Итак, постараемся воспроизвести ужин 14 нисана. Не будем забывать, что сам Иисус и его ученики прекрасно знали Моисеев закон, поэтому все, что связано с празднованием иудейской Пасхой было им знакомо, а если вспомнить слова Иисуса Матф. 5:17, что « я пришел исполнить Закон», то празднование Пасхи происходило точно в рамках еврейского Седера того времени.
Заколов и осветив ягненка в Храме, его ученики заранее приготовили все к празднованию Седера, в указанном Иисусом месте. Когда стемнело, Иисус со своими талмедим пришли в дом, и поднялись на второй этаж, в приготовленную комнату. Здесь был накрыт стол для празднования Седера.
Из всех Ев. следует, что на столе точно стоили следующие предметы: вино, ягненок, маца, харосет, горькие травы. Все участники ужина возлегли за стол. Ведущим Седера был Иисус. В писании не описывается самое начало ужина, т.е Кадеш, но из Ев. Луки ясно следует описание момента, когда Иисус произносит браху над чашей с вином. Если сравнить описанный до этого современный Седер, то становиться ясно, что эта чаша соответствует 2-ому бокалу вина.
Далее, согласно Ев Матф и Марка, описываются следующие события: Иисус сообщает о том, что один из 12-ти его предаст, его начинают спрашивать, на что он отвечает: «опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня». Вероятно, здесь описан момент Седера, когда берут мацу, зелень и окунают этот сэндвич в блюдо – харосет. Интересно, мог ли еще кроме Ведущего Седер, опускать руку вместе с ним в харосет? Или же Иуда нарушает традицию и тем самым пренебрегает исключительным положением Иисуса? В этот момент, хотя Иисус и указывает на предателя, по всей вероятности, ученики все же не понимают его и не предают его словам значения. Далее, события, скорее всего, развиваются следующим образом: наступает время трапезы, после чего Иисус произносит браху над мацой, разламывает ее и раздает всем участникам – «сказал: примите, едите: сие есть Тело Мое», тем самым, заключая с ними Новый завет. Этот момент соответствует описанию в современном Седере, когда Ведущий разламывает остаток средней мацы. Затем Иисус произносит браху над чашей вина и говорит: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Эта чаша соответствует 3-ему бокалу вина в современном Седере. В Ев. не описывается момент принятия 4-го бокала, в них говориться, что ученики и Иисус, за исключением Иуды, спели Галель и отправились на пошли на гору.
Теперь вернемся к событиям, описанным в Ев. Иоанна, гл.13. Там в стихах с 3-15 описывается момент, когда Иисус берет воду и омывает всем участником Седера ноги. В современном Седере Ведущий после 2-го бокала вина моет руки всем участника ужина. Интересен комментарий к этим стихам переводчика ЕНЗ Стерна:
«8—10 Сравним книгу Исход 30:20: «Аарон и его сыновья должны омывать руки и ноги... когда они приближаются к жертвеннику для служения... чтобы им не умереть». Коганим уже были очищены от нечистоты, но даже в таком состоянии они должны были омывать руки и ноги.
Если однажды грехи нашего прошлого уже были нам прощены, то нет нужды прощать их снова и снова; не нужно повторять первоначаль¬ное исповедание и погружение, очищающее от прошлых грехов. Одна¬ко остается постоянная нужда в покаянии в новых грехах, в возмеще¬нии нанесенного ими ущерба и в поиске прощения за эти грехи. Ср. эти стихи с еще более ясным учением на эту тему в 1 Йн. 1:5-2:2.»
Можно предположить, что описанное событие в Иоанн. омовение ног сразу шло после принятия 2-ой чаши вина всеми участниками Седера.
А вот момент, описанный в ст. 21-28 мог произойти или в то время, когда обмакивались куски мацы с горькой зеленью в харосет или уже в самом конце, после принятия 3-его бокала.
Указания на то, что Иисус взял кусочек мацы и, обмакнув его в блюдо, отдал Иуде, а также последующие описанные события во всех Ев. говорят о том, что вероятно, это событие следовало в самом конце Седера, после 3-ей чаши вина. Приняв этот кусочек мацы, в Иуду входит Сатан и он удаляется из комнаты.
Есть много исследований то поводу того, как праздновали вечерю во временно 1-го века. Все они говорят о том, что в самом начале этот праздник отмечался так же и в тот же день, что и празднование Седера у евреев.
Вот, что пишут по этому поводу:
Проф. В.В. Болотов Каков был вероятный порядок празднования Пасхи у первых христиан [история Церкви]
http://www.portal-credo.ru/site/print.p ... lib&id=352
«Каков был вероятный порядок празднования пасхи у первых христиан из иудеев?
