Поскольку все снова звучат от (не буду указывать пальцем кого) утверждения,что во времена Иисуса на весь Израиль было полтора человека умеющих читать и писать,а в подавляющем большинстве народ был неграмотным,то решил выложить статью из Большого библейского словаря Уолтера Элуэлла и Филипа Камфорта об образовании.
Образование (education) Процесс воспитания или обучения. Первостепенной задачей иудейского обучения было вложить в детей знание об особых отношениях народа с Богом, а также научить их служению и наставить в святости. Позже иудеи включили в обучение воспитание характера и историю Божьего народа (в особенности Его деяний, связанных с избавлением). Благодаря такому обучению иудеи знали закон Моисея и свою собственную историю и поэтому в период подчинения иноземным державам оказались способны сохранить национальную гордость. В нынешние времена они снова стали нацией и имеют свое государство (1948).
Подразделы статьи Обучение в семье Религиозное обучение Школьное образование Грамотность среди иудеев Образование у окружающих народов Обучение в семье. Обучению детей в иудейской семье уделялось большое внимание, потому что вообще в ней ценились дети. Дети считались большой радостью и наградой (Пс 126:3-5). Домашнее обучение начиналось вскоре после того, как ребенок начинал говорить, и во всяком случае, не позже трехлетнего возраста. Родители учили детей молитвам и песням, которые дети запоминали, повторяя, как сегодня учат стишки. Дети уже дома узнавали об определенных религиозных предметах и символах. Поощрялись их вопросы о значении ежегодного пасхального обряда (Исх 12:26), который на протяжении всей еврейской истории составлял главное звено при разъяснении сущности и значения Божьего воздействия на жизнь народа. Без сомнения, дети задавали вопросы об окружающих предметах, будь то священные сосуды, украшения или одеяния, используемые при поклонении в скинии или храме, или мирская утварь для повседневного использования. Родители однозначно несли ответственность за обучение детей. Отец должен был наставить сына в вопросах веры и истории еврейского народа. Часто он должен был также научить сына какому-то ремеслу, как правило — своему собственному, потому что считалось, что мальчик, не обученный никакому делу, воспитан как вор. Кроме того, отец также должен был найти сыну жену и научить его плавать. Раввины считали, что женщины не могут изучать закон, потому что «легкомысленны». Но в Библии упоминаются женщины, которые пользовались влиянием, например, Девора (Суд 4:4-5), Иаиль (Суд 4:18-24), мудрая женщина из Фекои (2Цар 14:2-20), мудрая женщина из Авела (2Цар 20:16-22) Лойда, Евника и Прискилла (Деян 18:2; Рим 16:3; 1Кор 16:19; 2Тим 1:5).
Мать у иудеев играла важную роль в воспитании ребенка, в особенности в его ранние годы. Мать должна была участвовать в обучении сыновей, но ее основной обязанностью было воспитание дочерей. Так как дочери ценились меньше, чем сыновья, обучали девочек исключительно дома. Мать должна была вырастить дочерей хорошими хозяйками: послушными, умелыми и добродетельными женами. Девочки учились готовить, шить, прясть, красить ткани, заботиться о детях и управлять рабами. Они учились молоть зерно и часто помогали в сборе урожая. Иногда они помогали также на винограднике или, если в семье не было мальчиков, пасли стада. Вероятно, девочек обучали музыке и танцам, они должны иметь хорошие манеры и отличаться высокоморальным поведением. Их учили читать, некоторых — писать и считать. В исключительных обстоятельствах девочка могла получить и более серьезное образование, но все равно дома, с преподавателем. Даже когда обучение целиком проводилось дома, в самых богатых семьях, в особенности в царской, дети занимались с преподавателями, что соответствовало традиции всех ближневосточных народов. Религиозное обучение. С ранних лет дети сопровождали своих родителей на богослужения. На больших праздниках они узнавали о важных событиях из иудейской истории. Иудеи, которые преимущественно занимались сельским хозяйством, считали, что сельскохозяйственные навыки были даны им Богом, так что возделывание земли считалось основной обязанностью каждого. Как и другие народы Ближнего Востока, они верили, что земля принадлежит Богу. Они же только работали на ней. Если был неурожай, происходило это потому, что Бог не послал дождя, но виноваты во всем люди — они согрешили. Праздники Пасхи, Пятидесятницы и кущей были связаны со сбором урожая. На протяжении всего библейского периода эти праздники сохраняли тесную связь с сезонными сельскохозяйственными работами. Это предоставляло детям прекрасную возможность для обучения. Они узнавали, что Пасха празднуется в честь освобождения их предков из египетского рабства. В Пятидесятницу иудейский народ вспоминал, как Бог дал Моисею закон на горе Синай. Праздник кущей, когда воздвигались большие шатры из ветвей деревьев, отмечался в память о верности Бога иудеям во время казавшегося бесконечным путешествия в землю обетованную. Показателен пример использования пасхального обряда для обучения. Из трех великих праздников эта церемония была наиболее непосредственно связана со сбором урожая. Этот праздник, за которым следовал семидневный период, известный как праздник опресноков (Лев 23:6), соотносился со сбором урожая ячменя в апреле. (Исход из Египта имел место именно в это время года.) В ходе пасхальной церемонии священник брал один из первых снопов ячменя и приносил его Господу (Лев 23:9-11).
Перед этим люди должны были выбрать наугад какое-нибудь поле и связать лучшие колосья ячменя, оставив их стоять на поле. На следующий вечер три человека шли на это поле с серпами и корзинами, чтобы сжать эти специально приготовленные колосья. Наблюдатели (а среди них были дети) собирались посмотреть, и жнецы должны были задать им несколько традиционных вопросов. Год за годом дети видели ритуал и слышали ответы. Собранный ячмень несли во двор храма, где его молотили и провеивали. Часть его смешивалась с елеем и ладаном и приносилась в жертву. Остальную часть забирали священники. Школьное образование. Образование в библейский период было направлено на то, чтобы иудеи знали закон, изучали историю своего народа, умели читать, писать и считать. Иногда их знакомили также с лечебными свойствами определенных трав (см. 3Цар 4:33).
Учителя. Священники наставляли людей, рассказывая им о Боге. Левиты, как служители синагоги, тоже играли роль в обучении (см. Вт 33:10; 2Пар 35:3). До вавилонского изгнания пророки также обучали народ, рассказывая о духовном наследии, осуждая несправедливость и греховное поведение. Они были обязаны толковать закон своим современникам. К IV веку до Р.Х. роль пророков как учителей перешла к книжникам и учителям. Непосредственно перед пришествием Христа книжники не только записывали предание и передавали его в устной форме, но и являлись исследователями и толкователями закона. Книжники были известны как «законоучители» (Лк 5:17), «законники» (Мф 22:35) и «учителя» (Мф 23:8).
Высшее образование полностью было у них в руках, и они разработали сложную систему обучения, известную как «предание старцев» (Мф 15:2-6).
Хотя для исследовательских занятий книжникам нужно было много времени, они не пренебрегали и физическим трудом. Фактически, большинство из,них владело каким-либо ремеслом, чтобы обеспечивать себя всем необходимым. Хотя книжники пользовались большим влиянием во времена Христа (Мф 23:1-2), они, без сомнения, обнаружили, как и пророки до них, что к ним прислушиваются не всегда. Книжники, оказывавшие большое влияние на жизнь и мораль современников, известны были своей решительной оппозицией Иисусу (Мк 2:6,7) и ранней церкви (Деян 4:5; 6:12).
В период НЗ община была обязана создать и поддерживать начальные школы. Она несла также ответственность за обучение бедных детей или сирот. Так как священники, пророки и книжники были очень уважаемы, и так как образование высоко ценилось, положение учителей было очень почетным среди иудеев. Закон был дан Богом и поэтому имел особую важность. Служитель Бога, разъясняющий закон, имел большой вес в обществе. Учитель пользовался максимальными привилегиями, а учительство считалось самым почетным занятием, какому только мог посвятить себя человек. Учителя должны были отличаться не только академическими познаниями, но и положительностью характера. Им надлежало ограждать детей от всего, что могло бы им навредить. Им нельзя было гневаться или предпочитать кого-то из детей остальным. Они должны были не угрожать, но объяснять, что хорошо, что плохо и как вреден грех, а также держать данные ученикам обещания, чтобы те не приучались нарушать слово и лгать. От учителей требовались сдержанность, терпение, понимание, готовность повторить объяснения. К детям им следовало относиться как к юным тельцам, каждый день постепенно увеличивая их ношу. Однако слишком сурового учителя отстраняли от воспитания.
Предметы. Начальное обучение заключалось в вызубривании закона посредством слушания и устного повторения, а также в изучении письменного текста. Содержание закона касалось трех основных областей: обрядов, гражданской и уголовной. Ученики должны были овладеть этими знаниями, готовясь ко взрослой жизни, когда они будут обязаны соблюдать закон. В Писании содержится много разнообразных книг, и ученики черпали из них знания о религии, истории, законе, морали и манере поведения. Кроме того, они учились чтению, письму и арифметике. Они учились на великой литературе; помимо Закона, использовались Псалтирь, Притчи и Екклесиаст. Из свитков Мертвого моря видно, что в новозаветные времена некоторые люди еще знали классический еврейский. Ученики, которые обычно говорили по-арамейски или по-гречески, сталкивались в этот период с трудностями, потому что ВЗ был написан на еврейском. Проблема особо осложнялась тем, что в еврейском при написании опускаются гласные. Их следовало запоминать по ассоциации с согласными. Так как древние евреи считались наиболее выдающимися музыкантами и певцами Ближнего Востока, вероятно, в обязательное домашнее обучение входили пение и игра на музыкальных инструментах, таких, как волынка и арфа. Хотя до нас не дошло музыкальных записей еврейских гимнов, скорее всего храмовые музыканты были знакомы с музыкальной теорией, использовавшейся хананеями. (Музыкальный текст, обнаруженный в Угарите [Рас-Шамра], содержит балладу или гимн, записанный на глине с помощью интересных музыкальных знаков, которые в течение долгого времени не удавалось расшифровать. Этот хананейский текст, датируемый примерно 1800 г. до Р.Х., считается «старейшей в мире нотной записью».) В особенности во время изгнания большое внимание уделялось сохранению древних обычаев и обрядов, с целью сохранения уникальности еврейской культуры. Изгнанники понимали, как важно хранить свое национальное наследие и Закон, живя в окружении представителей чуждой культуры. Во время изгнания синагога стала местом религиозного обучения и молитвы, центром воспитания в иудейской вере. Жертвы разрешалось приносить только в Иерусалимском храме. А так как в Вавилоне эти обряды не могли выполняться, то и значение синагоги как места поклонения и обучения возросло. Изгнание привело к существенным изменениям в жизни иудеев, и изменениям не только религиозным. Образование усовершенствовалось благодаря контакту изгнанников-иудеев с более сложной культурной системой вавилонян. Вавилонский закон был точен и определял образ жизни народа. Школы и библиотеки в Вавилоне существовали уже несколько столетий. Медицина, астрономия, математика, архитектура и инженерное дело были в Месопотамии развиты гораздо лучше, чем у иудеев. В этой интеллектуальной среде иудейская литература обрела новое смысловое звучание; в этот период были написаны книги Иезекииля и Даниила. В период после изгнания обучение было основано главным образом на Книге Притчей и апокрифических книгах Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и Соломона. На основании этих произведений иудеи постигали практику благополучной жизни. Книжники учили, что мудрость исходит от Бога, и те, кто исполняет Его заповеди, будут жить в радости и почете. Когда в VI веке до Р.Х. к власти пришли персы, иудеям было позволено вернуться в Иерусалим и восстановить храм. После 332 г. до Р.Х., когда Александр Македонский нанес поражение персидскому царю Дарию, были предприняты огромные усилия по эллинизации покоренных народов. Насаждался греческий язык, а также греческая религия, политика и образование. Эллинизация продолжалась в период правления Птолемеев (македонская династия, которая правила Египтом) и Селевкидов (сирийская династия).
В период иноземного владычества иудейские политические проблемы стало решать священство. Греческое влияние проявилось в свойственном некоторым иудейским правителям обогащении эстетического восприятия. Хотя греческие философия и спорт остались вне области охвата иудейского образования, в эллинистический период наблюдается упадок религиозных и моральных стандартов иудаизма. Некоторые иудеи готовы были учиться у иноземных учителей и перенимать греческую культуру. Другие отчаянно боролись за сохранение иудейского наследия. В римские времена чужеродное культурное влияние опять же отвергалось верными иудеями по мере возможности.
Методы обучения. В методах обучения, основанных на запоминании Закона, во главу угла ставились повторение и заучивание. Детей обучали запоминать слова как можно точнее, чтобы от них не ускользали нюансы значения. Алфавит заучивался посредством многократного написания букв. Учащиеся слово в слово копировали отрывки из письменного Закона. Считалось опасным использовать любой фрагмент, содержащий ошибку, потому что неверное слово могло запечатлеться в сознании читающего. Для заучивания рекомендовалось чтение вслух. Для облегчения обучения каждому мальчику давали также персональный текст, который начинался с первой буквы его имени и заканчивался последней. Научившись читать, он получал свиток, содержащий первые слова Вт 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». В период после изгнания эти слова повторялись вслух утром и вечером, вместе с псалмом восхваления, историей сотворения и основной частью закона, содержащейся в Левите. При обучении также использовались притчи, что позже было характерно для Иисуса (Мк 4:1-2).
Учитель делился с учениками знаниями в форме диалога, вопросов и ответов (показателен здесь визит 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм, Лк 2:46-47).
Мы очень мало знаем об обучении в раннехристианский период. Мы знаем, что Иисус умел читать и разъяснять Писание и что Он был достаточно образован, чтобы обсуждать богословские проблемы с учеными людьми в храме. Вероятно, Он обучался дома и получил начальное образование, которое давали всем иудейским мальчикам того периода.
Воспитание. Древние евреи большое внимание уделяли воспитанию, важному элементу обучения. Использовалась система поощрений и наказаний, в том числе и телесных. Часто наказание считалось проявлением Божьей любви и заботы о народе (Пс 93:8-13), хотя иудеи как народ не всегда учились на своих ошибках (Иер 5:3; Ам 4:6-13).
Считалось, что ребенка нужно «объезжать», как лошадь: «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» (Сир 30:8).
Обучение взрослых. Когда книжник Ездра вернулся из Вавилона с копией книги Закона, он стал учить левитов и народ. Основой для обучения иудеев стал Закон, а также Книга Притчей и другая литература, написанная до изгнания и в этот период. После изгнания священники ходили по городам, обращались к людям в синагоге по субботам и на рыночной площади, когда там собирались большие толпы. Некоторые повышали уровень своих знаний, беседуя со старейшинами (см. Иез 8:1).
Для тех, кто продолжал учиться, следующим этапом было обучение у книжников. Книжники, возглавлявшие иудейскую секту фарисеев, на основании принципов Ездры выработали строгие правила о десятине, ритуальной чистоте и поклонении в синагоге. В молодости Савл из Тарса пришел в Иерусалим, чтобы обучаться у почтенного рабби Гамалиила (Деян 22:3).
В то время в расписании занятий было углубленное богословское изучение закона, как письменного, так и устного, а также обрядов и церемоний иудейской культуры.
Школьные здания. К новозаветным временам некоторые школы размещались в специальных помещениях, другие — в собственных домах учителей, но большая их часть была связана с синагогами. Когда обучение проходило в специальном здании, не рекомендовалось строить его в густонаселенном районе. В большом городе могло быть две школы, в особенности если он был разделен рекой. Школа не работала в дневную жару (между 10 и 15 часами) и открывалась только на четыре часа в день в июле и августе. Класс обычно насчитывал до 25 человек. Если учеников было 40, у учителя был помощник; если 50 — у них могло быть два учителя. Мальчики в школе сидели на земле у ног учителя и учили Писание. Поэтому школа называлась «домом Книги».
Грамотность среди иудеев. Трудно определить, как менялся уровень грамотности иудеев на протяжении столетий, но можно рассмотреть некоторые конкретные примеры. В Книге Иисуса Навина говорится, что от каждого колена было выдвинуто по три человека, которые должны были составить письменный отчет о земле Ханаан (Нав 18:4-9).
Позже Гедеон взял в плен молодого человека, который мог составить список влиятельных людей города (Суд 8:14).
По-видимому, многие умели писать, и Израильтяне часто пользовались этим умением (Вт 6:9; 27:2-8).
Мальчики могли производить простые математические действия. Известно также, что они были знакомы с геометрическим соотношением радиуса и окружности круга (понятие «пи»; см. 2Пар 4:2).
Развитие курсивного письма свидетельствует о том, что по крайней мере к VIII веку до Р.Х. письмо было широко распространено. Примечательно, что богослужение в синагоге проводилось любыми десятью мужчинами общины, а значит, в любой синагоге было не менее 10 образованных мужчин, способных справиться с этой обязанностью. Когда в I веке до Р.Х. велика была угроза эллинизма, каждый иудейский мальчик обязательно должен был получить начальное образование. Так как система начальных школ уже существовала, вышел указ, делающий посещение школы обязательным для каждого ребенка мужского пола возрастом до 16-17 лет. Без сомнения, для того, чтобы сохранить иудейское наследие, нужно было хорошо знать Закон и тщательно соблюдать его. Иисус бен-Гамала (первосвященник в 63-65 г. по Р.Х.) считается основателем системы всеобщего образования. Он приказал построить школы в каждом городе и деревне, куда должны были ходить мальчики, достигшие возраста шести — семи лет. Община каждого города, где было как минимум 10 иудейских семей, была обязана создать школу и содержать учителя. Отцы должны были следить за тем, чтобы их сыновья посещали школу. Если семья жила обособленно от общины, часто учитель жил при семье. Учителям платили либо сами семьи, либо из общинного сбора, хотя книжникам за наставления не платили. Мы не знаем, была ли достигнута цель всеобщего образования.
Образование у окружающих народов. Богословский акцент еврейского обучения резко контрастирует с задачей обучения у греков и римлян. Но в этих обществах образование было нацелено на формирование определенного типа характера. В Спарте задача обучения молодых людей состояла в том, чтобы сделать из них воинов, способных пожертвовать собой ради благополучия государства. Характер воспитывался посредством устранения удобств и систематической тренировки ума и тела. Спартанцев учили борьбе за выживание, для чего требовались находчивость и инициатива. Девочек воспитывали так же, так как считалось, что женщина должна рожать сильных воинов. В Афинах обучение считалось обязательным. Чтобы быть совершенными гражданами, мальчики должны были обучаться письму, музыке, морали и манерам поведения, математике и гимнастике (формирование здорового тела).
Обучение преследовало благородные цели — воспитание ума было правом каждого гражданина, — но на практике образование могло получить лишь небольшое количество аристократов. Образованные люди презирали труд и считали его занятием для рабов. Учитель начальной школы не пользовался никаким уважением в обществе. В Риме мальчиков готовили умственно и физически: для работы в сельском хозяйстве, для ведения боевых действий и для других видов служения государству. Образование должны были давать в семье — сначала мальчика обучала мать, потом отец. Ему преподавались основы чтения, письма, арифметики, красноречия, часто частными учителями. Когда возникли школы, обучение в них организовано было плохо, труд учителей ценился невысоко. Девочек учили домашнему хозяйству дома. В Египте мальчики ходили в «дом книг», где учились чтению и началам арифметики. Иероглифическое письмо на папирусе было более сложной задачей. Как и в других странах, учеников подвергали телесным наказаниям. Египетские учителя говорили, что «уши мальчика находятся у него на спине», поэтому часто использовали розгу.
_________________ Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. (Роберт Куиллен)
|