Текущее время: Чт мар 28, 2024 11:03 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн июл 04, 2022 4:26 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
С античных времен высказывались различные версии о целях строителей башни Вавилона.
Так еврейский историк Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности" предлагает ту версию, что строители этим сооружением хотели обезопасить себя от вод следующего потопа, если Богу снова вздумается наказать жителей земли подобным образом.
Также можно встретить версию о том, что это гигантское сооружение было инициативой Нимрода, силой согнавшего людей на строительство культовой башни для возвеличивания собственного культа и утверждения тиранической власти.
Выражение "высотой до небес" на самом деле нечто вроде строительного термина (пришедшего из аккадского языка), применявшимся к определенному типу сооружений, а именно к храмовым зиккуратам.
Эти ступенчатые храмы строились в Месопотамии как жилища богов, с особой комнатой наверху башни, куда боги могли прийти отдохнуть и подкрепиться едой, принесенной туда жрецами.

Культурно-исторический контекст открывает нам, что боги Ближнего Востока в представлении древних были вполне материальны и осязаемы, а также имели конкретные места обитания. Обычно это были горы, и таким священным домом была гора Цафон на севере Сирии.
Там Бог-Отец Эл собирал "совет богов" из 70 своих сыновей, каждый из которых имел свою территорию.
Поначалу Яхве, видимо, был одним из богов "совета" и отвечал за землю Израиля.
Трансцендентальным божеством, "властелином и творцом вселенной" он стал позднее, под влиянием религиозных реформ монотеистов, эпохи иудейского царя Иосии, и особенно в послепленный период Израиля, переняв черты зороастрийского Ахура-Мазды, став вселенским "Богом света и добра".
До того он прогуливался в тени эдемского Рая среди деревьев, разговаривая с Адамом, спускался вниз, чтобы посмотреть на суету строителей вавилонской башни, ел земную пищу из рук Авраама.
Чтобы говорить с Яхве и получить скрижали с десятью заповедями, Моисей поднимался на гору-место обитания ЙХВГ. В тексте Пс 47:2 под "святой горой" библеисты определяют как раз местоположение горы Цафон.

Таким образом, грех строителей вавилонской башни по мнению автора заключался, видимо, в том, что они высотой своего зиккурата хотели превысить высоты сакральной горы, где обитал Бог Израиля.
Также вероятно, что в тексте заключена полемика и скрытая ирония над религией Вавилона. Автор сюжета определённо хотел унизить веру халдеев, что видно даже из намеренно искажённого названия их государства.
На аккадском наречии Бавель означает "врата Бога" или "ворота Эля", у еврейского писателя Вавилон-БабЭль ("Смесь", "Смешение", "Путанница") превращается в ивритском прочтении в беспорядочную кучу. Можно вспомнить в этой связи, что в Торе евреям было запрещено смешение разных родов и сортов семян, а также нитей ткани в одежде (Лев 19:19; Втор 22:9).

Подобную попытку дистанцироваться от вавилонских религиозных практик и культов, мы видим уже в первой главе Бытие, когда автор намеренно не упоминает слов "шамаш" и "иарех" применительно к солнцу и луне, заменив их эвфемизмами "светило большее" и "светило меньшее", чтобы не использовать слов, которые могли быть отождествлены читателями с главными ближневосточными, языческими и халдейскими божествами.
В последней библейской книге Откровение символический "Вавилон Великий" назван "проституткой", а город "Новый Иерусалим" вообще "не имеет нужды в свете луны или солнца, поскольку сам Бог служит ему светом" (Откр 21:23; 22:5).

Вообще же здесь, как и ряде других библейских текстов, первый послепотопный город описан с позиции противопоставления суровой и простой жизни кочевников-жизни городов, с их тягой к роскоши, комфорту, свободе нравов, религиозному разнообразию и терпимой полярности взглядов.
Главные герои еврейской Библии как примеры для подражания, нам видятся глазами бедуинов. Они категорически не вписываются в городской ландшафт.
Авраам уходит из благополучного города Ура, чтобы до конца жизни стать кочевником. Моисей бросает роскошь Египта, меняя её на суровый пастушеский быт Мадиама, и затем на сорокалетнее скитание по синайской пустыне.
Город выступает как причинное зло, а строители первого города-государства как мятежники против воли Всевышнего..

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 17


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB