Как вам такая заявка, господа хорошие?
Ровно с 23-й минуты, собственно:
Цитата:
Вот, рассмотрим по этому случаю несколько более важный чем история со скотом кхоса информационный каскад. А если он кого-то шокирует или разочарует, я заведомо прошу прощения.
В VIII веке до нашей эры на Ближнем Востоке существовали 2 небольших царства – Северный Израиль и Южная Иудея. Оба царства были населены семитским народом, который назывался «евреями». Оба царства, особенно Южная Иудея, не были чем-то выдающимся, особенно по сравнению с соседними сверхдержавами Египтом и Ассирией. Язык, обычаи и религии народа, населяющего эти царства, ничем не отличались от языка, обычаев и религий окружающих семитских народов – моавитян, аммонитян, эдомитян, угаритов из соседнего Рас-Шамра и так далее.
И я остановилась на том, что я описывала иудейское царство в том виде, как оно существовало в VIII веке и как его описывает Израиль Финкельштейн, знаменитый израильский археолог в книге «The Bible Unearthed». Книга, которая, на мой взгляд, великолепная, которую просто должен прочитать каждый образованный человек. Кстати, она, по-моему, переведена на русский. В общем, со времени Ричарда Эллиота Фридмана я ничего лучше об истории Израиля не читала.
Так вот это я к тому, что еще в IX-м, даже в VIII-м веке евреи не знали никакого централизованного культа Яхве в Иерусалиме, собственно, как мы это видим по Книге бытия, где Авраам ставит жертвенники где угодно – в Сихеме, в Вефиле, в Хевроне. В общем, там, где ему является бог.
Они приносили жертвы под деревнями. Книга бытия, 12, строка 6-я. Отмечали священные места столпами – бытие 28-18. Их бог был нисколько не трансцендентен, лично гулял с Адамом по раю, кушал шашлык под Мамврийским дубом с Авраамом, лично закрывал дверцу Ноева ковчега. И если вы посмотрите Книгу чисел 23-22, то вы увидите, что этот бог имел рога быка.
Молились евреи идолам – см. бытие 31-19, где Рахиль убегает с Иаковом, забирает с собой идолов отца. Священник Миха поставил в своем доме ефод, терафим, истукан и литый кумир – это Судей, 18-14. Супруга Давида, чтобы обмануть убийц, посланных Саулом, положила в постель Давида истукан (1-е Царств 19-23). Даже пророк Осия пророчествовал, что, цитирую, «долгое время сыны израилевы будут оставаться без царя и без князя, и без жертв, и без жертвенников, без ефода и терафима, то есть идола. Осия 3-4.
Ничего не имели евреи против изображения, они почитали бронзового змея Нехуштана, которого сделал Моисей (смотри Четвертую книгу царств, 18-4). Поклонялись Яхве и его супруге Ашрату, изображения которых во множестве найдены в (НЕРАЗБОРЧИВО).
Херувимы стояли в первом храме. Те же самые херувимы (смотри книгу Исход, 25-20) были вытканы на покрове Скинии.
Есть очень интересная цитата из так называемой Песни Моисея, которая содержится во Второзаконии, в первоначальном варианте которой он сохранился в Коране, он сохранился в Септуагинте. Вот в этой Песне Моисея говорилось, что всевышний бог сотворил число народов по числу своих сынов, и одним из этих сынов является Яхве, господь Израиля. В общем, это то же самое представление о верховном боге, который творит 70 своих сынов к числу 70-ти своих народов, которое было свойственно угаритам из соседнего Рас-Шамра. И, собственно, еще в конце XIX века Джулиус Велльхаузен, в общем, предельно ясно это сформулировал: Моав, Аммон и Эдом, ближайшие родственники и соседи Израиля, были монотеистами ровно в том смысле, каким в этот момент был Израиль.
Это был, условно говоря, не монотеизм, а моногамия. Да, был один бог Яхве, которому надо было лучше поклоняться, но ровно в том смысле, в котором у жены есть один муж. Да, даже пророк Михей утверждал, что все народы ходят каждый во имя своего бога (Михей, 4-5). Этими богами, в частности, прямо в Библии являются Хамос (это бог Аморрейского царя Сигона, Книга судей 11-24). А также бог Ремфан (Амос 5-25).
