Miri писал(а):
Цитата:
Мы не дремлем
Хорошо, тогда развернуто представлю...
«О, Тимофее! Предание сохрани» (1Тим.6:20)
Понятие Предания является настолько многогранным, что часто рискует вовсе утерять свой пер-воначальный смысл. При его уточнении приходится дробить содержание слишком многозначащее и создавать ряд суженных понятий, сумма которых отнюдь не выражает ту живую реальность, которая именуется Преданием или Традицией Церкви.
Само по себе слово "традиция", как и его синоним "предание", буквально означает "нечто, что передается из поколения в поколение" (от греч. παραδοσις - передача, вручение, учение и передача учения. Древнегреческо-русский словарь И.Х.Дворецкого).
В качестве традиции выступают определенные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.
Те или иные традиции действуют В ЛЮБОМ ОБЩЕСТВЕ И ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ОБ-ЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Начиная с 5 в. до н.э. в иудейской среде возникает агадическая литература, причём изначально Агада, как и Галаха, передавалась из поколения в поколение изустно. По мере того как поколения сменяли друг друга, наставления прежних учителей накапливались и передавались дальше, так что постепенно развилось значительное по объему прецедентное право, охватывающее все сферы практической жизни и касающееся как религиозных, так и уголовных и гражданских вопросов. Таким образом, ВЗ предание охватывало как теоретическую, так и практическую сферу. Эту-то все нарастающую цепь передаваемых поучений, серию взаимосвязанных галохот евангелисты Матфей и Марк и называют «преданием старцев» (Мк.7:3,4,11,12; Мф.15:2). Это «предание», возникшее как истолкование Закона, на деле стало выше Закона: «Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8).
Ап. Павел, который до обращения был «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал.1:14), пришел к выводу, что предания иудаизма – это кандалы, в которые заковывается вера, и недвусмысленно отвергал синкретизм христианства с фарисейским иудаизмом и в особенности представление о том, что христиане из язычников должны соблюдать детально разработанное устное иудейское предание (Галаху). Отсюда и резкие слова предостережения против «заповедей и учения человеческого»: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу» (Кол. 2:8, 21-23).
Рассмотрение же специфически христианских преданий позволяет рассматривать их на трех уровнях: «керигматическое предание» как процесс передачи знаний и вероучения, предание «практики и опыта Церкви» и предание как передача благодатных даров и, в конечном итоге, Самого Христа.
Характерным примером такой «классификации» служит корпус Пастырских посланий ап. Павла:
1) керигматическое предание: «учение» (1Тим.4:16, 6:1, 2Тим.3:10, Тит.2:7,10), или с дополнительным уточнением – «здравое учение» (1Тим.1:10, 2Тим.4:3, Тит.1:9, 2:1), «доброе учение» (1Тим.4:6), а также «вера», «здравые и верные слова истины» (1Тим. 1:15, 6:3, 2Тим.1:13, 2:15);
2) этическое и сакраментальное предание: «учение, согласное с благочестием» (1Тим.6:3), «верное слово» о «благочестии» (1Тим. 4:8-9, 2Тим.2:11-13), т.е. о «преуспевании в добрых делах» (Тит. 3:8) и подражании «образу жизни» апостолов (2Тим.3:10), а также начатки канонических правил о «епископстве» (1Тим.3:1) и о том, «как должно поступать в … Церкви Бога живого» (1Тим.3:15).
3) предание как опыт жизни Церкви в Святом Духе: «дар Божий», «дарование», передаваемое «с возложением рук» (2Тим.1:6-14, 1Тим. 4:14), и в общем смысле: «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2Тим.4:22).
Особенности «керигматического предания» апостольского времени можно рассмотреть на примере апостолов Петра и Павла (повторюсь).
Относительно обоих утверждается, что они получили знания о Христе непосредственно от Бога: «блажен ты, Симон, потому что не плоть и кровь [т.е. люди] открыли тебе это [т.е. тайны христологии], но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Подобно и Ап. Павел утверждал, что возвещаемое им «Евангелие не есть человеческое, ибо и [он] принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). Как же тогда согласовать это с сообщением о том, что ап. Петр узнал о появлении Мессии от своего брата Андрея (Ин. 1:40-41), да и ап. Павел в Первом послании к Коринфянам прямо заявляет, что передал им то, что «сам принял» (παρέλαβον) (1 Кор. 15:1-3), т.е. что он благовествует явно на языке предания, воспринятого от предшественников по вере.
