А вот что об этом думает доктор Богословия и Философии, выпускник Папского Григорианского Университета Самуель Баккиоки Околосмертные переживания. Еще одна важная тенденция нашего времени, сделавшая свой вклад в пропаганду веры в бессмертие души, заключается в изучении так называемых «околосмертных переживаний». Подобные исследования основываются на сообщениях людей, побывавших в состоянии клинической смерти, и медиков, фиксирующих то, что происходит с некоторыми из их пациентов на одре смерти. Те переживания, о которых сообщают люди, побывавшие на волоске от смерти, зачастую соответствуют представлениям многих людей о том, какой должна быть жизнь души в раю. Все описывают то, что им довелось пережить, по-разному, однако в этих сообщениях есть и общие черты: ощущение полного покоя; чувство, будто проносишься сквозь какой-то мрак, как бы плывя в невесомом, духовном теле; присутствие некоего духовного существа; приближение к источнику яркого света, нередко отождествляемого с Иисусом Христом или ангелом; и вид на город, озаренный яркими лучами13. Подобные опыты истолковываются как свидетельство того, что душа в момент смерти оставляет тело и живет в бестелесном состоянии. Сообщения об околосмертных переживаниях нельзя назвать чем-то новым. Их можно найти в классической литературе, например в «Истории английской церкви и народа», вышедшей из-под пера преподобного Вида, в «Тибетской книге мертвых», в «Примитивной культуре» сэра Эдварда Барнетта Тайлора и в «Республике» Платона14. Платон приводит захватывающий рассказ об околосмертных переживаниях, который он использует в обоснование веры в бессмер¬тие души. Он пишет: «Эр, сын Армения, родом из Памфилии. Однажды он был убит в сражении; когда через десять дней стали подбирать тела уже разложившихся мертвецов, его нашли еще целым, привезли домой, и когда на двенадцатый день приступили к погребению, то, лежа уже на костре, он вдруг ожил, и оживши, рассказал, что он видел в загробном мире. Он говорил, что его душа, чуть только вышла из тела, отправилась вместе со многими другими, и все они пришли к какому-то загадочному месту, где в земле были две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, еще две. Посреди, между ними, восседали судьи. После вынесения приговора они повелевали праведным людям идти по дороге направо, вверх по небу, и привешивали им спереди знак приговора, а неправедным — идти по дороге налево, вниз, причем и эти имели — но уже позади — обозначение всех своих проступков. Когда дошла очередь до Эра, судьи сказали, что он должен стать для людей вестником всего, что здесь видел, и велели ему все слушать и за всем наблюдать... Он не знает, где и каким образом душа его вернулась в тело. Внезапно очнувшись на рассвете, он увидел себя на погребальном костре»15. Платон завершает свой рассказ глубокомысленным замечанием: «Таким вот образом сказание это спаслось... Оно и нас спасет; если мы поверим ему... что душа бессмертна и способна переносить любое зло и любое благо»16. Какое же спасение может предложить человеку вера в бессмертие души? Жизнь в виде развоплощенной души или духа в загробном мире едва ли может сравниться с библейским упованием на воскресение всего человека к полноценной жизни на планете Земля, обновленной и воссозданной в ее первозданном совершенстве. Исследования околосмертных переживаний. Зачинателем современных исследований в области околосмертных переживаний был американский психиатр Рэймонд А. Муди. Две его главные книги, «Жизнь после жизни» (1975) и «Раз¬мышления о жизни после жизни» (1977), породили множество книг, статей и споров об опытах, пережитых людьми вне тела17. «Не так давно была опубликована библиография книг и статей, посвященных околосмертным переживаниям, в которой приведено около двух с половиной тысяч названий». Муди исследовал 150 человек, переживших околосмертный опыт, а в некоторых случаях и состояние клинической смерти. Вопрос в том, как интерпретировать эти данные. Издатели Муди утверждают, что эти сообщения являются «подлинными историями, подтверждающими существование жизни после смерти». Сам Муди, однако, гораздо более осторожен в оценках. Он категорически отрицает, что пытался «построить доказательную базу существования души после смерти тела», хотя и считает полученные данные «крайне важными» для подобной веры. Он признает, что околосмертные переживания можно воспринимать и как указание на бессмертие, и как результат предсмертных физиологических процессов. Мы не будем исследовать предполагаемую доказательную ценность околосмертных опытов для веры в бессмертие души. В определении человеческой природы нам надлежит опираться не на субъективные околосмертные переживания некоторых людей, а на объективное откровение, данное нам Богом в Его Слове (см. 2 Петр. 1:19). Поэтому здесь мы рас¬смотрим лишь три основных наблюдения по поводу околосмертных опытов. Во-первых, проблема состоит в том, какое определение дать смерти.Редактор «Ланцета», журнала, посвященного медицинским исследованиям, указывает, что «лишь преднамеренное использование устаревших определений смерти может дать человеку основание утверждать, что некто, в клинических условиях, вернулся к жизни, чтобы рассказать нам, что простирается за гранью смерти, ибо по ныне принятому и постоянно уточняемому определению смерть представляет собой точку, миновав которую никто не может вернуться и рассказать нам что бы то ни было». Ему вторит профессор Пол Курц: «У нас нет никаких веских свидетельств в пользу того, что эти люди действительно умерли. О смерти можно судить по двум признакам — трупному окоченению и смерти мозга. В этих же рассказах на самом деле описывается „процесс умирания или околосмертный опыт, а не сама смерть"». Во-вторых, нужно помнить, как отмечают Пол и Линда Бэдхем, что «любой человек, находящийся между жизнью и смертью, испытывает сильнейший физический и психологический стресс. Мозгу не хватает кислорода, он одурманен болеутоляющими средствами или пребывает в возбужденном состоянии под воздействием высокой температуры, и потому едва ли может функционировать надлежащим образом. Кто знает, какие видения могут возникнуть при таких нарушениях работы мозга?» Некоторые исследователи указывают на схожесть, существующую между околосмертными переживаниями и воздействием психоделических наркотиков. «Последние исследования в области сознания показывают, что подобные переживания можно воспроизвести с помощью галлюциногенных средств. Скорее всего, они стоят в ряду психических переживаний, которые свидетельствуют не о жизни после смерти, а о более сложной взаимосвязи между сознанием и телом, чем считалось прежде». Наконец, как установить, что околосмертные переживания отражают действительность, а не являются плодом больного сознания? И почему чуть ли не во всех сообщениях об околосмертных переживаниях говорится о счастье и небесном покое, и в них нет и намека на муки в адском огне? Видимо, когда люди умирают, они предпочитают думать о небесном блаженстве, а не о страданиях в аду. Но даже видения о рае в значительной мере зависят от того, в какой вере был воспитан человек. Карлис Озис и Эрлендур Харалдсон проанализировали более тысячи сообщений о том, что довелось пережить умирающим пациентам в США и Индии. Они обнаружили, что видения пациентов-индийцев как правило носят индуистский характер, а видения американцев обусловлены западной, или христианской культурой. Например, по словам одной из индийских женщин, она поднялась в небо на корове, а вот пациент-американец, молившийся святому Иосифу, утверждал, что повстречался со своим покровителем.[u] Подобные сообщения об околосмертных опытах отражают религиозные убеждения больных. То, что люди испытывают, когда умирают, скорее всего, обусловлено их личными представлениями о загробной жизни. Нельзя забывать, что в людях, переживающих околосмертные опыты, еще теплится жизнь, их мозг еще сохраняет работоспособность. Все, что происходит с ними в подобных обстоятельствах, составляет часть их нынешней жизни, а не жизнь после смерти. В Библии сообщается о семи воскрешенных из мертвых (3 Цар. 17:17—24; 4 Цар. 4:25—37; Лк. 7:11—15; 8:41—56; Деян. 9:36-41; 20:9—11), но ни один из них ничего не поведал о загробной жизни. Лазарь, вернувшийся к жизни спустя четверо суток после кончины, не сообщил никаких захватывающих подробностей своего внетелесного существования. Да в этом и нет ничего удивительного. Смерть, согласно Библии, есть прекращение жизни всего человека, его тела и души. Между смертью и воскресением нет никакого сознательного существования. Мертвые будут покоиться в могилах до тех пор, пока Христос не воззовет к ним в славный день Своего пришествия.
|