И вот в 722 году ситуация кардинально меняется – тогда самое развитое еврейское государство Северный Израиль было уничтожено Ассирией. Ассирия в это время была могущественнейшая держава Ближнего Востока, и как все остальные ближневосточные державы со времени Саргона она практиковала то, что можно было называть «политикой контролируемого геноцида». То есть любое царство, оказавшееся в ее зоне влияния, либо становилось данником, либо подвергалось тотальному разграблению, города уничтожались, население переселялось в Ассирию, кто не помрет по дороге. И, вот, после разорения Израиля население южной бедной Иудеи в течение короткого времени возрастает в разы, и Иерусалим, который до этого времени был заштатным городишкой 20 тысяч человек, вдруг становится 120 тысяч человек. Количество поселений любого типа внезапно вырастает на порядок, переваливает за 3 сотни (тут я, конечно, цитирую Финкельштейна).
Откуда всё это население берется? Конечно, это беженцы из разоренного уничтоженного Ассирией Израиля. Вместе с ними приходит невиданный взлет наук и искусств, которого в Иудее не было, взлет ВВП. И, конечно, страшное отчаяние людей, которые видели, как на их глазах жгут их города и разбивают головы младенцев о камни.
И тогдашний царь Иудеи Езекия – он должен был выбирать: покориться ассирийцам или бросить им вызов. И этот вызов означал организацию этого маленького патриархального государства на совершенно другой основе. И доселе слаборазвитая Иудея в этот момент начинает невиданную мобилизацию населения, начинается просто что-то вроде военного коммунизма, где происходит укрепление государства. По всему царству появляются кладовые с кувшинами, запечатанными личной печатью Езекии.
Обводится Иерусалим новой стеной, пробивается водовод на случай осады и, конечно, параллельно с военной централизацией происходит централизация религиозная. Яхве объявляется единственным богом, а иерусалимский храм – единственным местом, где можно приносить ему жертвы. Это невиданный религиозный тоталитаризм и вместе с тем это напряжение всех сил всей нации, чтобы выжить.
Самое интересное, что это напряжение продолжается недолго, потому что преемник царя Езекии Манассия отступает от монотеизма и возвращается к старой религии. И новая волна реформ начинается при правнуке Езекии царе Иосии.
Тут я не могу не процитировать, прошу прощения. Иосий, цитирую, «вынес из Храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты, и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон. И велел прах их отнести в Вефиль. Отставил жрецов, которых поставили цари иудейские, чтобы совершать курение на высотах, и вынес Астарту из дома господня к потоку Кедрона, и сжег у потока Кедрона, и стер ее в прах, и бросил ее прах на кладбище общенародное. Ввел тотальный запрет на изображения. Осквернил высоты, отменил коней, которых цари иудейские ставили солнцу, колесницы солнца сжег огнем. Уничтожил святилище, устроенное Соломоном, сломал статуи, срубил священную рощу богини Ашрат, уничтожил установленный Иеровоамом жертвенник в Вефиле. Также и все капища высот в городах самарийских, которые построили цари израилевы, разрушил Иосия, и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сжег кости человеческие на них. И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия». Четвертое Царств, глава 23, 19-24.
Прошу прощения за длинную цитату, но я хочу, чтоб вы поняли масштаб этой культурной революции конца VII века до нашей эры. Полное, тотальное истребление всех традиций народа, всех его богов, верований, привычек, тоталитаризм, искореняющий всё, что составляло сумму верований народа.
Причем, всё это продолжалось очень недолго, потому что Иосия в возрасте 40 лет погиб в битве при Мегиддо, будучи разбит фараоном Нехо Вторым. Следующие 12 лет в стране сменилось 4 марионеточных царя. В 587 году, после восстания царя Седекии вавилонский царь Навуходоносор сравнял храм с землей.
И, собственно, автор Четвертой книги царств, который только было раскатал губу славить Иосия как нового царя Давида, сына бога, объединителя Иудеи и Израиля, был вынужден спешно внести исправления в свой труд и заявить, что царь Иосия погиб потому, что оскорбления, нанесенные господу его предками, оказались слишком серьезными.
То есть, я цитирую другого выдающегося историка Баруха Гайтерна, «вся монотеистическая иудео-христианская традиция появилась на свет всего в течение нескольких десятилетий в конце VIII-го – начале VII-го века до нашей эры».
Монотеизм был государственной религией всего при двух царях. Мы точно знаем историю самой Библии, что далеко не все иудеи были довольны, когда Иосия стал сжигать жрецов на алтарях. В момент гибели Иерусалима монотеисты были не у власти и в меньшинстве, гибель эту они объясняли гневом божием, причем в силу исторических обстоятельств. Они объясняли этим гневом божием не только гибель идолопоклонников, но и гибель самого Иосия. То есть поклонение Яхве выглядело в этих обстоятельствах какой-то безвыигрышной лотереей: бог карает всех, кто ему не поклоняется, а тех, кто ему поклоняется, он карает тоже.
Вопрос: каким образом вера, потерпевшая поражение, находившаяся в меньшинстве, спустя пару столетий, оказалась верой всех иудеев? Ну, очень просто – что те, кто не поклонялись Яхве, просто перестали быть иудеями. Языческие религии обладали громадной гибкостью. Любой, кто их исповедовал, попросту растворялись в чужеземной культуре. Вот те самые 10 колен израилевых, которые в Ассирию вывезли в 722 году, они так с тех пор и сгинули. Иудеи не все уверовали в единого бога, просто те, которые не уверовали, перестали быть иудеями.
А, собственно, теперь самое главное, к чему я веду этот длинный спич. Я веду это к тому, что решительно все народы, окружавшие евреев в VIII веке (египтяне, ассирийцы, вавилоняне, моавитяне, эдомитяне, мадианитяне, филистимляне, ханониане), все они прекратили существование. Единственным народом, сохранившим свою этническую целостность с того времени, в истории Земли остаются иудеи.
Монотеизм был великим консервантом. То есть парадоксально то, что мы наблюдаем пример информационного каскада, который родился по очень специфическому случаю. Необходимость маленького иудейского царства сопротивляться ассирийцам не только существует почти 3 тысячи лет, но и породила все мировые монотеистические религии.
Информация в человеческом обществе – она, знаете, как квантовые частицы в квантовой физике, она не существует независимо от наблюдателя. Вернее, правилам объективной реальности подчиняется только техническая информация. Если вы уверены, что вы изобрели вечный двигатель, ну, когда вы его построите, вас будет ждать1 разочарование. Но если вы, скажем, уверены, что ваш мир – это борьба двух систем, прогрессивного капитализма и эксплуататорского капитализма или, там, проклятых неверных и правильных воинов Аллаха, большие шансы, что мир таки станет борьбой двух систем вне зависимости от того, хочет эксплуататорский капитализм бороться против прогрессивного коммунизма или ему глубоко накласть. Это потому, что информация в нашем мире выполняет минимум две функции. Одна функция заключается в том, что строить модель реального мира, а другая в том, чтобы строить отношения внутри коллектива. И, вот, опытным путем опровергается только та информация, которая относится к реальному миру, и то, как это можно заметить по истории с Аристотелем, это может занять 2 тысячи лет.
Что касается информации, которая строит отношения внутри коллектива, то я утверждаю, что она не опровергается опытом никогда. Социум, связанный в единое целое информацией Икс и руководимый группой интересов, которой именно эта информация придает вес, значение и статус, скорее погибнет как кхоса, чем откажется от организовавшего этот социум мема.
К примеру, когда 2 тысячи лет назад зародилось христианство, главным его тезисом было немедленное второе пришествие Христа. Вот, Иисус Христос специально обещал, что он вернется на облаках и с ангелами, и что это произойдет еще при жизни его поколения. Если быть совершенно точным, он обещал это лично первосвященнику Каиафе. Цитирую: «Вы узрите сына человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Марк, 14-62). По состоянию на сегодня Иисус запаздывает почти на 2 тысячи лет. Мне лично не известно ни одного случая, чтобы верующий христианин повнимательнее прочитал это обещание и на этом основании отказался от веры.
Собственно, человеческие религии, конечно, это очень хороший пример информационного каскада, потому что человечество создало огромное количество систем религиозных. Ни одна из них, строго говоря, не походит на другую. И если боги сделали первому человеку жену из волос богини Шочикецаль, то они никак не могли сделать ее из ребра Адама. Но случаи, в общем, перехода из веры в веру – они достаточно редки. Согласитесь, если человек родился в христианской стране, вряд ли станет буддистом. В основном, человек верит в то, во что верит его сосед.
То есть свойство человеческой психики таково, что абсолютное большинство информационных каскадов, действующих в том или другом обществе, это не маргинальные истории, это не теории заговора. Это там не люди, которые верят в Гробового или в Кашпировского, или в то, что Земля плоская. Это базовые аксиомы, на которые опирается общество.