В 1938 г. Джозеф Рутерфорд, ответственный служитель организации свидетелей Иеговы, выступил с речью «Наполняйте землю». Он призвал молодых свидетелей подождать несколько лет с вступлением в брак и рождением детей до полного установления Царства Иеговы на Земле. Речь была опубликована в брошюре «Познайте истину», а аргументы более подробно рассматривались в статье журнала «Башня Стражи» «Наполняйте землю».
С 6 по 10 августа 1941 г. проходила последняя конвенция свидетелей Иеговы, на которой выступал Джозеф Рутерфорд. Он умер 8 января 1942 г. 10 августа был последний день конвенции. 15 000 детей попросили сесть перед сценой. Всего в тот день присутствовало 115 000 человек. Произнося речь «Дети Царя», Рутерфорд воскликнул: «Зачем мужчине, сильному и энергичному, надеющемуся принадлежать к великому множеству, связывать себя теперь с грудой костей и пучком волос?» – за чем последовали аплодисменты. Девушкам, которые ищут мужа, выступающий советовал подождать воскресения библейской пророчицы Деворы, которая поможет им в выборе молодого человека.
После окончания речи молодые люди получили по экземпляру книги «Дети». Как позднее говорилось в журнале «Башня Стражи» от 15 сентября 1941 года, «получая подарок [книгу «Дети»], шагающие дети прижимали его к себе не как игрушку для развлечения, но как данное Господом средство для более эффективной работы в оставшиеся до Армагеддона месяцы».
В книге в качестве примера приведена вымышленная пара, Джон и Юнис (или Иван и Евника), которые обручились, но, изучив учения свидетелей Иеговы, решили отложить вступление в брак до наступления нового мира. В книге Джон говорит Юнис: «Наша надежда в том, что через несколько лет мы поженимся, и, по милости Бога, у нас будут милые дети, которые станут честью для Господа. Мы повременим со свадьбой до тех пор, пока на Землю не придет прочный мир. Сейчас нам нельзя брать на себя еще одну ношу, мы должны быть свободными, готовыми служить Господу. Когда Теократия полностью развернется, семья уже не будет бременем».
Как вспоминает Реймонд Френц, «некоторые из тех, кто был на конгрессе ребенком, преданно последовали озвученному совету и в течение периода, когда обычно создают семью, не выходили замуж и не женились, оставаясь без брачного спутника» (Из кн. «Кризис совести», гл. 2 «Основания и причины»).
В 1992 году на собрании свидетелей Иеговы, основывающихся на учениях Рутерфорда и Продана, тоже читалась речь «Наполняйте землю». В 1993 году на эту тему произносилась речь повторно. Григорий Продан, ответственный служитель этого течения свидетелей Иеговы, частично приводил свои аргументы, основанные на его понимании определенных библейских стихов, а частично – аргументы из лекции Джозефа Рутерфорда «Наполняйте землю», произнесенной в 1938 году и опубликованной в брошюре «Познайте истину».
На этом собрании было объявлено три решения касательно личной жизни свидетелей Иеговы:
Пока не придет повеление Иеговы «наполнять землю» после Армагеддона, 1) Одинокие прекращают вступать в брак; 2) Женатые живут как брат и сестра; 3) Нарушающие «закон о браке» исключаются из организации.
После этого несколько десятков пар вступили в брак и были исключены. Время от времени на собраниях делались напоминания о необходимости следовать «воли Иеговы» о браке: женатым соблюдать «чистоту» в отношениях, а одиноким воздерживаться от того, что могло бы привести к вступлению в брак.
Сегодня большинство пожилых свидетелей умерло. Многие молодые вступили в брак и были вынуждены уйти в мир. Оставшиеся пытаются соблюдать «закон о браке», веря, что такова воля Иеговы.
Свидетели Иеговы других течений, например основывающиеся на литературе Общества Башни Стражи до 1962 г., считают настоятельный призыв Рутерфорда воздержаться от вступления в брак и рождения детей советом, которому можно и не следовать. По их мнению, следование такому наставлению – тупиковый путь, который приведет к исчезновению свидетелей. Но, по мнению других свидетелей Иеговы – сторонников безбрачия и бездетности, если Иегова издал такое повеление, то Он позаботится и о своем деле.
Ниже будут рассмотрены тезисы на эту тему. УТВЕРЖДЕНИЕ 1: Единственное предназначение брака – рождение детей. В Бытие 1:28 написано: «И благословил их [первых людей] Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Рассматривать спутника жизни как товар, как объект для удовлетворения похоти, – унижает его как творение Бога и противоречит намерению Творца. Использовать для себя, своих эгоистических желаний, слугу Иеговы, – грех.
ОТВЕТ: Безусловно, другого человека следует рассматривать как личность, помня при этом, что «любовь.. не ищет своего» (1 Кор. 13:4, 5), и что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20:35). Нравственно низко – сводить человека к объекту удовлетворения любых желаний: не только в интиме, но и в пище, в деньгах и тому подобном. Кто-то «любит» родителей или вступает в брак из финансовых соображений. Но такие случаи вряд ли оскверняют сами эти вещи или потребность в них как таковую. В приведённом стихе, а также контексте, отсутствуют какие-либо слова вроде «только», «лишь» и тому подобные, которые бы ограничивали супружеские отношения рождением детей.
УТВЕРЖДЕНИЕ 2: Предохранение – грех. В Бытие 38:9, 10 рассказывается: «Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его».
ОТВЕТ: В стихе не рассматривается обычный брак. Не говорится и о предохранении вообще или мастурбации как таковой. Речь идет об отказе Онана исполнить предназначение левиратного брака – оплодотворить жену брата. УТВЕРЖДЕНИЕ 3: Вожделение к женщине – грех, независимо от того, чужая она или своя. Иисус говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Матф. 5:27, 28). Иисус здесь не проводит различия между чужой женщиной и своей.
ОТВЕТ: Иисус ссылается на заповедь в Исход 20:17. Там запрещается желать жену ближнего. А в Притче 5:15-19 советуется: «утешайся женою юности твоей...: груди ее да упояют тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно». Во 2 Царств 12:8, 9 Иегова говорит Давиду, что дал ему жен и упрекает того за то, что он взял чужую жену. А в 1 Кор. 7:2-5 Павел советует «во избежание блуда» мужчине иметь свою жену, а женщине – своего мужа.
УТВЕРЖДЕНИЕ 4: Библейский совет, в том числе слова Павла: «лучше не вступать в брак» в 1 Кор. 7:8, следует рассматривать как повеление, нарушение которого является грехом. Например, Иисус говорит лаодикийской церкви: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откровение 3:18). Члены церкви не могли бы получить одобрение Бога, если бы поступали по-своему, а не следовали совету Христа.
ОТВЕТ: Такое понимание слова «совет» в отношении 1 Кор. 7:8 противоречит контексту. В стихе 28 говорится, что вступление в брак не является грехом, а в стихе 7 оно названо «дарованием от Бога» наряду с безбрачием.
УТВЕРЖДЕНИЕ 5: В 1 Кор. 7:29 написано: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие». Итак, женатые должны воздерживаться от половых отношений. Повеление Павла относится к нашему времени. Оно ограничивает его позволение на близость в браке, записанное в 1 Кор. 7:2-5, его временем.
ОТВЕТ: В 1 Кор. 7:29 отсутствуют какие-либо отсылки к будущему. Следовательно, вся глава обращена к одним и тем же людям. Если текст 29 рассматривать как призыв отказаться от плотских утех, то это противоречит стихам 2-5, где супругам во избежание блуда советуется не уклоняться друг от друга. Но эти стихи согласуются со стихом 29, если рассматривать его как совет не захватываться полностью отношениями.
Такое понимание согласуется и с контекстом. В стихах 30, 31 написано: «и плачущие [должны быть], как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего». Очевидно, Павел не призывает отречься от этих вещей, но советует не позволять себе сильно привязываться к ним.
УТВЕРЖДЕНИЕ 6: Иисус связал события во дни Ноя с тем, что будет происходить во время его пришествия (Матф. 24:37), а, по мнению Павла, всё, что описано в библейских историях, является образами (1 Кор. 10:11). Согласно книге Бытие, у сыновей Ноя не было детей до потопа. Лишь после этого события они получили благословение наполнять землю (Бытие 9:1). Из этого следуют два вывода: 1) Бог запретил сыновьям Ноя иметь детей до потопа и 2) Он желает, чтобы его слуги в наше время перестали рождать детей и вступать в брак.
ОТВЕТ: В сказании о Ное отсутствует сообщение о божественном запрете заводить детей. Разумно ли принимать за волю Иеговы всего лишь предположение о её существовании?
У сыновей Ноя не было детей до потопа необязательно вследствие предполагаемого запрета от Бога. Согласно кн. Бытие, люди тогда жили до 1000 лет. У Ноя дети появились в 500 лет. Сыновьям Ноя до потопа не было и 100 лет. Поэтому им не нужно было спешить заводить детей.
Но, допустим, есть библейское основание для запрета иметь детей. Но и тогда вряд ли можно было бы говорить о запрете вступать в брак, в виду следующего факта: дети Ноя были женаты и никто из одиноких не вошел в ковчег и не пережил потоп.
Призыв прекратить вступать в брак может быть лишь советом, поскольку в 1 Тим. 4:1-3 запрет в «последние времена» определяется как ‘отступничество от веры’, следование «учениям бесовским».
УТВЕРЖДЕНИЕ 7: В кн. Иезекииля 47:5 говорится: «И ещё отмерил [ангел] тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток». Слова пророчества указывают на наше время, когда может отсутствовать твердое основание для ног – библейское подтверждение открытой воли Иеговы.
ОТВЕТ: Такая трактовка текста спорна. Чарльз Рассел, Джозеф Рутерфорд и Григорий Продан, никогда не сообщали, что им являлись ангелы, Христос или Иегова. Наоборот, Григорий Продан утверждает: «Пророчества и пророческие обетования Бога Иеговы – это единственное средство, которое делает связь неба с землёй» (Брошюра «Пророчества Господни», подз. «Пророчества как главная вещь в достижении оправдания имени Иеговы и в Его деятельности»); а Джозеф Рутерфорд пишет: «Журнал [«Башня Стражи»] строго придерживается Библии как авторитета в своих высказываниях... Он не догматичен, но приглашает к внимательному и критическому исследованию своего содержания в свете Священного Писания». Поэтому, непонятно, как можно знать, что определенное учение, не подкрепленное библейскими текстами, является волей Иеговы.
|