Апостолы не возлагали на уверовавших из евреев никаких обязательств по отношению к обрядам и вопрос о том, соблюдать или не соблюдать постановления обрядового закона, предоставили решению совести каждого. Но так как и ап. Павел, так ясно проповедовавший о христианской свободе в отношении к обрядовому закону, сам соблюдал некоторые его постановления, например "остриг голову по обету в Кенареях" (Деян. 18, 18) и предпринял путешествие в Иерусалим для празднования там пятидесятницы (Д. 18, 21. 20, 16), то можно с значительною степенью вероятности предполагать, что иудеи и по обращении в христианство продолжали соблюдать привычные для них (£θη Д. 21,21) обряды. Тем менее вероятно, чтобы христиане из иудеев отказались от празднования такого торжественного праздника, как пасха, с которою у них было соединено столько светлых воспоминаний. Праздновали пасху христиане из иудеев, конечно, с теми же обрядами, с какими и все евреи: вкушали пасхального агнца, если были в Иерусалиме,— ограничивались одною пасхальною вечерею (с опресноками), если были не в Иерусалиме (пасхальный агнец — жертва и мог быть принесен только в храме), а предварительно постились вероятно с утра до вечера.— Празднуя пасху прежде всего ветхозаветную, христиане, конечно, праздновали ее в один день с евреями - 14 нисана и редко 13-го.— Несомненно, что христиане должны были придавать христианский характер ветхозаветному празднику, воспоминая о новозаветных событиях, тесно с ним связанных. Связь праздника с новозаветными событиями, может быть, определялась взглядом христианина на хронологию евангельских событий: кто убежден был, что Христос вкушал Пасху 14 нисана, для того праздник пасхи был новозаветным праздником в честь установления святой евхаристии, воспоминанием о последней вечери Иисуса Христа с учениками и т. п.; кто, напротив того, полагал, что 14 нисана Господь пострадал,— для того ветхозаветная пасха была годичным воспоминанием страданий и смерти Спасителя. Но возможна и другая альтернатива, и она представляется даже более вероятною. Если христиане из язычников следовали в праздновании пасхи порядку евангельских событий, то этот факт не может быть обращен в требование, обязательное и для христиан из иудеев. Первые, можно сказать, творчески создавали свой праздник, рисовали на фоне, покрытом контурами христианской картины, и оттого образ, ими (христианами из язычников) нарисованный, является очень отчетливым; напротив, христиане из иудеев были ограничиваемы в своем творчестве ветхозаветною формою праздника, должны были, вместо того, чтобы создавать формы, соответствующие христианской идее,— приспособлять новозаветную идею к ветхозаветной форме. Пунктов соприкосновения между ветхозаветным праздником и евангельскою историей было много, и они могли давать направление мыслям христианина, независимое от какого бы то ни было хронологического взгляда. Христианин мог думать, что Христос вкушал пасхального агнца 14 нисана; но пред ним (христианином) лежал пасхальный агнец, костей которого он не должен был сокрушать; и это обстоятельство напоминало верующему об Агнце, закланном от сложения мира, о Христе распятом, у Которого не перебили голеней (Иоанн, 19, 33). Другой мог держаться того взгляда, что 14 нисана — день крестных страданий Спасителя; но во время пасхальной вечери христианин принимал чашу благодарения, и это напоминало ему последнюю вечерю Иисуса Христа, на которой Он установил таинство евхаристии.
Таким образом, самый обряд ветхозаветного праздника представлял много поводов к тому, чтобы не разделять, а соединять в воспоминании события двух последних дней земной жизни Иисуса Христа. Но есть еще сторона в ветхозаветном празднике, которая могла влиять на образование разности между пасхою христиан из иудеев и пасхою христиан из язычников. Вызываемые некоторыми чертами ветхозаветной пасхи воспоминания о крестных страданиях Спасителя могут вызывать только скорбь в христианине, если он будет относиться к ним по указанию своего чувства. Между тем, ветхозаветная пасха - праздник избавления, светлый, торжественный, и потому должен был возбуждать радостное настроение в празднующих. Это влияние ветхозаветного праздника располагало христиан из иудеев самые страдания Спасителя созерцать не с той точки зрения, с какой их созерцали христиане из язычников: христиане из иудеев сосредоточивали свое внимание не на исторической, а на догматической стороне крестных страданий Господа — на их отношении к делу спасения человечества. Поэтому пасха христиан из иудеев сохранила характер праздника, тогда как у христиан из язычников воспоминание о страданиях Спасителя дало начало посту; поэтому пасху христиан из иудеев более можно со всею справедливостью назвать пасхою спасительною.
В высшей степени вероятно, что христиане из иудеев праздновали и день воскресения Христова, но в какой день нисана, решить a priori невозможно: выбор дня, вероятно, основывался на хронологическом взгляде верующих…»
Вот еще материал по празднованию вечери в 1-ом веке:
http://mystudies.narod.ru/library/d/duc ... l1/16.html
http://paskha.gatchina3000.ru/triodion-27.htm
Очень интересно узнать ваше мнение по данному вопросу.
Спасибо, Муха.