Diocletian писал(а):
Какова природа Богов согласно философии Шанкарачарьи (Адвайта-Веданты)? Иными словами: индийские Боги - кто они? - отдельные, самодостачные личности, как в Язычестве, или же - всего лишь проявления, эманации имперсонального Брахмана (Абсолюта), лишенные самостоятельного существования?
Для адвайта-ведантинов видение не только богов, но и людей и всего мира является следствием невежества. Знающий реальность повсюду видит лишь Брахман. Под знанием имеется в виду опытное переживание, осознавание Брахмана. Такое опытное переживание достигается вследствие долгой духовной практики. Ее суть в не в обретении чего-то нового, но в сбрасывании пелены неведения и вновь узнавании, кем ты всегда являешься.
Адвайта-ишваравадины кашмирского шиваизма и монистической ветви шайва-сиддханты признают, что наш мир реален, но относителен. Но, подобно отражению в зеркале, его проявление или растворение не влияет на само зеркало - Парамашиву. Они считают, что души (дживы) сотворены Всевышним (Ишварой), которого они называют Шивой; что души (дживы) проходят духовную инволюцию и эволюцию, которая завершается их слиянием с Ишварой (Всевышним). Таким образом они верят в единство и временное разделение, которое завершается единством. Но даже во время нисхождения и восхождения души (дживы) в своей сердцевине, которая временно от нее скрыта, душа (джива) уже совершенна. Ее сердцевиной считается Парашива, постигаемый в нирвикальпа-самадхи, и Парашакти или Сат-чит-ананда (Бытие-осознавание-блаженство), познаваемая в савикальпа-самадхи. Эта сердцевина души (дживы) несотворенная и единая для всех душ и для Ишвары (Всевышнего). Во время слияния с Шивой души (дживы) сбрасывают свои оболочки - анандамайя-коши, причинные тела, но остается сущность души - Парашива и Парашакти. Для души (дживы) есть два варианта: заниматься духовной практикой (садханой), чтобы познать себя, либо ждать великого растворения (махапралайи), когда весь мир и все души (дживы) окончательно погружаются в Шиву.
Есть ещё дуалистическая ветвь шайва-сиддханты. Они верят, что Бог, которого они называют Шивой, и его сила или энергия (Шакти), обычно персонифицируемая его супругой Парвати, а также души - безначальны и вечны. Такую сжатую информацию я нашел о них в кн. "Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма", написанный Шивайей Субрамуниясвами. Поскольку автор принадлежит к монистической ветви шайва-сиддханты, то он сжато написал о дуалистических шайва-сиддхантинах. Но, возможно, их правильнее было бы назвать ограниченными монистами (вишишта-адвайтинами), как и вишнуитов школы Рамануджи и других.
Вишишта-адвайтины (ограниченные монисты), представленные вишнуитами школы Рамануджи и рамаитами, и, возможно, некоторыми школами шиваитов и шактов, отождествляют Брахман веданты со своим высшим божеством, а себя считают его вечными частицами (амшами). В то время как Брахман вездесущ и одновременно локализован в своих обителях и формах, его амши (частицы) подобны атомам и зависят от Брахмана. Эти амши или дживы не были созданы, но безначальны и всегда были такими и всегда будут. Вишишта-адвайтины уподобляют Брахмана дереву, а джив или амшей его ветвями. Вишишта-адвайтины верят, что помимо сансарных вселенных, которые создаются, поддерживаются и разрушаются и где существует круговорот рождениий и смертей и где существует карма, есть также сфера паравьемы, где существуют безначальные миры Бога и где он в различных формах живет там со своими спутниками. Вишишта-адвайтины стремятся к освобождению из круговорота сансары в один из миров своего божества. Сфера паравьема - внесансарных миров, по представлению вишишта-адвайтинов, не имеет начала и конца, не подвергается разрушению во время великого растворения (махапралайи). Во что-то подобное верят и шактиты. Жемчужный остров Великой Богини считается вечным и не подверженым никакому разрушению и там находят спасение от махапралайи почитатели Великой Богини. В то же время кашмирские шиваиты, согласно книге "Кашмирский шиваизм. Наслажение и освобождение", не считают попадание в эти миры полным освобождением, так как верят, что владыки этих миров - всего лишь эманационные творения Парамашивы. В свою очередь вишишта-адвайтины не считают слияние с Брахманом, к которому стремятся монисты, полным освобождением. Они считают, что природа души (дживы) как частицы (амши) Брахмана иметь взаимоотношения с Бхагаваном (Богом), а не удовлетворяться созерцанием света Брахмана.
Здесь следует заметить, что далеко не все монисты рассматривают в качестве освобождения сбрасывание всех оболочек и тел и исчезновение из проявленного мира, чтобы вечно пребывать в нирвикальпа-самадхи и созерцать чистый Атман, высшее Я. Есть такие, которые обретают дивья-деха или тело света, например, 18 тамильских сиддхов, включая Рамалингу Свамигала. Тело света считают вечным и неразрушимым. Говорят, что такое существо может принимать любую форму, в том числе физическую и сколько угодно в ней находиться. Такие сиддха-йогины (то есть мудрецы, достигшие совершенства в йоге) пребывают в сахаджа-нирвикальпа-самадхи, то есть совмещают состояние нирвикальпа- и созерцание чистого Брахмана с видением и соприкосновением с миром явлений. Считается, что такие существа не подвержены карме, а их действия являются лилами - божественными играми.
Diocletian писал(а):
И, в связи с этим, второй вопрос: индуизм - это политеистическая, генотеистическая или монотеистическая религия?
Во-первых, индуизму в целом невозможно дать одно определение, поскольку разные течения имеют разные взгляды на этот вопрос. Во-вторых, возможно, упомянутые Вами определения, можно было бы отнести к культам богов 4 вед, но вряд ли их можно отнести к индуизму после появления упанишад. В ведах поклонялись тому или иному божеству и временно или ситуативно оно почиталось как высшее. Но после появления упанишад все боги являются формами или частицами Брахмана. Кришна говорит в Бхагавад-гите, что те, кто поклоняется другому богу, на самом деле поклоняются ему, хотя и не прямо.
Шивайя Субрамуниясвами, учитель монистической ветви шайва-сиддханты, в книге "Танец с Шивой. Современный катехизис индуизма" дает определение своей школе - адвайта-ишваравада. Адвайта - одно или единство, Ишвара - Всевышний, вада - учение. То есть учение о единстве всего сущего и вере в одного Всевышнего как владыку. Это индийское определение. Европейское он предложил - панентеизм. Согласно Википедии, Панентеи́зм (от др.-греч. πᾶν ἐν θεῷ, «всё в Боге») — религиозно-философское учение, согласно которому Вселенная пребывает в Боге, а мир — способ проявления Бога[1].
Некоторые определяют адвайта-веданту европейским термином "пантеизм", от древнегреческих слов πᾶν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». Но проблема в том, что адвайта-веданта объявляет множество следствием невежества и несуществующим. Есть лишь Брахман, один без второго. А в пара-адвайте Абхинавагупты, именуемой также кашмирским шиваизмом, мир и множество существ, хотя и реально, но относительно и подобно отражению в зеркале и никак не влияет на Абсолютную Реальность, именуемую Парамашивой. Здесь мир хотя и проявление или один из аспектов Бога, тем не менее не слит с ним. Поэтому касательно пара-адвайты, кашмирского шиваизма, я встречал употребление терминов как и для шайва-сиддханты: адвайта-ишваравада, панентеизм. + также пара-адвайта, то есть высшая недвойственность.
Рамануджа и другие ачарьи называют свои школы вишишта-адвайтистскими, то есть ограниченно недвойственными. Хотя они признают глубинное единство с Брахманом, олицетворенным богом Вишну, тем не менее видят свою отдельность как индивидуумов, частиц (амшей) Бога. Даже не знаю какой европейский термин мог бы употребляться как аналог адвайта-ишваравады или ограниченной недвойственности.