Социально-экономические принципы богоугодного жизнеустройства есть принципы безусловно коммунистические.
В наибольшей полноте и силе это обстоятельство было проявлено в первоначальной Церкви, то есть в первые три века существования христианства.
«Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния 2:44,5).
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деяния 4:32,34,35).
Это означает, что первоначальная Церковь, действительно являлась коммунистической общиной в самом полном смысле этого слова, вплоть до принятия принципа общей собственности.
Данное обстоятельство было вполне точно уяснено христианскими историками и богословами.
Сходство идеи социализма с основополагающими постулатами христианства отмечали, например, Х. Джонсон (1874-1966) - настоятель Кентерберийского собора, Д. Джирарди - католический теолог, профессор метафизики и современной философии Салезианского университета, написавший в 1957 г. книгу “Христиане и коммунизм”.
К этой проблеме обращались Епископ Кассиан в книге “Христос и первое христианское поколение” (Париж-Москва, 96), М. Поснов., написавший работу “Христианская община и коммунизм” (СПБ.1909 г.), и касавшийся этой темы в книге “История Христианской Церкви” (Брюссель,64).
«...Нашего внимания требует свидетельство Деяний ...об общении имущества, которое установилось в Апостольской Церкви
...Этим добровольным общением имуществ апостольский «коммунизм» существенно отличается от коммунизма современного, который осуществляется средствами государственного принуждения.
В контексте Деяний общение имуществ должно быть понимаемо, как порождение того духа любви. которым отличалось общение между верующими...» (Епископ Кассиан. Христос и первое христианское поколение. Париж-Москва, 96, с. 132,133).
«Обратившиеся или уверовавшие во Христа жили вместе, как одно семейство...
Внутреннее духовное единение... выражалось и во внешнем устроении жизни - в общении благ, в самоотверженной помощи людям бедным, нуждающимся.
Без всякого принуждения они завели общение имуществ при общей кассе...» (Поснов М. Э. История Христианской Церкви. Брюссель,64, с. 64).
В начале 20-х прошлого века в Русской Православной Церкви возникла течение, представители которого ясно понимали необходимость принятия идеи коммунизма Церковью - Епископ Антонин, протоиерей Введенский, священники Калиновский, Красницкий, Белков и другие.
В начале 70-х годов в христианстве возникло движение “Христиане за социализм”, более всего распространившееся в Латинской Америке.
К сожалению, при этом не было достигнуто ясное понимание сути и формы экономической основы социализма, без чего все устремления к нему остаются благими намерениями.
Несомненно, что первая исламская община, созданная пророком Мухаммедом в Мекке, также несла в себе черты коммунистического устроения. Это отвечало одному из главных постулатов Корана о равенстве людей перед Богом, о братстве всех мусульман, в том числе и в сугубо экономическом смысле, о чем Коран говорит вполне определенно:
«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе, но те, которым дано преимущество, не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Сура 16, 73).
Этот постулат вполне последовательно исполнялся в первой мусульманской общине.
И сам пророк Мухаммед, и один из его ближайших сподвижников Абу Бакр, и другие мусульмане из числа зажиточных постоянно делились из своего достатка с бедными единоверцами, так что к моменту исхода в Ятриб состояние Мухаммеда было истрачено почти полностью, а состояние Абу Бакра сократилось с сорока тысяч дирхемов до четырех.
Позже, как это ранее произошло и в христианстве, в исламе были смягчены постулаты, касающиеся экономических отношений в умме, но здесь важно подчеркнуть, что первоначальные установки на этот счет носили сугубо коммунистический характер не только в христианстве, но и в исламе.
Это обстоятельство ясно осознается некоторыми исламскими священнослужителями.
Например, верховный муфтий Сирийской Арабской Республики шейх Ахмед Кафтаро отмечал:
«...Идеи коммунизма и социализма были сформулированы в Коране задолго до наших дней. Идеи равенства независимо от социального положения, расы, вероисповедания, которые проповедовал пророк Мухаммед, были претворены в эпоху возникновения Арабского халифата, когда люди устранили рабство и стали жить в атмосфере братства, сотрудничества, свободы, а народы объединились в единую нацию от Китая до Атлантики.
Ислам не призывал к классовой борьбе, а звал к любви и сотрудничеству.
Коммунизм Мухаммеда оказался более живучим, нежели коммунизм Маркса и Ленина, который насаждался силой» («ЛГ-досье», №7, 1991).
Приведу еще несколько высказываний, уже наших современников.
«Воронцов - русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач.
…Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России.
Основываясь на факте, что русский народ не только сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала». (О. Платонов).
«Больше всего меня беспокоит формирование русской национальной идеи. Времени у нас мало, “уже при дверях”, а мы, православные, разобщены и к тому же, как мне кажется, часто бродим в виртуальном мире нереальных мыслей и идеализированных абстрактных умозаключений.
В частности, вот и автор статьи “Беснование антимонархизма”…, В. Невярович, не может “представить Святую Русь в форме социалистического государства”.
А в форме капиталистического – неужто может?
…Но, позвольте спросить: а на каких принципах была основана Христовыми Апостолами первая христианская община?
На полном отрицании частной собственности!
Неограниченная частная собственность и капитализм в принципе несовместимы с Христианством.
…Не надо благодушествовать! Надо срочно восстанавливать, с Божией помощью, русскую национальную государственность и вооруженную мощь в нашей стране. А это невозможно без опоры на сильную экономику.
А такая экономика в Православной России не может быть построена на принципах капитализма!» (Профессор, доктор технических наук А. Курносов).
«Мы, православные, должны признать тот факт, что исторически христианство уже в средние века утратило влияние на организацию социально-экономических отношений Запада, которые развивались по законам сребролюбия, эгоцентризма, по антихристианскому пути развития.
…Основа существования такого экономического уклада - антихристианская мораль.
В капитализме нет и не может быть ни грамма христианства.
Капитализм никогда не был и не будет христианским, он всегда антихристианский. Поэтому очень жаль, что сегодня социальная тема практически ушла из Церкви и стала монополией внецерковных и антицерковных кругов. Возникло противоречие между тем, чему учит Церковь о социально-экономических отношениях и тем, в каких социально-экономических отношениях реально живут сегодня православные.
…В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" в пункте 3 раздела VII записано:
«Церковь признаёт существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдаёт предпочтению ни одной из них».
Но, позвольте! Ведь это противоречит учению Церкви и святоотеческому преданию о социально-экономических отношениях и об отношении к собственности. Общественная форма собственности дарована Православной Церкви как образец Самим Богом. И любая другая форма собственности для Церкви неприемлема!
…Получается, что наши иерархи собственным примером способствуют развитию греховной болезни сребролюбия!
Такие-то лжепастыри и ведут нас к постепенному сползанию в ереси экуменизма и обновленчества, к гибельной либерализации Церкви.
Но такая Церковь станет "Церковью для богатых" и потеряет благодать Божию.
Истинно Православная, Воинствующая Церковь, не боящаяся сказать правду о социальном неравенстве и богатстве, духовно целеустремленная и решительная, в настоящее время должна быть рядом со страдающими, обиженными и угнетенными.
Церковь, "адаптированная" к либеральной антихристианской современности, обречена быть по другую сторону баррикад, со своими "спонсорами" - алчными "приватизаторами", жирующей "новорусской" финансовой элитой». (А, Кирдяшкин, доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ).
Итак, отношения, установленные в первоначальной Церкви между христианами, были безусловно коммунистическими.
С 4-го века первоначальное устроение Церкви было разрушено, вместе с ним ушел в прошлое и христианский коммунизм.
С того времени, кроме аналогичного кратковременного периода в исламе, человечество не знало сколько-нибудь устойчивых и масштабных проявлений такого рода в социально-экономической истории.
За одним исключением: в Советском Союзе в 70-80-х годах возникло явление, которое по сути, масштабам и значению вполне сопоставимо с первоначальным христианским коммунизмом.
_________________ В сущности, был один христианин, и тот умер на кресте (с) Ницше
Крайне важно не путать петрушку с болиголовом; но совершенно не важно, верить в Бога или нет. Дени Дидро
Религия — это общечеловеческий навязчивый невроз. Фрейд
|