Ginger писал(а):
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская;
и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -
и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
(Быт.14:17-19)
Давно меня интересовал сей персонаж Мелхиседек, что за загадочная такая фигура неожиданно явившаяся и также неожиданно исчезнувшая?
Если принимать буквально библейский текст, то уже во времена Авраама существовал целый город государство поклонников Яхве, но ни мы, ни историки археологи ничего об этом не знаем, если не учитывать скупых библейских строк.
Конечно города библейских времен — это отнюдь не современные мегаполисы миллионники, а скорее большие деревни в современном понимании, только огороженные стенами.
Все же в таком городе могло жить несколько тысяч жителей, обычно оставлявших специфические, материальные следы религиозных культов для будущих археологов.
При внимательном рассмотрении этого библейского отрывка открылись неожиданные детали, и главная из них та, что Мелхиседек поклонником Яхве вовсе не являлся.
Именование Бога титулом Всевышний (Эл Элион) в Библии вещь нечастая, а титулом подобным в истории древней Месопотамии именовались шумерский бог Энлиль, и главное божество финикийцев и пантеона богов Ханаана-Бог Творец Эль. Последний согласно мифологии имел нескольких сыновей, среди которых известные нам Баал и Мот, а также Шапаш и Шалем. Шалем и дал свое имя городу Салиму, жрецом и царем которого стал Мелхиседек. Тот факт, что Шалем был богом вечерней зари, благополучия и счастья, а также способствовал получению урожая хлеба и вина, объясняет почему именно с хлебом и вином Мелхиседек вышел встречать Авраама.
Это были главные дары Шалема-бога и основателя Салима, а не прообраз на причастие и будущую жертву Христа как нам то поясняют христианские апологеты.
В то время как Эл был главой всего ханаанского пантеона, Шалем и прочие его отпрыски согласно воззрениям его адептов управляли каждый отдельным земельным наделом и народом, в данном случае городу государству Салим покровительствовал с небес Шалем.
С титулом Эль или Эль Элион в Библии предстает также и Яхве, но не во всех случаях, так в знаменитом отрывке Исаии, в главе 14 про Люцифера, «Эл Элион» снова напоминает о себе в контексте угаритских легенд о собрании совета богов на вершине горы Цафон (на краю севера), где главой совета являлся все тот же Эль (Ис 14:13,14), божество своими титулами и качествами удивительно напоминавшем библейские описания Яхве, он «милосердный», «Вечный отец, «Создатель богов», «Творец всех творений». К земным своим созданиям предпочитал являться в снах или через ангелов.
Что в сумме нам дает понимание всего этого? Немало на самом деле...
Во-первых, мы разобрались кто был Мелхиседек, и что он был жрецом Всевышнего, но не совсем того библейского Яхве, а ханаанского Эла.
Во-вторых, это дает нам ключ к пониманию и ряда других непростых эпизодов библейской истории. Например, с случае с жертвоприношением Авраама ( случай с дочерью Иеффая видимо из той же серии), практика человеческих жертв вовсе не была чем-то необычным в ханаанских культах, и Авраам (уж не знаю получил он во сне повеление зарезать сына или иначе), совсем не был удивлен тому.
Исаака он приносил по всей видимости в жертву Элу, ставшему Яхве много веков спустя по воле редакторов библейских текстов, имени которого он не мог знать как Тетраграмматон, судя по тексту Исх 6:3, и еще исходя из того, что говорил он по всей вероятности не на библейском иврите, а на аккадском наречии, как все жители города Ура.
Свое божество он знал просто как Эля, или «Эль Элион».
В-третьих, это дает нам также понимание причин тесных связей евреев с финикийцами, со времен Давида и Соломона. Хирам- царь Тира как мы помним принимал самое деятельное участие в строительстве храма Соломона, поставляя тому ценные материалы, искусных зодчих, и мастеров строителей. Эл был главным божеством финикийцев, а евреи поклонялись ему же, но уже под другим именем или же Яхве рассматривался как один из «элоим» божественного совета Эла, получившего Израиль в свой надел..
Была бесплодна жена Нира Софонима и не родила Ниру наследника.
И вот состарилась Софонима, и близился день ее смерти, когда почувствовала она дитя в чреве своем, — а Нир не входил к ней со дня, как поставил его Господь иереем перед людьми. Испугалась Софонима и таилась все дни, и никто из людей и не узнал этого.
И сталось же в день родов — вспомнил о жене своей Нир и призвал ее к себе в покои побеседовать с нею. И пошла Софонима к мужу, тая дитя в чреве, и тогда наступило время родин. И увидел ее Нир, и устыдился безмерно такого позора, и сказал ей: «Что же ты это сотворила, жена, и осрамила меня перед людьми? И теперь иди от меня, — иди туда, где зачала позор чрева твоего, да не оскверню рук моих о тебя и не согрешу перед Господом».
И ответила Софонима мужу своему, говоря: «Я, господин мой, уже стара, и нет во мне молодой силы, — не знаю, как зачалось в смиренном чреве моем». Не поверил ей Нир, и сказал ей Нир снова: «Уйди от меня, а то, не ровен час, убью тебя и согрешу перед Господом».
И когда так говорил Нир жене своей, упала Софонима к ногам Нира и умерла. И опечалился Нир глубоко, но решил в сердце своем: «Коль от Господа моего уже так суждено ей, то и ныне милостив и вечен Господь, ибо не поднял руки моеи на нее». И тогда явился Ниру архангел Гавриил и сказал ему: «Не мысли, что жена твоя Софонима в наказание умерла: младенец, что ею выношен, — плод праведный, и я приму его в Рай, да не быть тебе отцом Божьему дару».
