстве с Джеанн Тсай, психологом из Стэнфорда, мы наблюдали за людьми, проходящими наши тренинги, в частности изучали, как они отреагируют на ситуацию, в которой пишется письмо убийце, отбывающему тюремное наказание. Существует расхожее мнение, что сострадание значит освобождать других от ответственности. Мы же выяснили, что из прошедших тренинги никто не освобождал предполагаемого убийцу от ответственности за злодеяние. Они считали его ответственным, но ободряли словами о том, что у него есть будущее.
Может ли изучение альтруизма помочь решить такие вопросы, как войны и несправедливость?
Исследования показывают, что у людей существует тенденция, берущая корни в эволюционных аспектах, определять племя или лидера, границы группы. Совершенно очевидно, что это не ведет к благу. Для преодоления таких естественных механизмов, используются определенные методики: например, взглянуть на группу, к которой у вас не возникает симпатии, и сказать «Хорошо, похоже что они хотят, чтобы их дети учились, так же как и мои. Они так же как я хотят увидеть X, Y или Z». Это оказывает влияние на то, как вы понимаете свою ответственность по отношению к окружающим. Дает осознание наших общих черт и взаимозависимости. Влияет на взаимодействие.
Далай Лама сделал пожертвования в адрес CCARE. Может ли центр, финансируемый религиозным лидером, заниматься настоящей наукой?
У Далай Ламы интерес к нейробиологии медитации на протяжении более 30 лет, в последнее время он все больше сфокусирован на сострадании. Но нет никаких свидетельств тому, что при этом производится скрытая пропаганда буддизма. В своих лекциях он подчеркивает раздел между эмпирической наукой и религиозными догматами.
Какие направления дальнейшего развития программ CCARE?
У меня есть задумка создать некий виртуальный фитнесс-центр по обучению состраданию, в котором люди смогут получить свой психологических портрет, учитывающий что находит в них отклик, духовно, или религиозно, или философски. Также, мы будем применять те знания, которые получили в процессе изучения онлайн игр и психологии вовлеченности. На основании этого, мы разрабатываем план укрепления наших «мышц» сострадания, и показываем какой от этого толк – умственный и физиологический. При условии правильного проведения нами такой работы, люди получат сильную мотивацию и дальше развивать эти качества, улучшая свою жизнь и жизнь окружающих.
Каковы ваши ожидания о том, будет ли в мире больше сострадания?
Я считаю, что мы свидетели огромных изменений в том, как люди представляют свое место в мире. Новое поколение молодежи растет в условиях круглосуточного доступа к цифровой информации. Когда человек видит страдание другого, то осознает, что мог бы оказаться на его месте. Тогда легче сказать «я не могу позволит такому случиться – я разделяю их боль». Это путь к спасению человечества.
Джейм Доути (James Doty) – клинический профессор нейрохирургии в Стэнфордском университете (Калифорния), создатель и директор Центра изучения и обучения состраданию и альтруизму, который действует в рамках Стэнфордского института нейроинноваций и трансляционной нейробиологии.
Элизабет Свобода (Elizabeth Svoboda) – автор научно-популярных книг и статей. Ее недавняя книга «Природа героизма. Удивительная наука бескорыстия» (What Makes a Hero?: The surprising science of selflessness) вышла в издательстве Penguin в сентябре 2013 года.
|