КАРАИМЫ (буквально — люди Писания) - возникшая в начале 8 в. в Багдаде еврейская секта, доктрина которой основана на отрицании устной традиции и обращении к Библии как единственному руководству в повседневной жизни, поиски в Писании скрытых указаний на близящийся конец мира, когда наступит избавление Израиля, а также вера в истинно Моисеево происхождение учения секты.
В конце 11 в. центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается с Востока, где начинается духовный упадок общины, в Испанию. Расцвет караимской общины в Испании был кратковременным, и центр духовной жизни караимов переместился в Византию. После завоевания Византии турками (1453), постепенно расцвет караимской общины Византии сменился упадком.
Наличие отдельных караимов в Крыму прослеживается в 12 в. А в 13 в. в Крыму уже поселилось значительное их число. Чуфут-Кале стал главным центром караимов Крыма. Еще в 19 в. его население состояло почти исключительно из караимов.
Великий князь литовский Витовт, разбив крымских татар в 1392 г., угнал многочисленных пленников, среди которых было несколько караимских семей. Пленники были поселены в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, в Галиче и близ Львова. Оттуда позднее КАРАИМЫ расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. Во время погромов Б. Хмельницкого (1648) КАРАИМЫ большей частью разделяли участь евреев. Общность судьбы сплачивала обе общины, между которыми в этот период существовали дружественные отношения. Так, евреи пришли на помощь караимам во время попытки в местечке Шаты близ Трок (1679/80) обвинить караимов в убийстве христианского ребенка (Кровавый навет).
Лишь крымские и литовско-польские КАРАИМЫ превратились в особую этнолингвистическую группу. Караимский язык относится к группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. Центр интеллектуальной деятельности караимов перемещается в Литву.
До конца 18 в. власти в разных странах не проводили различия между общиной караимов и общиной евреев: они пользовались одинаковыми правами, платили те же обычные или дискриминационные налоги, их легальный статус всегда был одинаковым. При изгнании евреев из какой-либо страны, как правило, изгонялись и КАРАИМЫ (например, в 1495 г. из Литвы). Положение, однако, изменилось с включением Крыма (1783) и Литвы (1793) в состав Российской империи. В 1795 г. Екатерина II освободила караимов, число которых к этому времени достигало 2400 человек, от уплаты наложенного на евреев России дискриминационного налога и разрешила приобретение земельной собственности. Караимы Галича добились облегчения налогового бремени и фактического равноправия с христианами вскоре после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии (1772).
Неравенство перед законом положило начало процессу отчуждения между общинами, которые всегда видели друг в друге братьев по вере, а во взаимной полемике — внутреннее еврейское дело. Различие правового статуса еще более увеличилось, когда в 1827 г. КАРАИМЫ Крыма, как и Крымские татары, были освобождены от воинской повинности; в 1828 г. такое же освобождение было даровано караимам Литвы и Волыни. Стремясь еще более улучшить правовое положение, руководители караимской общины России начинают настаивать на принципиальном отличии караимов от других евреев, подчеркивая, в первую очередь, непризнание караимами Талмуда. Караимские лидеры выступают с утверждением, что караимам свойственны качества, которых нет у евреев: трудолюбие, честность и верность трону. В 1809 г. КАРАИМЫ возбудили дело против евреев города Троки, добиваясь их изгнания оттуда и утверждая, что право на проживание там было в свое время даровано польскими королями исключительно караимам. Не достигнув цели, КАРАИМЫ возобновили свое ходатайство в 1822 г. и в 1835 г. добились принятия русским правительством закона о выселении евреев из Трок. Одновременно КАРАИМЫ добиваются изменения официального названия общины: вместо «евреи-КАРАИМЫ» они стали называться «русские КАРАИМЫ ветхозаветного вероисповедания», а позднее — просто «КАРАИМЫ». Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были главным образом мелкими торговцами и ремесленниками, КАРАИМЫ были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, и владельцами соляных копий.
В 1863 г. КАРАИМЫ были полностью уравнены в правах с коренным населением России. Тогда же КАРАИМЫ западных губерний получили самостоятельное духовное управление с центром в Троках.
В 1913—14 гг. в Вильне выходило в свет периодическое издание на русском языке «Караимское слово»; в 1924 г. в Вильно выпускался на польском языке журнал «Караимская мысль», помещавший научные работы, а также публикации о жизни караимской общины. Тракайский хахам С. Х. Шапшал собрал уникальную коллекцию караимских древностей, а в 1940 г. основан музей караимской культуры.
После революции 1917 г. некоторое число крымских караимов эмигрировало из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул). Новообразовавшиеся караимские общины Центральной и Западной Европы поддерживали тесные связи с различными русскими эмигрантскими организациями. Число крымских и польско-литовских караимов непрерывно уменьшалось из-за их ассимиляции. В 1926 г. в Советском Союзе проживало 9000 караимов, за его пределами — 5000; в 1932 г. соответственно — около 10 000 (преимущественно в Крыму) и 2000 — в основном в Польше и Литве, а также в Турции, Египте, Ираке. Центром караимской культурной жизни после 1-й мировой войны стал Вильнюс.
Во время 2-й мировой войны КАРАИМЫ, как правило, не подвергались преследованиям со стороны германских оккупационных властей и даже пользовались их расположением. Лишь в некоторых местах (например, в Киеве) КАРАИМЫ разделили судьбу евреев (Бабий Яр). Со своей стороны, европейские КАРАИМЫ были в основном равнодушны к Катастрофе европейского еврейства. В годы 2-й мировой войны в рядах Советской армии были и КАРАИМЫ.
После образования Государства Израиль большая часть караимов переселилась в Израиль, где им была предоставлена возможность поселиться компактными группами и оказана правительственная помощь в устройстве на новом месте. К середине 1980-х годов в Израиле сосредоточилось большинство караимов (около 20 000). Как и все еврейское население Израиля, КАРАИМЫ подлежат воинской повинности.
На протяжении почти всей своей истории КАРАИМЫ считали себя евреями и боролись за признание их особой общиной в рамках иудаизма. Исключение составляли лишь крымско-литовские КАРАИМЫ в России и Австрии. Отношение евреев к караимам было двойственным: в разные периоды караимы рассматривались ими то как еврейская община (вплоть до того, что допускались браки между караимами и евреями), то отрицалась их принадлежность к еврейству. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 0%BC%D1%8B