Текущее время: Чт апр 18, 2024 12:32 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт ноя 25, 2005 2:07 pm 
Не в сети
Старожил

Зарегистрирован: Вт май 03, 2005 3:00 am
Сообщения: 1878
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 37 раз.
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
К. Чапек "Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям":

Вступление автора
Это краткое руководство рассчитано не на участников полемики, а на читателей, чтобы они могли хотя бы приблизительно ориентироваться в приемах полемической борьбы. Я говорю о приемах, но никак не о правилах, потому что в газетной полемике в отличие от всех других видов борьбы - поединков, дуэлей, драк, побоищ, схваток, матчей, турниров и вообще состязаний в мужской силе, нет никаких правил - по крайней мере у нас. В классической борьбе, например, не допускается, чтобы противники ругались во время состязания. В боксе нельзя нанести удар по воздуху, а потом заявить, что противник нокаутирован. При штыковой атаке не принято, чтобы солдаты обеих сторон клеветали друг над друга - это делают за них журналисты в тылу.

Но все это и даже гораздо большее - совершенно нормальные явления в словесной полемике, и трудно было бы отыскать что-либо такое, что знаток журнальных споров признал бы недозволенным приемом, неведением боя, грубой игрой, обманом или неблагородной уловкой. Поэтому нет никакой возможности перечислить и описать все приемы полемической борьбы; двенадцать приемов, которые я приведу, - это лишь наиболее распространенные, встречающиеся в каждом, даже самом непритязательном сражении в печати. Желающие могут дополнить их дюжиной других.

Despicere (смотреть свысока - лат.) cостоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник - человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия "дискуссия".

Termini (терминология - лат.) заключается в использовании специальных полемических оборотов. Если вы, например, напишете, что господин Икс, по вашему мнению, в чем-то неправ, то господин Икс ответит, что вы "вероломно обрушились на него". Если вы считаете, что, к сожалению, в чем-то не хватает логики, то ваш противник напишет, что вы "рыдаете" над этим или "проливаете слезы". Аналогично этому говорят "брызжет слюной" вместо "протестует", "клевещет", вместо "отмечает", "обливает грязью" вместо "критикует", и так далее. Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный.

Caput canis (здесь: приписывать дурные качества - лат.) cостоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым ; вы остроумны - скажут, что вы претендуете на остроумие; вы склонны к простым и конкретным доводам - можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; у вас склонность к абстрактным аргументам - вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее.

Non habet (здесь: констатировать отсутствие - лат.). Если вы серьезный ученый, над вами легко одержать победу с помощью третьего приема, заявив, что вы тугодум, болтливый моралист, абстрактный теоретик или что-нибудь в этом роде. Но вас можно уничтожить и прибегнув к приему Non habet. Можно сказать, что вам не хватает тонкого остроумия, непосредственности чувств и интуитивной фантазии. Если же вы окажетесь именно непосредственным человеком, обладающим тонкой интуицией, вас можно сразить утверждением, что вам недостает твердых принципов, глубины убеждений и вообще моральной ответственности. Если вы рассудочны, то вы ни на что не годитесь, так как лишены глубоких чувств, если вы обладаете ими, то вы просто тряпка, потому что вам не хватает более высоких рациональных принципов. Ваши подлинные свойства не имеют значения - нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого.

Negare (здесь: отрицать наличие - лат.) cостоит в простом отрицании всего вашего, всего, что вам присуще. Если вы, к примеру, ученый муж, то можно игнорировать этот факт и сказать, что вы поверхностный болтун, пустозвон и дилетант. Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона. И это сойдет, потому что непосвященный читатель ничего о вас не знает, а посвященный испытывает чувство злорадства от сознания, что у вас отрицают очевидное.

Imago (здесь: подмена - лат.) заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему.
Pugna (избиение - лат.) основан на том, что противнику или концепции, которую он защищает, присваивают ложное название, после чего вся полемика ведется против этого произвольно взятого термина. Этим приемом пользуются чаще всего в так называемых принципиальных полемиках. Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом".

Ulises (Улисс (Одиссей) - символ хитрости - лат.). Главное в нем - уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется "изматывать противника".

Testimonia (свидетельства - лат.) основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить - "еще Пантагрюэль говорил" или "как доказал Трейчке". При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника.

Quousque... (доколе... - лат.) аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" - задача довольно неблагодарная.

Impossibile (здесь: нельзя допускать - лат.) - не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины - проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: "Господин Икс берется меня поучать...", или "Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его "открытие...", или "Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что...". Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли?

Jubilare (торжествовать - лат.) - один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели "убедить" и с которым "покончено". Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: "Вашу руку, вы меня убедили".

