хм, оказывается, адвентистское (ну и СИ-ное) представление о сне души могло бы закрепиться в протестантизме 3 веками ранее.
http://www.proza.ru/2012/04/26/1355.
Как Лютер учил о сне души после смертиКонстантин Матаков ...В комментариях на Бытие Лютер касается проблемы посмертного существования праведников.
По его мнению, «после смерти душа входит в свои покои и пребывает в мире, и пока она спит, не осознает своего сна.
Однако Бог сохраняет душу бодрствующею. Бог способен пробудить Илию, Моисея и т.д., управляя ими так, что они живы. ..
Почивающий физическим сном, не имеет знания о событиях, происходящих в доме его соседа. Однако он жив, хотя.. во сне ничего не чувствует.
Так же произойдет в той жизни, только иным и лучшим образом» . Читая эти строки, ясно осознаешь, почему адвентисты седьмого дня
числят Лютера в своих непосредственных предшественниках. Ведь концепция сна души тут уже есть: душа не осознает, что с ней происходит, ничего не знает и т.д.
Однако в притче о богаче и Лазаре в 16-й главе у Луки мы читаем, что Авраам услышал молитву богача из преисподней, - стало быть,
святые в раю не спят, иначе эта притча Христова должна быть ложной.
И когда апостол Павел говорит нам «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Фил. 1, 23),
то неужели он желает просто спать, покоиться, не осознавать себя и других?!
Разве это имеет в виду Христос, когда говорит, что у Бога все живы? Со сном обычно сравнивают смерть, но не жизнь у Бога
(сравнение со сном жизни праведников в Ис. 57, 2 имеет в виду упокоение от земной суеты, но не буквальный сон в присутствии Бога)..
Зато становится еще понятнее, по какой причине лютеране отвергли молитвы к святым: действительно, если в раю только и делают, что спят,
ничего не зная и не чувствуя, то какой смысл молиться спящим и не осознающим себя?
Не случайно, что лютеранские тексты осуждают молитвы святым как «призывание мертвых», - конечно, ведь спящие ближе к смерти, чем к жизни.
Но это «святые лютеранства», а у Бога святые живут! Между тем, Лютер устремляется в этот «спящий рай», говоря о том,
что «мы сами упокоимся в мире, прежде чем зло и скорбь обрушатся на Германию» .
Пока другие будут страдать и умирать, мы, «праведники реформации», будет почивать в раю! Эх, вы, «небесные лежебоки»!
Но Лютер не успокаивается и утверждает следующее: «Они говорят, что.. наказание вечным огнем уготовано проклятым ..
Но существует текст, утверждающий обратное.. Представляется, что они также спят и покоятся, но я не высказываю определенного утверждения» .
Тогда ясно, почему лютеранам нельзя молиться за умерших: если они спят, то не могут свободно воспринять благодать, которую Бог дарует по этим молитвам;
они почти что мертвы.. Чуть ниже Лютер снова говорит, что святые спят, ссылаясь на слова Ис. 63, 16: «Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас».
Не знаю, как проклятые, но адвентисты блаженствуют, поскольку узнают свои любимые идеи. Конечно, православие учит, например, тому, что и святые,
и грешники, не имеют полноты славы и страданий до Страшного Суда: только тогда, после воскресения мертвых, получив тела,
они наследуют полноту вечной жизни или вечной смерти. Поэтому еще можно было бы утверждать, что наказание вечным огнем для грешников
еще не осуществляется во всей полноте, но говорить об их сне.. Грешники были бы только рады, узнав,
что их наказание откладывается на сотни и тысячи лет – вплоть до Судного дня.
Разве богач из упомянутой притчи заснул и не страдал? Но как же тогда сказано, что он был в муках и воззвал к Аврааму?
Заметим, однако, что Лютер тут стесняется своих нововведений, и потому все же оговаривается, что он не высказывает «определенного утверждения».
Слава Богу, а то это немедленно бы стало догматикой лютеранской церкви, и в этом случае адвентистам не понадобилось бы ждать три столетия «откровений» госпожи Уайт..
Тем не менее, эти рассуждения Лютера о «сне души» столь смущают самих лютеран,
что комментаторы соответствующего тома сочинений Лютера вынуждены констатировать:
«Богословские комментарии по различным вопросам, включая.. бессмертие души, имеют форму, порождающую подозрения в редакторской манипуляции и цензуре» .
Манипуляции приписываются одному из учеников Меланхтона: сам Лютер, естественно, ни в чем не виноват, это все Меланхтон,
его правая рука, к которому он очень благоволил.. Что касается толкования слов из Ис. 63, 16,
то выражение «Авраам не узнает нас» не может пониматься как сон праведного Авраама,
ведь в той же притче из Лк. 16 выясняется, что Авраам не спит и знает то, что происходит за пределами лона Авраамова,
коль скоро он отвечает на моления богача. В Толковой Библии Лопухина этот стих истолковывается так:
«Авраам» и «Израиль» - здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее,
того большинства иудейского народа, которое по свое слепоте не признало Мессии и не уверовало в Него, когда Он пришел.
При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства:
они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание» .
Т.е. речь идет о людях, не узнавших Истину: именно такие люди время от времени придумывают басни о том, что святые спят..
И вообще, "спящие святые", не осознающие себя в раю - это почти что матрица...