Текущее время: Пт мар 29, 2024 3:31 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Чт июн 24, 2021 4:36 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
(Ис.53:5)


Знаменитая 53-я глава Исаии служит предметом гордости христианских апологетов.
Еще бы, в какой еще главе можно найти столько убийственных пророчеств на Иисуса, что само по себе должно неопровержимо свидетельствовать о богодухновенности Библии, и миссии Сына Божьего, пришедшего на землю, чтобы спасти мир.
То, что данный текст был написан задолго до появления христианства и его основателя не подлежит сомнению.
Этот тест содержится в корпусе книг греческой Септуагинты и среди найденных кумранских свитков, из чего делается вывод: что он не мог быть написан позднее 2-го или 3-го веков до н.э.
Дебаты же по поводу содержанию 53-й главы сводятся в основном к тому, кого подразумевал древний автор под образом «презираемого и уничиженного перед всеми раба»? В современном иудаизме напрочь отвергнута идея о мессианском значении этого текста, а сам текст трактуется как аллегорическое описание всего Израиля, подвергшегося очистительному унижению и презрению со стороны его врагов и притеснителей. Обычно как аргумент приводится тот факт, что ранее у Исаии весь Израиль именуется «свидетелем верным и рабом» (Ис 41:8; 43:10).
Это верно, как верно и то, что есть целый корпус раввинистических текстов, в т.ч т.н. мидрашей, из которых следует, что в древности иудеи не воспринимали этот текст так однозначно, и существовали мнения весьма авторитетных толкователей Торы, которые считали этот текст применимым именно к Мессии.

Христианские апологеты обычно ссылаются на применение этого текста авторами НЗ (почитающимися богодухновенными наряду с пророками ВЗ) именно к Иисусу (Деян 8:32-35; Флп 2:7,8).
Также весьма специфические подробности описанного пророком раба, вроде погребения у богатого, взятие на себя грехов всего народа, причисление к преступникам и т.д., казалось бы, исключают (по их мнению) всякое общее толкование этого знаменитейшего фрагмента из всего текста еврейской Библии.
Такие нюансы описания, по мнению убежденных последователей Иисуса однозначно указывают на личность основателя христианства и его биографию, какую мы знаем из евангельских текстов.

Однако есть весьма любопытная деталь, известная лишь небольшому кругу специалистов по древней истории Ближнего Востока.
Оказывается, там существовал т.н заместительный обряд, при котором жрецы, получая предсказание астрологов-оракулов о скорой болезни или смерти царя выбирали жертву, снабжая ее всеми внешними признаками царя, и даже сажали ее на трон на короткий срок.
Считалось, что этот мнимый царь заберет на себя все предсказанные язвы, болезни, бедствия и даже смерть. В конце концов такого фиктивного монарха убивали и хоронили с царскими почестями.
Вот как описывается этот обычай, послуживший живым образом для пророка Исаии, который вероятно даже мог присутствовать при чем-то подобном, либо же слышать подробности обряда вавилонян и ассирийцев, от живых очевидцев:

Цитата:
Обезображенный царь.
Во время вавилонского праздника «Акиту» (Новый год), царю полагалось «взять за руку Вила» (Мардука) и заявить о своей невиновности. На пятый день праздника, который продолжался одиннадцать дней, царь представал перед верховным жрецом, который отнимал у него царские регалии (булаву и скипетр) и бил его по щекам. Затем верховный жрец хватал царя за уши и насильно заставлял его склониться до земли перед Мардуком,после чего объявлял о его невиновности.
53:4–10.
Заместительные ритуалы на древнем Ближнем Востоке.
Эти ритуалы в Ассирии совершались в тех случаях, когда дурные предзнаменования (особенно затмения солнца) указывали, что жизни царя угрожает опасность. Этот обычай известен, в основном, со времени правления Асархаддона (VII в. до н. э.), но до этого он практиковался на протяжении более тысячи лет. В основе этого ритуала лежит представление о том, что зло можно перенести с одной личности на другую. Когда приближался опасный период, царя заменяли другим человеком, на которого должно было обрушиться зло. В ряде случаев выбирали человека, который не представлял для общества большой ценности, иногда даже неполноценного физически или психически. Потом его возвышали до этого высокого положения, на период до ста дней, но чаще на меньший срок. В этот период настоящий царь находился в изоляции (фактически в изгнании) и совершал многочисленные обряды очищения. Между тем, лицо, его замещавшее, должно было играть роль царя и восседать на престоле. Его изображали как пастыря (обычный титул месопотамских царей), но все понимали, что он был лишь агнцем, отданным на заклание. По окончании этого периода человека, замещавшего царя, умерщвляли, дабы исполнилась воля богов. Дурные предзнаменования позволяли полагать, что именно воля богов сокрушила его. Как засвидетельствовано в одном тексте, он умер, чтобы спасти царя и наследного принца. Ему устраивали пышные похороны, жертвоприношения, а также совершались ритуалы изгнания бесов (в том числе омовения и окропления), чтобы все дурные предзнаменования утратили силу, а дни царя продолжились
(Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес –«Библейский культурно–исторический комментарий»)



Таким образом очевидно, что речь не идет о том, что Исаия или некий автор именуемый условно рядом ученых библеистов «Второ-Исайя» сверхъестественно прозрел будущие детали жизни Иисуса, проявившиеся спустя семь столетий. Автор лишь воспользовался ярким, современным ему образом для донесения своей мысли.

Был ли в образе Раба описан весь Израиль?
Совсем не исключено, если исходить из вероятности того, что поколение соплеменников (Северное Царство Израиль) Исаии уже было угнано в плен, убито и униженно иноземными захватчиками. В таком случае это поколение могло образно рассматриваться пророком как искупающее грехи отцов, плюс свои собственные.
Если персонифицировать образ Раба к современникам Исаии, то здесь одним из кандидатов мог быть царь Езекия. Он смертельно заболел бубонной чумой при осаде Иерусалима ассирийцами, но был вылечен пророком, и дни его Яхве продлил на 15 лет согласно книгам Царств.
Версий здесь можно строить множество, но к Иисусу применять этот текст как пророческий можно едва ли с большим основанием, чем скажем к загадочному основателю кумранской секты ессеев, именуемому в свитках его последователями «Учителем Праведности» или главе восстания против Рима во II веке н.э. Бар Кохбе..

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB