Каждый день
Блог Александра Бречека
Март 1, 2007
Евангельская демократия
Они все никак не угомонятся. Православный (и вообще христианский) фундаментализм продолжает атаковать демократические ценности по всем фронтам - в политике, социальной жизни, даже в экономике. Читатели нашего блога помнят, что в начале апреля 2006 года в Москве состоялся так называемый «Всемирный русский народный собор», который утвердил составленную протоиереем В.Чаплиным «Православную доктрину прав человека». В интеренете были опубликованы дневниковые записи о.Всеволода, в которых он признался, какие идеалы его при этом вдохновляли - это новая Византийская империя, объединенная вокруг одной веры, вокруг царя и патриарха». Эта доктрина по сути, ниспровергает классическое представление о правах человека. Главное в ней - безусловный приоритет интересов общины, социума, государства над интересами и правами отдельного индивидуума. Подобный подход ну ничем не отличается от большевистского и ему подобных, когда общинная теория способна оправдать любое насилие во имя «защиты святынь» или «укрепления государства». Однажды митрополит Кирилл даже договорился в эфире Первого канала до следующего: «Когда человек посредством самоубийства во время военных действий может приблизить решение военной задачи, которая перед ним поставлена… тогда такое деяние совсем не следует рассматривать как грех против Бога»…
Не прошло и года, как РПЦ вновь по этому поводу активизировалась. По сообщению «Коммерсанта» 28 февраля по инициативе Московского Патриархата состоялась встреча лидеров христианских конфессий стран СНГ и Балтии. Главная тема обсуждения – необходимость пересмотра сложившейся в светском мире концепции прав человека, которой, по мнению церкви, «прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей». Судя по всему, встреча удалась. Ее участники к инициативе РПЦ отнеслись с полной поддержкой и пониманием. «Мы поддерживаем инициативу РПЦ, потому что секулярный менталитет (отрицание религиозного фактора в общественной жизни) нарушает права верующих,– заявил участвовавший во встрече пастор Лютеранской церкви Литвы Дарюс Пяткунас. Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский высказался аналогично: «Может, эти предложения звучат и не демократично, но ограничения свобод во благо, чтобы сохранить нравственность и цивилизацию». Еще дальше в наступлении на светские права человека пошли протестанты, глава Российской церкви пятидесятников веры евангельской Павел Окара был неумолим: «Мы против демократии, которая приносит разложение обществу. Нам нужна евангельская демократия с евангельской моралью, где грех называется грехом».
Таким образом, заручившись поддержкой христианских лидеров СНГ, РПЦ намерена довести свою точку зрения на предстоящей в сентябре в Румынии Европейской экуменической ассамблее, где планируется принять специальное обращение к Евросоюзу примерно такого содержания: «Мы за реальные изменения сложившейся ситуации с правами человека вплоть до пересмотра Всемирной декларации прав человека, потому что не может быть универсальных прав человека». Вам все понятно? Мне – не очень. Как мне кажется, права человека – или они есть, или их нет. Не хватало еще, чтобы наши права определяли православные или протестантские священники, католические ксензы, мусульманские муллы или жрецы «вуду». Думаю, что в ближайшее время до этого не дойдет, но в более отдаленном будущем – кто знает. Во всяком случае европейцы пока от традиционного универсального понимания прав человека, изложенных в «Хартии прав человека» и в «Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод» отказываться не собираются. Более того, по информации радио «Немецкая волна» с 1 марта этого года начинает работу новая организация – «Европейское Агентство по защите прав человека».
Это Агентство создано по инициативе правительств стран-членов ЕС, чтобы привести к общему знаменателю европейское законодательство в области прав человека. Оно будет призвано анализировать причины и последствия нарушения прав человека, а также изучать опыт других стран борьбы с этими нарушениями. Вот это, наверное, больше всего и беспокоит некоторых политиков и религиозных иерархов на территории СНГ – не признавать права человека как таковые проще, чем их исполнять. Не думаю, что новое Агентство принесет много радости и руководству Беларуси. Однако для того, чтобы права человека на постсоветском пространстве в целом и в Беларуси в частности все же соблюдались, одного этого Агентства явно недостаточно. Необходимо еще одно условие – мы с вами, каждый по отдельности, должны знать и понимать смысл и содержание своих неотъемлимых прав, и должны уметь их отстаивать. К сожалению, пока об этом говорить рано, что подтверждается и результатами блиц-опроса, проведенного «Немецкой волной» на улицах Минска. Простой, казалось бы вопрос – Что вы знаете о правах человека? – основную массу опрошенных совершенно поставил в тупик.
Большинство вспоминало о праве на труд, о маленьких пенсиях, о ЖКХ, кто-то назвал Беларусь – «заповедником законности», а один из прохожих вообще заявил: «Мы права свои знаем, но отстаивать их - никогда, ни при каких условиях, не будем. Вот только когда начнется падеж с голода, вот тогда мы их может и начнем оспаривать…». Я думаю, что все-таки стоит поговорить о правах человека более конкретно, не дожидаясь, пока начнется «падеж с голода». Мы и правда о правах человека много слышали, но слишком мало о них знаем. Обычно «право» как понятие мы связываем с какими-то нашими требованиями, в ответ на данные нам гарантии, от кого бы они не исходили. Но на самом деле права человека совершенно другого свойства: они не зависят от чьих-то обещаний или гарантий. Например, право человека на жизнь зависит исключительно от того, что он - человек, а не от обещания другого человека (или государства) не убивать его. Жизнь его может от этого зависеть, но право на жизнь – никогда. Чувствуете разницу? Права человека – это универсальная система норм поведения, существующая на границе морали и юридического права. Моральные права потому и универсальны, что не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации как необходимое условие человеческого достоинства. В основе концепции прав человека лежат две главные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство.
Какие же основные принципы прав человека? Давайте по пунктам. 1. Права человека неотъемлемы. Их нельзя утратить, так как они приобретаются самим фактом нашего существования. Действие некоторых из них можно приостановить или ограничить (тюрьма), но лишить их совсем (в том числе и применяя смертную казнь) – нельзя. 2. Права человека неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Нет ни одного нашего права, которое было бы важнее остальных, их нельзя рассматривать по отдельности. 3. Права человека универсальны. Они равно применимы ко всем людям во всем мире, причем без всяких ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без какого бы то ни было различия в отношении: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. И кто сказал, что права человека как-то угрожают многообразию индивидуальностей, культурных или религиозных различий? Любое многообразие возможно в обществе, где все равны - не в деньгах и не в возможностях, а в уважении к человеку. Но при одном маленьком нюансе – если действительно в данном обществе хотят этого многообразия, а не «казармы», где все неразличимы и подчиняются приказу вышестоящего командира.
Права человека условно можно подразделить на три уровня. I. Гражданские и политические права. Гражданские права обеспечивают гарантии физической и духовной неприкосновенности, признают за личностью право на свободу – вероисповедования и выражения мнений, право не подвергаться пыткам и не быть убитым. Гражданские права нас защищают от произвола властей, гарантируют правовую защиту, обеспечивают презумпцию невиновности и право на обжалование. Политические права позволяют нам участвовать в жизни коллектива и общества, предоставляя свободу голосовать, вступать в политические партии, собираться и посещать собрания, выражать свое мнение и иметь доступ к информации. II. Социальные, экономические и культурные права. Социальные права необходимы для полноценного участия в жизни общества – право на создание семьи, на отдых, на здравоохранение, на неприкосновенность частной жизни и свободу от дискриминации. Экономические права отражают тот факт, что для человеческого достоинства необходим определенный минимальный уровень материального обеспечения, а также то, что отсутствие, например, значимой работы или жилья психологически может быть унизительным. Они включают в себя право на труд, на уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на жилье и право на пенсию. Культурным правам уделяют меньшее значение (за исключением права на образование) – это право на участие в культурной жизни общества. Сюда же можно отнести право общин сохранять свою особую культуру, без дискриминации и при равной защитой перед законом.
III. Коллективные права. В их основе лежит идея международной солидарности, они охватывают права общества, государств и народов на устойчивое развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на совместное использование общего наследия человечества, на информацию и на гуманитарную помощь. Права этого уровня особенно важны для бедных и развивающихся стран, многие из которых находятся в состоянии крайней нищеты, подвержены экологическим и стихийным бедствиям. По большому счету – это все. Я вот в первую очередь для себя проделал этот «ликбез», перечитал его несколько раз вдоль и поперек, но так и не смог понять – каким же образом всем перечисленным, как утверждает РПЦ, «прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей»? Или почему, как заявил митрополит Кирилл, «в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным представлениям о человеке»?
В итоговом документе «встречи представителей христианских Церквей и общин стран СНГ и Балтии в рамках второго этапа подготовки III Европейской экуменической ассамблеи», в частности, говорится: «Мы убеждены в разрушительности таких тенденций в толковании прав человека, как коррозия традиционного представления о семье, призывы узаконить «однополые союзы», попытки легализации наркотиков, утверждения о моральной приемлемости абортов и эвтаназии, навязчивая пропаганда «культуры смерти», межнациональной и межрелигиозной вражды, насилия, разврата, гомосексуализма, других грехов, опасных для личности и общества». Странная какая-то формулировка, особенно в части «разрушительности тенденций в толковании прав человека»…Вроде они как бы и не против самих прав, но при их «правильном толковании». Это как? В соответствии с церковной инструкцией? Я бы еще добавил, что большинство из этих перечисленных упреков правам человека далеко не бесспорно. О «прочих грехах» я вообще промолчу. Но главное в этом документе, на мой взгляд, следующее: «С нашей точки зрения, христианское духовное и нравственное послание должно присутствовать в мире политики, экономики, культуры, в средствах массовой информации. Мы имеем не меньше права, чем неверующие люди, на то, чтобы наш голос был слышен в обществе, влиял на принимаемые в нем решения, на складывающиеся в нем правила поведения и образ жизни».
Ну а кто же мешает христианам участвовать в политике или экономике? Права человека распространяются на всех. Оформляйте христианские политические партии, открывайте торговые фирмы, всякие там ОАО и ЗАО, выдвигайтесь депутатами в Думы и Верховные Советы, выпускайте свои газеты и журналы…Но если есть желание церкви вообще определять идеологию, политику и экономику государств, то лично я не согласен. Тут уже нарушаются мои права, ибо ни в каком теократическом государстве я жить не желаю. И детям своим не посоветую. Сказано в Конституциях наших стран о том, что религия отделена от государства, пусть все на своих местах и остается. У церкви – Богово, у кесаря – кесарево, у слесаря – слесарево… А у нас – права человека. Так оно поспокойней будет.