Это мнимое противоречие можно разрешить, предположив, что полученное апостолами и передаваемое далее керигматическое предание, хотя и было получено от людей, тем не менее, имело под-тверждение собственных убеждений, воспринятых или прямо от Спасителя во время Его земной жизни, или «через откровение Иисуса Христа»: «ты же пребывай в том, чему научен и в чем убедился » (2Тим.3:14 в пер. еп. Кассиана). «И у всех так бывает, - поясняет свт. Феофан За-творник, - сначала внешним словом призываются ко Господу, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с Ним сочетанию носят в себе свидетельство того, что они стоят в истине».
Христианское Свщ.Предание нельзя однозначно отождествлять с «человеческим преданием» наподобие «отеческих преданий» иудаизма, ибо за цепью Предания стоит его начало – Иисус Христос: «Ибо я от [Самого] Господа принял (parelabon) то, что и вам передал (paredwka)» (1Кор.11:23). Даже о керигме Самого Спасителя «домостроительно» утверждается, что Он «говорил не от Себя; но пославший [Его] Отец, Он дал [Ему] заповедь, что сказать и что говорить» (Ин. 12:49). И в другом месте Он, обращаясь к Богу-Отцу, говорит: «Я передал им слово Твое» (Ин. 17:14). Таким образом, в некотором смысле можно утверждать, что керигматическое предание по определению совпадает с понятием Божественного Откровения, усвоенного и распространяемого в Церкви Христовой.
Однако понимание предания только как преемственную передачу знаний можно назвать как бы первичным уровнем постижения глубинного смысла Свщ. Предания, ведь по меткому замечанию диакона Андрея Кураева, оно не является «вторым, дополненным изданием Нового Завета». Это не слова, которые добавляют к словам же. Предание нельзя полностью сводить ни к устной, ни к письменной проповеди. Оно не есть ни пересказ апостольских слов (ибо тогда оно есть лишь повторение Писания), ни информативная добавка к новозаветному кодексу. Важнейшее назначение Предания состоит в том, чтобы использовать апостольское понимание Писания, т.е. Предание имеет отношение не столько к теории, сколько к практике, к жизни Церкви. В этом смысле «Предание есть практическое применение Откровения» (Кураев).
Итак, второй уровень Свщ. Предания включает передачу опыта духовной жизни. Иными словами, необходимо не только «стоять», «помнить и держать предания так, как [их апостол] передал» (1 Кор. 11:2, 2 Фес. 2:15), но также и «поступать по преданию, которое приняли» (2Фес.3:6).
Одним из аспектов Свщ. Предания в «практической области» является этическое предание о Христе, на которое чаще всего и ссылается ап. Павел, говоря о моральной ответственности обращенных им верующих. Даже когда непосредственный призыв заключается в следовании примеру ап. Павла («подражайте, братия, мне… чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» (Флп.3 17, 4:9)), он обретает силу, потому что апостол считает такое поведение подражанием Самому Христу: «подражайте мне, как я Христу…[будьте] подражателями нам и Господу» (1Кор.4:16, 1Фес.1:6). Апостолу Павлу вторит и Апостол любви: «кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:6). Как говорит Сам Господь Иисус Христос, «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал» (Ин.13:15).
Ап.Павел усматривает суть этого уровня Предания также и в литургической жизни Церкви: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал (παρέλαβον), что Господь Иисус в ту ночь … сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое… сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1 Кор. 11:23-25). Здесь же необходимо упомянуть и о «мистериальных», т.е «сохраненных в молчании и тайне преданиях» (Лосский В.Н.) апостолов, связанных с совершением Таинств, которые позднее св.отцы, в частности, Св. Василий Великий противопоставят керигме, т.е. открытой проповеди. Примерами этих преданий для Василия Великого являются крестное знамение, обряды, относящиеся к крещению, благословение елея, евхаристическая эпиклеза, обычай обращаться на восток во время молитвы, не преклонение колен в воскресные дни, в период Пятидесятницы - и все они относятся к сакраментальной и литургической жизни Церкви. Эти «сокрытые предания» свидетельствуют о «мистерическом» характере христианского познания. Откровенная Истина действительно не мертвая буква, а живое слово; к ней можно прийти только в Церкви через Таинства, через посвящение в «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол. 1:26).
Митрополит Московский Филарет говорит, что истинное и святое Предание – это не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, обрядов, но также и невидимое и действен-ное сообщение благодати и освящения. Исходя из этого, третий уровень понимания Предания подразумевает усвоение каждому человеку того всечеловеческого дара спасения и обожения, который был дан человечеству во Христе. Диакон Андрей Кураев раскрывает еще одну грань Предания, сопоставляя его с «преданием» за нас на смерть Христа и нашим «преданием себя» Богу (ср. 1Пет.4:19). Предание - это Сам Христос (ибо Сам «Бог отдал Сына Своего» (Ин.3:16), в Таинствах возвращающийся к людям. Так и говорит об этом византийский богослов Николай Кавасила: «Таинства - вот путь, вот дверь, которую Он открыл. Проходя этим путем и этой дверью, Он возвращается к людям».
Предание – это также и благодатное преемство даров Духа, существующее в Церкви с самого ее основания: Сам Господь «дал [апостолам] от Духа Своего» (1Ин.4:13), и далее дары Духа подаются «через возложение рук Апостольских» (Деян. 8:18) или же «с возложением рук пресвитеров» (2Тим.1:6, 1Тим.4:14 в пер. еп. Кассиана) – т.е. опять-таки, в Таинствах (здесь "пресвитер" означает по Афанасьеву "епископа-пресвитера").
Итак, Предание - это непрерывное действие Св.Духа в Церкви и ее людях.
Таким образом «человеческому преданию» древнецерковное и апостольское понимание противопоставляет Свщ.Предание как образ Богообщения, как некою вселенскую полноту, не отличимую от сознания Церкви, обладающей непосредственной достоверностью Богооткровенной истины. В.Л.Лосский пытается дать точное определение Предания, сказав, что оно есть «жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума. Это - тот истинный гнозис, который подается действием Божественного Света, дабы просветить нас познанием славы Божией (2 Кор. 4, 5), это то единственное «Предание», которое не зависит ни от какой «философии», ни от всего того, что живет «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8)».
Следовательно, если Священное Предание – это единственный способ воспринимать Истину, то Свщ. Писание есть один из способов выражения Истины, одна из форм Свщ. Предания, причем «форма эта является ценнейшей и по удобству её сохранения и по удобству пользования».
Авторитет Свщ. Писания также как и Свщ. Предания утверждается тем, что через него к нам обращается Сам Бог. Оно не только содержит в себе и удостоверяет Слово Божие, но и само есть Слово Божие. Написанное под воздействием Святого Духа, богодухновенное (θεόπνευστος) Писание (2Тим.3:16; 2Пет.1:19-21,3:15-16) своим началом и автором имеют Самого Бога. Библейские авторы, как ветхозавет-ные, так и новозаветные, по их собственному их свидетельству, были вдохновляемы Духом Господа (на-пример, 1Цар.16:13; 2Цар.23:2; Иез.11:5; Ин.16:13; 1Кор.2:10-13; 1Фес.1:5; 2:13; 2Пет.1:20,21).
Однако Слово Божие не «падает с неба». Оно достигает нас только через слово человеческое. То, что Бог - начало и первоавтор Свщ. Писания, не исключает, что с человеческой стороны книги Свщ. Писания имеют своими авторами различных людей, которые выражали Слово Божие языком своего народа, своего времени, своей культуры, языком, отражавшим их личные особенности, используя принятые тогда литературные формы и приёмы, т.е. неся «сокровище» Слова Божьего «в глиняных сосудах» (2Кор.4:7). «Механически-буквальное понимание богодухновенности священных книг есть достояние иу-дейского и консервативного протестантского богословия, - говорит русский библеист Б.И.Сове, - поэтому оно не может быть защищаемо православными богословами как уклоняющееся в своего рода «монофи-зитство», а должно быть исправлено в свете Халкидонского догмата о богочеловечестве». Процесс «воплощения» Слова Божия в Свщ. Писании (как и в Свщ. Предании вообще) имеет синергийный характер, почему ап. Павел и называет вестников Слова Божьего «соработниками у Бога (sunergoi qeou)» (1Кор. 3:9). Эта человеческая и историческая обусловленность Свщ. Писания относится к тому «снисхождению» Божию, которое достигло своего предела в воплощении Сына Божия, в Иисусе Христе. К человеческой обусловленности книг Свщ. Писания относится также и то, что отдельные книги Нового Завета появились в Церкви и для Церкви, для конкретных общин. Они были обусловлены конкретными по-водами и целями написания, они укоренены в различных аспектах жизни ранней Церкви.
Так как в первое время после Вознесения у христиан не было своих книг, то единственным Писанием для них был Ветхий Завет. Эти Ветхозаветные Писания упоминаются под различными названиями, например, «Писание» или «Писания» (Деян.8:32, 17:2; 1Кор15:3,4; 1Пет.2:6; Иак.4:5), «все Писание» (Лук. 24:27), «священные» или «святые Писания» (2Тим.3:15,Рим 1:2). В Рим.14:25 Писания названы «пророческими» (ср.2Пет.1:19). Название «Ветхий Завет» (2Кор.3:14) имело в виду, во-первых, Синайский Декалог, потом Книгу завета (Закон Моисея) и, наконец, всё Свщ. Писание до Р. Хр. То, что термин «Писания» распространился на все ветхозаветные книги подтверждается тем, что Сам Спаситель в Ин.10:34-35 употребляет понятия «Закон», «слово Божие» и «Писание» синонимично, хотя Лук.24:44 показывает, что классификация «закон Моисеев, пророки и псалмы» всё же сохранилась (здесь Псалтырь упомянута как самая важная книга сборника Писаний (Кетувим)).
Уже в апостольское время, когда устные апостольские предания стали закреплять письмом, появилась реальная опасность искажения христианского благовестия со стороны различных лжеучителей. Это были и «имевшие ревность не по разуму» (ср. Рим.10:2) представители иудеохристианства и адепты протогностических сект. Эти «лютые и хищные волки» (Деян. 20:29, ср. Мф. 7:15) несли с собой не «запо-ведь Господа и Спасителя, преданную Апостолами» (ср. 2Пет.3:2), а свои ложные «предания», которые выкристаллизовались в многочисленные апокрифы, некоторые из которых ходили по рукам под именем апостолов или других святых. Ап. Павел упоминает о неких «словах» и даже «посланиях», «как бы [апостолами] посланных» (2 Фес. 2:2), а также о «ином благовестии» (2Кор.11:4) и о «ином благовествовании», которое на самом деле является искажением Евангелия Христова (ср. Гал.1:6-7).
Это искажение Свщ.Предания проявилось на всех его «уровнях»: через «проповедь другого Ии-суса» (2 Кор. 11:4), и, как следствие, «кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19), оно ведёт и к искажению нравственно-аскетического устроения человека, который начинает «поступать бесчинно, а не по преда-нию, которое приняли от [апостолов]» (2Фес.3:6) (хотя «таковые лжеапостолы и принимают вид Апостолов Христовых» (2Кор.11:13)), и даже к тому, что в еретическом обществе начинает действовать «иной Дух» (2Кор.11:4) - «дух обольститель» (1Тим. 4:1-15), почему такое общество начинает прямо именоваться «сборищем сатанинским» (Откр. 2:9), а его учение - «бесовским» (1Тим. 4:1-15). Таким образом, отверже-ние или искажение Свщ. Предания во всей его полноте можно расценивать как «совращение вслед сатаны» (1Тим.5:15), причём урезание или прибавление к «словам книги пророчества» влечет за собой Ана-фему апостола (Гал.1:6) и «отнимает участие в книге жизни» (Откр.22:18-19), т.е. от этого в конечном итоге зависит спасение человека. Именно учитывая это сотериологическое обстоятельство становится ясно, почему в посланиях апостолов конца I века делается такой сильный акцент на вполне консервативном отношении к Преданию и Писанию: его следует блюсти (1Тим.6:14), держаться (Тит.1:9), хранить (1Тим.6:20, 2Тим.1:12,14), оберегать от хулы (1Тим.6:1) и передавать верным из поколения в поколение (2Тим.2:2), критически «испытывать духов [т.е пророков], от Бога ли они» (1Ин. 4:1) и отбрасывать «негод-ные и бабьи басни» (1Тим.4:7).
Итак, Свщ. Предание – это форма сохранения и распространения Церковью Божественного От-кровения. Однако Предание нельзя противопоставлять Писанию, а также нельзя подставлять одно из них вместо другого, как две отличные друг от друга реальности.
Церковь исповедует веру, которая была ей вручена (paradoqei,sh)|, буквально – «предана» (Иуд. 1:3) раз и навсегда. Она стоит «на основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:20). Пророки возвещали церквам волю Божию в определенных ситуациях, апостолы же – первосвидетели проповеди Евангелия. Они приняли его непосредственно от Иисуса Христа, поэтому Церковь продолжает стоять на основании апостольской веры, отвергая все его искажения. Не только Писание, но также и устные предания, полу-ченные от апостолов, сохраняются лишь в Предании, в свете Духа Святого, сообщенном членам единого Тела Христова.