Предлагаю открыть эту тему в качестве филиала темы «Что есть Церковь Христова?», т.к. вопрос обрядовой стороны Богослужения всегда на этом форуме вызывал значительное число нареканий.
Просматривая различные темы здесь, я убедился, что между бывшими СИ вобщем существует некий консенсус в этом вопросе. Суть его заключается в радикально-спиритуалистической трактовке слов Христа о «поклонении в духе и истине»: поклонение по этой трактовке есть непосредственное принятие человеком даров Духа Святого при более или менее пренебрежительном отношении к обрядовой стороне религиозности человека. Все тут уже за обычное дело почитают пожелание друг другу на Новый Год «больше мира и Духа», как будто для участников этого форума схождение Духа Святого на них есть дело привычное и обычное, а вопрос только в «количестве» этого Духа.
Потому, будучи ошеломлён столь высокими духовными достижениями местной публики, я , грешный, решил немножко заняться апологетикой христианства с точки зрения обрядности. Ведь христианства без обрядов никогда в природе не существовало (если вы не согласны, то приведите мне, пожалуйста, пример хотя бы одной заметной группы христиан, обходившихся без обрядов последовательно на протяжении заметного промежутка времени), а значит, местные форумцы легко переплюнули всех существовавших в истории христиан в развитии своей духовности.
Поскольку принять на веру сей факт я не мог, иначе пришлось бы признать бывших СИ вершиной развития Церкви в истории (а по ряду весьма странных высказываний, вывешенных на этом же форуме, этого не скажешь), то я задался вопросом – почему же на протяжении тысяч лет Церковь всегда шла в этот безнадёжный тупик внешнего культа и не смогла принять тот свет, который озарил в конце истории бывших СИ, сумевших наконец в своём поклонении исключить все обряды, кроме включения-выключения каждый день компьютера и стучания своими пальцами по его клавишам (ведь в некоторых постах мы уже назвали посетителей этого форума чуть не Церковью)?
Почитаемый миллионами и католиков и православных блаженный Августин почему-то говорил, что «люди не могут быть соединены какою-нибудь религиею без внешнего знака», история христианских обрядов уходит непосредственно в век апостольский, подтверждая, что и христиане не дерзали обходиться без «внешних знаков», а бывшим СИ всё нипочём – один текст из Писания (Иоанна 4:23,24) им всё объяснил гораздо лучше. Блаженному Августину не объяснил, всем христианам не объяснил, а им объяснил.
Поэтому, вполне резонно задаться вопросом: на ком же выполняется знаменитая поговорка «смотрю в книгу – вижу фигу», на христианах, или всё же на бывших СИ? Кто читал апостольские Писания с апостольским пониманием, непосредственные апостольские ученики, жившие в первые века распространения христианства, или современные мальчики и девочки, просвещённые светом, озарившим светлые головы Рассела и Рутерфорда? Как говорится «этому спорному вопросу смотрит в лицо всё человечество». Посмотрим в его «лицо» и мы.
Покойный архимандрит Гавриил ещё в 1886 году написал для русских мальчиков и девочек, дабы они не попали в секту, в книге «Руководство по Литургике или наука о православном Богослужении» (цитирую по репринтному изданию 1998 года, издательство «Паломник»):
«истинное христианство издревле не допускало и не может допустить пренебрежения к внешней обрядности, оно не знает того поклонения Богу, которое не выражается видимыми знаками и действиями»(стр.7,8)
Итак, «истинное христианство не допускало и не могло допустить», а бывшие СИ и могут допустить и допускают, «истинное христианство не знает поклонения Богу, которое не выражается видимыми знаками и действиями», а бывшие СИ знают – это их «поклонение в духе и истине». А правду ли пишет этот «писака» Гавриил? Может древние христиане тоже как наши бывшие СИ тоже сидели за компьютерами и «гадали» по Писанию – а что там имел в виду этот апостол Павел, написав то-то или то-то, и в этом и видели свою Церковь? А были ли вообще у них обряды, Богослужения с внешней ритуальностью?
Но уж то, что достоверно известно должно быть для «опалённых солнцем» Рассела душ, так это то, что по-крайней мере большую часть первого (апостольского) века христиане точно не относились пренебрежительно к обрядам и к внешней стороне Богослужения. Почему? Да уж конечно потому, что до 70-го года н.э. все христиане знали, что их первоверховные апостолы вышли из Иерусалима, где некоторые из них (в частности, Иаков) и пребывали до смерти илиразрушения этого города. А в этом городе эти самые апостолы что делали? Проводили собрания с вопросами к абзацам из посланий и с поднятием рук?
Ан, нет, оказывается. Они «каждый день единодушно пребывали в храме» (Деяния 2:46) Как же так? Ведь они обязаны были «поклоняться в духе и истине»? Как же это было возможно при соблюдении всей иудейской обрядности? А вот так.
Как вы говорите «с помощью вещей» поклонялись Богу и считали это «поклонением в духе». Что-то у них в голове было не то, что у вас сейчас. Странно. Может они «в простоте сердца» обманулись? Ведь Иисус говорил о «поклонении не на горе сей и не в Иерусалиме» (Иоанна 4:21), а они всё в Иерусалиме в материальном храме поклоняются. Значит при апостолах то «время, когда…..не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ещё не наступило?
А может апостолы по необходимости просто поклонялись в храме, но предвидели и ожидали того времени, когда этого не будет? Ведь Иисус предсказывал. Может это поклонение у них было как обязанность просто, а радость они находили только на своих «собраниях»? Да нет, они поклонялись Отцу в храме «находясь в любви у всего народа», что вряд ли было бы возможно в иудейской среде, если бы у апостолов и вообще иерусалимских христиан была бы хоть толика пренебрежительного отношения к иудейским обрядам или храму. Такое поклонение, судя по Библии было для них вполне органично.
Я уж не говорю о том, что после посещения храма христиане, судя по всему совершали свой ритуал, «преломляя по домам хлеб» (Деяния 2:46), то есть, совершали Евхаристию, которая, конечно, не была идентична в каждой детали современному обряду Евхаристии, но суть этого обряда явно не стыкуется с домыслами СИ (у которых их Вечеря воспоминания – тоже элементарный, хоть и идиотский ритуал). Но это детали – главное в том, что мышление апостолов не было антикультовым или антиритуальным.
Значит, не могло быть таким мышление и у остальных христиан, где бы они ни находились – иначе они должны были очень странно смотреть на иерусалимские обычаи, в чём не замечены христиане ни в одной местности. Наоборот, христиане по всей территории его распространения часто собирали пожертвования своей сестре-Церкви в Иерусалиме (1 Коринфянам 16:1-3), относясь к ней вполне лояльно.
Да и в других местностях не было необычным, если христиане посещали синагоги.
Вы думаете, что они заходили туда, ожидая конца Богослужебной части? Увы нет, они присутствовали и на нёй, а ритуалы в синагогах тогда не отличались неразвитостью.
И так, по всей видимости, продолжалось до разрушения храма и Иерусалима в 70-м году. То есть период «не чисто духовного» поклонения продолжался у христиан минимум большую часть всего первого века нашей эры.
Может хоть с 70-го года христиане проводили лишь собрания по изучению Библии, не совершая никаких ритуалов?
Увы. Уже Дидахе – документ примерно 100-го года н.э., сообщает о ритуальных подробностях собраний христиан. Например, регламентируются молитвы перед и по Причащении, то есть излагается евхаристический чин (Евхаристия названа «жертвой», то есть ей придаётся смысл жертвоприношения, а не бессмысленного «воспоминания» как у СИ), регламентируется исповедь перед Причастием. Кроме того, в Дидахе указывается необходимость постов в четвёртый и шестой день, то есть ровно так, как сегодня постятся православные христиане в среду и в пятницу.
Юстин Философ (ок.150 г.) ещё более подробно описывает евхаристические обряды на собраниях христиан (65-67 главы 1 Апологии и 41 глава "Разговора с Трифоном Иудеем").
А уж если мы обратимся к ещё более поздним источникам, то сведений в них об обрядовой стороне собраний христиан предостаточно вообще. Проверяйте это хоть по католическим, хоть по православным, хоть по протестантским источникам. В этом отношении среди историков только споры о подробностях ритуалов, но никто ещё не додумался до того, что этих ритуалов у христиан вообще не было. Бывшие СИ додумались. Ну чтож, «свет на стезе, сияет всё сильнее, становится светлее – время дню настать» - как сказал поэт-иеговист. А если не столь возвышенно - маразм крепчает.
_________________ Глас народа - глас Божий.
|