И не стал медлить Нир, и, отворив двери покоев своих, поспешил к брату своему Ною и рассказал ему все, как было с женой его Софонимой. И поспешил Ной в дом брата своего и увидел жену брата своего мертвой, но чрево ее пыталось еще разрешиться от бремени. И сказал Ной Ниру: «Не печалься, Нир, брат мой, ибо сокрыл Господь сегодня позор наш, и не знает о нем никто из людей. А теперь постараемся похоронить ее, и Господь укроет бесчестье наше». И положили Софониму на ложе, покрыли черным покровом и затворили двери. И вырыли тайно могилу.
Но когда готовили ей могилу, у мертвой Софонимы родился ребенок и оставался на одре покойной. И возвратились Ной и Нир похоронить Софониму и увидели младенца, сидящего около мертвой, прикрытого ее одеждой. И поразились Ной и Нир, ибо столь был прекрасен младенец и уже говорил и устами своими восхвалял Господа.
С изумлением смотрел на него Ной, с Ниром, и говорил: «Это от Господа, брат мой. Вот и знак святительства на груди его, и славен вид его». И сказал Ной Ниру: «Брат, это обновляет Господь кровь священнослужителей после нас». И больше не медлили Нир и Ной, и омыли младенца, и одели в ризы святительские, и дали ему откушать благословенного хлеба. И нарекли имя ему: Мелхиседек.
И взяли Ной и Нир тело Софонимы, и совлекли с нее покров черный, омыли тело ее, и обрядили в покровы светлые и достойные, и приготовили ей гробницу. И пошли Ной и Нир с Мелхиседеком и погребли ее с почетом и принародно.
И сказал Ной брату своему: «Побереги младенца до поры втайне, потому что про нас уже ведут пересуды люди по всей земле и, как-либо высмотрев, умертвят его». И возвратился Ной в дом свой.
И вот поднялись во времена Нира все бесчинства по всей земле. И горько печалился Нир, но еще больше — о младенце, говоря: «Что же мне делать с ним?» Простер Нир руки свои к небу и призвал Господа, восклицая: «Увы мне, Господи вечный! Все беззакония умножились на земле во дни мои, и вижу я, как близок конец наш. Что же означает, Господи, появление ныне младенца этого? И что суждено ему, или что сделать мне для него, дабы не содрогаться ему с нами от ужаса в погибели этой?»
Услышал Господь Нира, явился ему в видении ночном и сказал ему: «Это, Нир, уже великая гибель пришла на землю: не потерплю я впредь ни поругания, и вот мыслю ниспослать скоро погибель великую на землю. А о младенце не тревожься, Нир, ибо прежде пошлю я архангела своего Гавриила, и возьмет он младенца и укроет его в саду Эдемском, и не погибнет тот с обреченными погибнуть. А теперь я указал его; и будет он у меня иерей иереям во веки и воистину — Мелхиседек. И поставлю его человеком великим в народе моем».
И встал Нир от сна своего и восславил Господа, явивше-гося ему, говоря: «Благословен Господь, бог отцов наших, который не допустил поругания святительству моему во святительстве отцов моих, ибо слово твое создало иерея великого в ложеснах Софонимы, жены моей, потому что не было мне потомства. Пусть же будет отрок этот в потомстве преемником мне и станет сыном моим. И причислишь его к рабам своим — с Сифом, и Енофом, и Русием, и Миламом, и Рерухом, и Арусамом, и Наилем, и Енохом, и Мафусаилом, и рабом твоим Ниром. Но будет Мелхиседек глава иереям уже другого народа, потому что этот народ истребит себя в распрях и смутах и погибнут все до единого. Спасется лишь Ной, брат мой, и даст корень иному роду, и от потомства его вновь умножатся на земле люди. И Мелхиседек будет глава иереям у народов, послушных единовла-стию твоему и тебе, Господи».
И было так: когда минуло отроку 40 дней под кровом Нира, то сказал Господь архангелу Гавриилу: «Сойди на землю к жрецу Ниру и возьми отрока Мелхиседека и укрой безопасности ради в саду Эдема, ибо уже приблизилось время, и я обрушу все воды на землю, и погибнет все сущее на земле. И поставлю новый народ, и Мелхиседек будет глава иереям в народе том».
И поспешил Гавриил, и слетел ночью к Ниру, спящему на ложе своем. И явился ему Гавриил, и сказал ему: «Так говорит Господь Ниру: отпусти отрока ко мне, которого тебе я доверил». Но не узнал Нир говорящего ему, и пришло в смятение сердце его: «Если прознают люди об отроке, возьмут его и убьют его, ибо лукаво сердце людское перед лицом Господним». И, отвечая Гавриилу, сказал: «Нет у меня отрока, и не знаю я обращающегося ко мне». И ответил ему Гавриил: «Не бойся, Нир; это я, архангел Гавриил, и прислал меня Господь. И вот теперь беру я отрока твоего и ухожу с ним — и укрою его в саду Эдемском». И вспомнил Нир сон свой прежний, поверил и отвечал Гавриилу: «Благословен Господь, пославший тебя сегодня ко мне. Благослови же ныне раба твоего Нира, и прими отрока, и поступи с ним, как сказано тебе». И принял Гавриил отрока Мелхиседека в ту ночь на крылья свои и перенес его в сад Эдемский.
И пробудился Нир утром, и пошел в потаенный покой, и не нашел отрока. И радовался, и печалился глубоко Нир, потому что был ему отрок вместо сына.
Богу нашему слава всегда — и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!