Существует много иных приемов, но избавьте меня от их описания; пусть уж литературоведы собирают их на ниве нашей журналистики.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн фев 20, 2006 6:36 pm 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 03, 2005 3:00 am
Сообщения: 1248
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Вера: Православие
Крещен у СИ: Нет
Пол: Жен
Вот подглядела на одном из форумов
Какими должны быть дискуссии святых ?
Inessa Belova Православная Христианка

Согласно Апостольскому учению, существуют три стадии христианского восхождения: бесстрастие, любовь, ведение.
Несоблюдение этой последовательности, перескакивание стадий - гибельно. Нам нельзя забывать Евангельское предупреждение о том, что помещать молодое вино в ветхие мехи катастрофично. А из изречений отшельника - пустынника, святого Исайи (Египетский Скит, 4-й век), можно заключить, что он видел сквозь столетия интернетовские перебранки христиан. "Расположение к любопытному исследованию Писания приводит ко вражде и спорам ... Кто вдастся в объяснение Писания, не приобретя предварительно духовной свободы, тот поработится страсти любопытства и "сильному увлечению мысленным пленением ".
Далее отшельник утверждает, что нельзя себя считать духовно свободным, если побеждаешься гневом, т,к, ты в плену бесовском ,Тоже со тщеславием, завистью, самолюбием, отсутствием сокрушённого духа и покаянных молитв итак, не приобретя бесстрастия путём непрестанного очищения исповеданием грехов, не можем публично исследовать Слово -подобающе чистому сердцу и миру Христову, "мысленно пленяемся".
О любви Божьей пишет святитель Игнатий (19-й век): "Прочитав в Кор,13:13, в 1Иоан.4:8 и др., что любовь- наивысшая добродетель, начинают развивать в сердце чувство любви, им растворять молитвы свои, все действия свои. Бог отвращается от жертвы нечистой, Он требует от человека любви духовной, а не мечтательной, плотской, осквернённой гордостью. Любовь к Богу есть исполнение заповедей Евангельских, есть дар, изливаемый в сердце обновленное и очищенное. Надав и Авуд - сыновья Аарона, жрецы Израиля, подверглись страшной казни за принесение своего огня, а не освященного в скинии. Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу немедленно устраняет правильное служение, немедленно вводит в заблуждение, оканчивается повреждением и гибелью души". Если не пребывать в Нём, не поддерживать всей своей жизнью благодать, полученную при рождении свыше, то " благодать крещения становится закопанным в землю талантом" - пишет свт, Игнатий. Избави меня, Боже, от участи закопавшего, таковы корни и суда в интернетовских общениях верующих. Если бы не имел сам, то не видел бы у другого (недоброго поступка). " Чисто око еже не видит зла".Авв. 1:13. Читая перебранки на христианских форумах, рискуешь получить даже телесное недомогание. Но, слава Богу, далеко не все авторы рождают у читателя головную боль. Только страшно представить скорби по плоти , вызванные у самих судей и учительствующих. Ещё святой Апостол горевал о будущих скорбях нерадивых. На этом желании подражать сострадательности блаженного Павла заканчиваю свои заметки. Стимул их именно сострадание в силу личных обстоятельств.

Подытоживая сказанное, я задаюсь вопросом: как будут выглядеть эти обмены воззрениями, если бодрствовать и помнить вышеперечисленные Библейские истины (истину возлюбив, как Давид)? Верую, что вариант единственно и возможный - это тот, что предложил Господь через Послание Своего апостола - каждый приносит, что имеет: псалом, молитву, откровение... да так, чтобы видна была известная печать учеников Христа. Это охрана на самом деле не только от скорбей по плоти, но от огромной духовной опасности. Если я подражаю миру, то это явится враждой к Богу, что распространяется и на участие в дискуссиях.

И пусть наши беседы будут больше духовные и созидающие чем споры и доктринальные дебри.
Изображение
Укрощай свою плоть!

_________________
Легко в церковь ходить. Тяжело Церковью ходить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт фев 21, 2006 10:17 pm 
Не в сети
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 03, 2005 3:00 am
Сообщения: 719
Откуда: Питер
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Вера: Баптизм
Крещен у СИ: Нет
Пол: Муж
http://psi-logic.narod.ru/duel/duel.htm

"Интернет-дуэли"


Достаточно интересно.

_________________
Книжник, но не фарисей!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт мар 02, 2006 5:38 pm 
Не в сети
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт май 03, 2005 3:00 am
Сообщения: 562
Откуда: Нижний Новгород, Россия
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 17 раз.
Кредо: возможно все (квантовая физика)
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Впервые меня насторожила аргументация ОСБ в публикациях, направленных к мусульманской аудитории. То, как обращались с цитатами из Корана, мягко выражаясь, было "здесь читай, сюда не смотри". Я тогда только подумал, что это частный случай от излишнего усердия. Как оказалось -общая практика.

_________________
Никого не имей залогом счастья своим
И сам не будь таким залогом счастья другим


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср мар 08, 2006 10:25 pm 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт дек 16, 2005 10:47 pm
Сообщения: 7333
Откуда: Россия
Благодарил (а): 19 раз.
Поблагодарили: 155 раз.
Блог: Просмотр блога (1)
Вера: Православие
Крещен у СИ: Нет
Пол: Жен
Вот здесь большой перечень нечестных способов спора:
http://probib.narod.ru/social/povars_spor.html
Да и вообще, интересно было почитать.

_________________
Работаю тут
Веду блог


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB