Текущее время: Пт мар 29, 2024 4:36 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс фев 02, 2020 2:59 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Поскольку все снова звучат от (не буду указывать пальцем кого) утверждения,что во времена Иисуса на весь Израиль было полтора человека умеющих читать и писать,а в подавляющем большинстве народ был неграмотным,то решил выложить статью из Большого библейского словаря Уолтера Элуэлла и Филипа Камфорта об образовании.

Образование (education)

Процесс воспитания или обучения. Первостепенной задачей иудейского обучения было вложить в детей знание об особых отношениях народа с Богом, а также научить их служению и наставить в святости. Позже иудеи включили в обучение воспитание характера и историю Божьего народа (в особенности Его деяний, связанных с избавлением).
Благодаря такому обучению иудеи знали закон Моисея и свою собственную историю и поэтому в период подчинения иноземным державам оказались способны сохранить национальную гордость. В нынешние времена они снова стали нацией и имеют свое государство (1948).

Подразделы статьи
Обучение в семье
Религиозное обучение
Школьное образование
Грамотность среди иудеев
Образование у окружающих народов


Обучение в семье.
Обучению детей в иудейской семье уделялось большое внимание, потому что вообще в ней ценились дети. Дети считались большой радостью и наградой (Пс 126:3-5).
Домашнее обучение начиналось вскоре после того, как ребенок начинал говорить, и во всяком случае, не позже трехлетнего возраста. Родители учили детей молитвам и песням, которые дети запоминали, повторяя, как сегодня учат стишки. Дети уже дома узнавали об определенных религиозных предметах и символах. Поощрялись их вопросы о значении ежегодного пасхального обряда (Исх 12:26), который на протяжении всей еврейской истории составлял главное звено при разъяснении сущности и значения Божьего воздействия на жизнь народа. Без сомнения, дети задавали вопросы об окружающих предметах, будь то священные сосуды, украшения или одеяния, используемые при поклонении в скинии или храме, или мирская утварь для повседневного использования. Родители однозначно несли ответственность за обучение детей. Отец должен был наставить сына в вопросах веры и истории еврейского народа. Часто он должен был также научить сына какому-то ремеслу, как правило — своему собственному, потому что считалось, что мальчик, не обученный никакому делу, воспитан как вор. Кроме того, отец также должен был найти сыну жену и научить его плавать. Раввины считали, что женщины не могут изучать закон, потому что «легкомысленны». Но в Библии упоминаются женщины, которые пользовались влиянием, например, Девора (Суд 4:4-5), Иаиль (Суд 4:18-24), мудрая женщина из Фекои (2Цар 14:2-20), мудрая женщина из Авела (2Цар 20:16-22) Лойда, Евника и Прискилла (Деян 18:2; Рим 16:3; 1Кор 16:19; 2Тим 1:5).

Мать у иудеев играла важную роль в воспитании ребенка, в особенности в его ранние годы. Мать должна была участвовать в обучении сыновей, но ее основной обязанностью было воспитание дочерей. Так как дочери ценились меньше, чем сыновья, обучали девочек исключительно дома. Мать должна была вырастить дочерей хорошими хозяйками: послушными, умелыми и добродетельными женами. Девочки учились готовить, шить, прясть, красить ткани, заботиться о детях и управлять рабами. Они учились молоть зерно и часто помогали в сборе урожая. Иногда они помогали также на винограднике или, если в семье не было мальчиков, пасли стада. Вероятно, девочек обучали музыке и танцам, они должны иметь хорошие манеры и отличаться высокоморальным поведением. Их учили читать, некоторых — писать и считать. В исключительных обстоятельствах девочка могла получить и более серьезное образование, но все равно дома, с преподавателем. Даже когда обучение целиком проводилось дома, в самых богатых семьях, в особенности в царской, дети занимались с преподавателями, что соответствовало традиции всех ближневосточных народов.

Религиозное обучение.
С ранних лет дети сопровождали своих родителей на богослужения. На больших праздниках они узнавали о важных событиях из иудейской истории. Иудеи, которые преимущественно занимались сельским хозяйством, считали, что сельскохозяйственные навыки были даны им Богом, так что возделывание земли считалось основной обязанностью каждого. Как и другие народы Ближнего Востока, они верили, что земля принадлежит Богу. Они же только работали на ней. Если был неурожай, происходило это потому, что Бог не послал дождя, но виноваты во всем люди — они согрешили. Праздники Пасхи, Пятидесятницы и кущей были связаны со сбором урожая. На протяжении всего библейского периода эти праздники сохраняли тесную связь с сезонными сельскохозяйственными работами. Это предоставляло детям прекрасную возможность для обучения. Они узнавали, что Пасха празднуется в честь освобождения их предков из египетского рабства. В Пятидесятницу иудейский народ вспоминал, как Бог дал Моисею закон на горе Синай. Праздник кущей, когда воздвигались большие шатры из ветвей деревьев, отмечался в память о верности Бога иудеям во время казавшегося бесконечным путешествия в землю обетованную. Показателен пример использования пасхального обряда для обучения. Из трех великих праздников эта церемония была наиболее непосредственно связана со сбором урожая. Этот праздник, за которым следовал семидневный период, известный как праздник опресноков (Лев 23:6), соотносился со сбором урожая ячменя в апреле. (Исход из Египта имел место именно в это время года.) В ходе пасхальной церемонии священник брал один из первых снопов ячменя и приносил его Господу (Лев 23:9-11).

Перед этим люди должны были выбрать наугад какое-нибудь поле и связать лучшие колосья ячменя, оставив их стоять на поле. На следующий вечер три человека шли на это поле с серпами и корзинами, чтобы сжать эти специально приготовленные колосья. Наблюдатели (а среди них были дети) собирались посмотреть, и жнецы должны были задать им несколько традиционных вопросов. Год за годом дети видели ритуал и слышали ответы. Собранный ячмень несли во двор храма, где его молотили и провеивали. Часть его смешивалась с елеем и ладаном и приносилась в жертву. Остальную часть забирали священники. Школьное образование. Образование в библейский период было направлено на то, чтобы иудеи знали закон, изучали историю своего народа, умели читать, писать и считать. Иногда их знакомили также с лечебными свойствами определенных трав (см. 3Цар 4:33).

Учителя.
Священники наставляли людей, рассказывая им о Боге. Левиты, как служители синагоги, тоже играли роль в обучении (см. Вт 33:10; 2Пар 35:3).
До вавилонского изгнания пророки также обучали народ, рассказывая о духовном наследии, осуждая несправедливость и греховное поведение. Они были обязаны толковать закон своим современникам. К IV веку до Р.Х. роль пророков как учителей перешла к книжникам и учителям. Непосредственно перед пришествием Христа книжники не только записывали предание и передавали его в устной форме, но и являлись исследователями и толкователями закона. Книжники были известны как «законоучители» (Лк 5:17), «законники» (Мф 22:35) и «учителя» (Мф 23:8).

Высшее образование полностью было у них в руках, и они разработали сложную систему обучения, известную как «предание старцев» (Мф 15:2-6).

Хотя для исследовательских занятий книжникам нужно было много времени, они не пренебрегали и физическим трудом. Фактически, большинство из,них владело каким-либо ремеслом, чтобы обеспечивать себя всем необходимым. Хотя книжники пользовались большим влиянием во времена Христа (Мф 23:1-2), они, без сомнения, обнаружили, как и пророки до них, что к ним прислушиваются не всегда. Книжники, оказывавшие большое влияние на жизнь и мораль современников, известны были своей решительной оппозицией Иисусу (Мк 2:6,7) и ранней церкви (Деян 4:5; 6:12).

В период НЗ община была обязана создать и поддерживать начальные школы. Она несла также ответственность за обучение бедных детей или сирот. Так как священники, пророки и книжники были очень уважаемы, и так как образование высоко ценилось, положение учителей было очень почетным среди иудеев. Закон был дан Богом и поэтому имел особую важность. Служитель Бога, разъясняющий закон, имел большой вес в обществе. Учитель пользовался максимальными привилегиями, а учительство считалось самым почетным занятием, какому только мог посвятить себя человек. Учителя должны были отличаться не только академическими познаниями, но и положительностью характера. Им надлежало ограждать детей от всего, что могло бы им навредить. Им нельзя было гневаться или предпочитать кого-то из детей остальным. Они должны были не угрожать, но объяснять, что хорошо, что плохо и как вреден грех, а также держать данные ученикам обещания, чтобы те не приучались нарушать слово и лгать. От учителей требовались сдержанность, терпение, понимание, готовность повторить объяснения. К детям им следовало относиться как к юным тельцам, каждый день постепенно увеличивая их ношу. Однако слишком сурового учителя отстраняли от воспитания.

Предметы.
Начальное обучение заключалось в вызубривании закона посредством слушания и устного повторения, а также в изучении письменного текста. Содержание закона касалось трех основных областей: обрядов, гражданской и уголовной. Ученики должны были овладеть этими знаниями, готовясь ко взрослой жизни, когда они будут обязаны соблюдать закон. В Писании содержится много разнообразных книг, и ученики черпали из них знания о религии, истории, законе, морали и манере поведения. Кроме того, они учились чтению, письму и арифметике. Они учились на великой литературе; помимо Закона, использовались Псалтирь, Притчи и Екклесиаст. Из свитков Мертвого моря видно, что в новозаветные времена некоторые люди еще знали классический еврейский. Ученики, которые обычно говорили по-арамейски или по-гречески, сталкивались в этот период с трудностями, потому что ВЗ был написан на еврейском. Проблема особо осложнялась тем, что в еврейском при написании опускаются гласные. Их следовало запоминать по ассоциации с согласными. Так как древние евреи считались наиболее выдающимися музыкантами и певцами Ближнего Востока, вероятно, в обязательное домашнее обучение входили пение и игра на музыкальных инструментах, таких, как волынка и арфа. Хотя до нас не дошло музыкальных записей еврейских гимнов, скорее всего храмовые музыканты были знакомы с музыкальной теорией, использовавшейся хананеями. (Музыкальный текст, обнаруженный в Угарите [Рас-Шамра], содержит балладу или гимн, записанный на глине с помощью интересных музыкальных знаков, которые в течение долгого времени не удавалось расшифровать. Этот хананейский текст, датируемый примерно 1800 г. до Р.Х., считается «старейшей в мире нотной записью».) В особенности во время изгнания большое внимание уделялось сохранению древних обычаев и обрядов, с целью сохранения уникальности еврейской культуры. Изгнанники понимали, как важно хранить свое национальное наследие и Закон, живя в окружении представителей чуждой культуры. Во время изгнания синагога стала местом религиозного обучения и молитвы, центром воспитания в иудейской вере. Жертвы разрешалось приносить только в Иерусалимском храме. А так как в Вавилоне эти обряды не могли выполняться, то и значение синагоги как места поклонения и обучения возросло. Изгнание привело к существенным изменениям в жизни иудеев, и изменениям не только религиозным. Образование усовершенствовалось благодаря контакту изгнанников-иудеев с более сложной культурной системой вавилонян. Вавилонский закон был точен и определял образ жизни народа. Школы и библиотеки в Вавилоне существовали уже несколько столетий. Медицина, астрономия, математика, архитектура и инженерное дело были в Месопотамии развиты гораздо лучше, чем у иудеев. В этой интеллектуальной среде иудейская литература обрела новое смысловое звучание; в этот период были написаны книги Иезекииля и Даниила. В период после изгнания обучение было основано главным образом на Книге Притчей и апокрифических книгах Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и Соломона. На основании этих произведений иудеи постигали практику благополучной жизни. Книжники учили, что мудрость исходит от Бога, и те, кто исполняет Его заповеди, будут жить в радости и почете. Когда в VI веке до Р.Х. к власти пришли персы, иудеям было позволено вернуться в Иерусалим и восстановить храм. После 332 г. до Р.Х., когда Александр Македонский нанес поражение персидскому царю Дарию, были предприняты огромные усилия по эллинизации покоренных народов. Насаждался греческий язык, а также греческая религия, политика и образование. Эллинизация продолжалась в период правления Птолемеев (македонская династия, которая правила Египтом) и Селевкидов (сирийская династия).

В период иноземного владычества иудейские политические проблемы стало решать священство. Греческое влияние проявилось в свойственном некоторым иудейским правителям обогащении эстетического восприятия. Хотя греческие философия и спорт остались вне области охвата иудейского образования, в эллинистический период наблюдается упадок религиозных и моральных стандартов иудаизма. Некоторые иудеи готовы были учиться у иноземных учителей и перенимать греческую культуру. Другие отчаянно боролись за сохранение иудейского наследия. В римские времена чужеродное культурное влияние опять же отвергалось верными иудеями по мере возможности.

Методы обучения.
В методах обучения, основанных на запоминании Закона, во главу угла ставились повторение и заучивание. Детей обучали запоминать слова как можно точнее, чтобы от них не ускользали нюансы значения. Алфавит заучивался посредством многократного написания букв. Учащиеся слово в слово копировали отрывки из письменного Закона. Считалось опасным использовать любой фрагмент, содержащий ошибку, потому что неверное слово могло запечатлеться в сознании читающего. Для заучивания рекомендовалось чтение вслух. Для облегчения обучения каждому мальчику давали также персональный текст, который начинался с первой буквы его имени и заканчивался последней. Научившись читать, он получал свиток, содержащий первые слова Вт 6:4: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». В период после изгнания эти слова повторялись вслух утром и вечером, вместе с псалмом восхваления, историей сотворения и основной частью закона, содержащейся в Левите. При обучении также использовались притчи, что позже было характерно для Иисуса (Мк 4:1-2).

Учитель делился с учениками знаниями в форме диалога, вопросов и ответов (показателен здесь визит 12-летнего Иисуса в Иерусалимский храм, Лк 2:46-47).

Мы очень мало знаем об обучении в раннехристианский период. Мы знаем, что Иисус умел читать и разъяснять Писание и что Он был достаточно образован, чтобы обсуждать богословские проблемы с учеными людьми в храме. Вероятно, Он обучался дома и получил начальное образование, которое давали всем иудейским мальчикам того периода.

Воспитание.
Древние евреи большое внимание уделяли воспитанию, важному элементу обучения. Использовалась система поощрений и наказаний, в том числе и телесных. Часто наказание считалось проявлением Божьей любви и заботы о народе (Пс 93:8-13), хотя иудеи как народ не всегда учились на своих ошибках (Иер 5:3; Ам 4:6-13).

Считалось, что ребенка нужно «объезжать», как лошадь: «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» (Сир 30:8).

Обучение взрослых.
Когда книжник Ездра вернулся из Вавилона с копией книги Закона, он стал учить левитов и народ. Основой для обучения иудеев стал Закон, а также Книга Притчей и другая литература, написанная до изгнания и в этот период. После изгнания священники ходили по городам, обращались к людям в синагоге по субботам и на рыночной площади, когда там собирались большие толпы. Некоторые повышали уровень своих знаний, беседуя со старейшинами (см. Иез 8:1).

Для тех, кто продолжал учиться, следующим этапом было обучение у книжников. Книжники, возглавлявшие иудейскую секту фарисеев, на основании принципов Ездры выработали строгие правила о десятине, ритуальной чистоте и поклонении в синагоге. В молодости Савл из Тарса пришел в Иерусалим, чтобы обучаться у почтенного рабби Гамалиила (Деян 22:3).

В то время в расписании занятий было углубленное богословское изучение закона, как письменного, так и устного, а также обрядов и церемоний иудейской культуры.

Школьные здания.
К новозаветным временам некоторые школы размещались в специальных помещениях, другие — в собственных домах учителей, но большая их часть была связана с синагогами. Когда обучение проходило в специальном здании, не рекомендовалось строить его в густонаселенном районе. В большом городе могло быть две школы, в особенности если он был разделен рекой. Школа не работала в дневную жару (между 10 и 15 часами) и открывалась только на четыре часа в день в июле и августе. Класс обычно насчитывал до 25 человек. Если учеников было 40, у учителя был помощник; если 50 — у них могло быть два учителя. Мальчики в школе сидели на земле у ног учителя и учили Писание. Поэтому школа называлась «домом Книги».

Грамотность среди иудеев.
Трудно определить, как менялся уровень грамотности иудеев на протяжении столетий, но можно рассмотреть некоторые конкретные примеры. В Книге Иисуса Навина говорится, что от каждого колена было выдвинуто по три человека, которые должны были составить письменный отчет о земле Ханаан (Нав 18:4-9).

Позже Гедеон взял в плен молодого человека, который мог составить список влиятельных людей города (Суд 8:14).

По-видимому, многие умели писать, и Израильтяне часто пользовались этим умением (Вт 6:9; 27:2-8).

Мальчики могли производить простые математические действия. Известно также, что они были знакомы с геометрическим соотношением радиуса и окружности круга (понятие «пи»;
см. 2Пар 4:2).

Развитие курсивного письма свидетельствует о том, что по крайней мере к VIII веку до Р.Х. письмо было широко распространено. Примечательно, что богослужение в синагоге проводилось любыми десятью мужчинами общины, а значит, в любой синагоге было не менее 10 образованных мужчин, способных справиться с этой обязанностью. Когда в I веке до Р.Х. велика была угроза эллинизма, каждый иудейский мальчик обязательно должен был получить начальное образование. Так как система начальных школ уже существовала, вышел указ, делающий посещение школы обязательным для каждого ребенка мужского пола возрастом до 16-17 лет. Без сомнения, для того, чтобы сохранить иудейское наследие, нужно было хорошо знать Закон и тщательно соблюдать его. Иисус бен-Гамала (первосвященник в 63-65 г. по Р.Х.) считается основателем системы всеобщего образования. Он приказал построить школы в каждом городе и деревне, куда должны были ходить мальчики, достигшие возраста шести — семи лет. Община каждого города, где было как минимум 10 иудейских семей, была обязана создать школу и содержать учителя. Отцы должны были следить за тем, чтобы их сыновья посещали школу. Если семья жила обособленно от общины, часто учитель жил при семье. Учителям платили либо сами семьи, либо из общинного сбора, хотя книжникам за наставления не платили. Мы не знаем, была ли достигнута цель всеобщего образования.

Образование у окружающих народов.
Богословский акцент еврейского обучения резко контрастирует с задачей обучения у греков и римлян. Но в этих обществах образование было нацелено на формирование определенного типа характера. В Спарте задача обучения молодых людей состояла в том, чтобы сделать из них воинов, способных пожертвовать собой ради благополучия государства. Характер воспитывался посредством устранения удобств и систематической тренировки ума и тела. Спартанцев учили борьбе за выживание, для чего требовались находчивость и инициатива. Девочек воспитывали так же, так как считалось, что женщина должна рожать сильных воинов. В Афинах обучение считалось обязательным. Чтобы быть совершенными гражданами, мальчики должны были обучаться письму, музыке, морали и манерам поведения, математике и гимнастике (формирование здорового тела).

Обучение преследовало благородные цели — воспитание ума было правом каждого гражданина, — но на практике образование могло получить лишь небольшое количество аристократов. Образованные люди презирали труд и считали его занятием для рабов. Учитель начальной школы не пользовался никаким уважением в обществе. В Риме мальчиков готовили умственно и физически: для работы в сельском хозяйстве, для ведения боевых действий и для других видов служения государству. Образование должны были давать в семье — сначала мальчика обучала мать, потом отец. Ему преподавались основы чтения, письма, арифметики, красноречия, часто частными учителями. Когда возникли школы, обучение в них организовано было плохо, труд учителей ценился невысоко. Девочек учили домашнему хозяйству дома. В Египте мальчики ходили в «дом книг», где учились чтению и началам арифметики. Иероглифическое письмо на папирусе было более сложной задачей. Как и в других странах, учеников подвергали телесным наказаниям. Египетские учителя говорили, что «уши мальчика находятся у него на спине», поэтому часто использовали розгу.

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс фев 02, 2020 10:32 pm 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 25, 2005 3:00 am
Сообщения: 16755
Благодарил (а): 371 раз.
Поблагодарили: 3067 раз.
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Не понятно, на каких источниках основана эта статья.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вс фев 02, 2020 11:20 pm 
Не в сети
Старожил

Зарегистрирован: Чт фев 08, 2018 11:40 am
Сообщения: 1216
Благодарил (а): 133 раз.
Поблагодарили: 250 раз.
Вера: Нетрадиционная
Кредо: слушай свой внутренний голос
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Пожалуй, с авторами "Большого библейского словаря" можно согласится только в вопросе некоего религиозного воспитания в семье, когда родители говорили детям то, что знали сами. Ну это можно условно сравнить с русской патриархальной деревней, где большинство крестьян были неграмотны, но ходили в церкву и соблюдали религиозные праздники и традиции. Конечно, имели место какие-то устные предания и мифы, но пожалуй на этом и все.

Думаю, не ошибусь если скажу, что авторы вышеприведенного словаря принадлежат к числу религиозных людей, для которых важно поддерживать в людях веру в мифологемы, связанные с якобы массовым образованием в библейские времена. Но как говорится в таких случаях "свежо предание, да верится с трудом".

Посему в качестве альтернативной точки зрения предлагаю так нелюбимого иногда ( не буду указывать пальцем кем) Эрмана Барта, из книги которого "Великий обман. Научный взгляд на авторство священных текстов" приведу одну главу. За подобную информацию в еще недалекие времена человеку, наверное, грозила анафема или даже инквизиция. К счастью мы живем в другое время.

СИМОН ПЕТР, ДРЕВНЯЯ ПАЛЕСТИНА И ГРАМОТНОСТЬ

Что нам известно о грамотности и умении писать в Древнем мире, особенно в сельской местности Палестины, где родился и вырос Симон Петр? Последние лет двадцать пять ученые-античники тщательно исследовали каждый аспект древней грамотности и образованности. В своем исследовании Древняя грамотность (1989), считающемся сейчас классическим, профессор древней истории Колумбийского университета Вильям Харрис показывает, что современные представления о грамотности просто неприложимы к древним временам. Харрис утверждает, что в Древнем мире, в его самые лучшие времена лишь десять процентов населения могли считаться грамотными. Под «лучшими временами» он подразумевает центр образованности на пике своей интеллектуальной мощи — Афины эпохи Сократа и Платона (V–IV вв. до н. э.)

Большинство из этих десяти процентов составляли мужчины, как и следовало ожидать от патриархального общества. И все они принадлежали к высшему сословию, общественной и экономической элите, и имели досуг и деньги (ну, или деньги имели их родители) для того, чтобы позволить себе образованность. Люди из низших сословий не учились ни читать, ни тем более писать. И подавляющее большинство людей Древнего мира составляли именно низшее общество (многих удивит,
что т. н. «средний класс» также является порождением промышленной революции; в Древнем мире каждый был или наверху, или внизу, или в самом-самом низу общества). Единственное исключение представляли собой рабы, которые действительно были низшим классом, но при этом иногда бывали образованы за счёт своих хозяев, чтобы справляться с
домашним хозяйством, требовавшим навыков счёта и письма. Это могло быть ведение хозяйственных расчётов, помощь с корреспонденцией или обучение детей.

Сегодня в современной Америке мы живем в мире, где практически каждый ребенок ходит в школу и учится читать и писать. Почти каждый, кого мы знаем, сможет прочитать спортивную страницу газеты и сделать выписки из книги, если пожелает. Но феномен поголовной грамотности совершенно нов. До промышленной революции общество не имело веских причин вкладывать огромные средства в создание грамотного населения. Только по мере роста индустриализации всеобщая грамотность стала желательной и достижимой. Когда я говорю, что лишь немногие могли читать, «тем более писать», то хочу выделить нечто крайне примечательное в Древнем мире. Дело в том, что в те времена чтение и письмо преподавались как два разных навыка. Сегодня мы сразу учимся читать и писать, и мы, естественно, предполагаем, что если люди могут читать, то они могут также и писать — если не роман, то хотя бы письмо. Но это благодаря устройству нашей образовательной системы. В умении читать нет ничего такого, что обязательно влекло бы за собой умение писать. Я прекрасно знаю это по себе, поскольку читаю на греческом, еврейском, французском, немецком и ещё нескольких языках, но ни на одном из них не могу составить письмо. Я выучился всем этим языкам в магистратуре, так что могу читать в
оригинале древние документы и современные научные исследования. Но я совершенно не
умею писать на этих языках.

Большинство людей Древнего мира не умели читать. А те, кто умел читать, часто не умели писать. И здесь под словом «писать» я подразумеваю, что большинство людей — даже если они способны скопировать слова — не в состоянии составить предложение, не говоря уже о хорошо аргументированном трактате. С другой стороны, те люди, что могли сочинить этический очерк, ученое философское исследование или сложный богословский трактат, были в высшей степени образованы и в той же степени редки. И это в лучшие времена. Весьма, весьма немногие люди могли сделать всё это не на своем родном языке. Не скажу, что один процент населения мог сделать это. Скажу, что на это были способны гораздо
меньше одного процента. Иногда думают, что Палестина в этом отношении составляла исключение, что в Палестине все еврейские мальчики учились читать, чтобы изучать иудейское писание, и поскольку они умели читать, то, возможно, могли и писать. Сверх этого часто утверждается, что в Палестине большинство взрослых были двуязычны или даже трехъязычны, могли читать на еврейском, говорить на местном арамейском и без затруднений общаться на греческом — языке межнационального общения в империи. Однако последние научные изыскания, касающиеся грамотности в Палестине, убедительно показали, что ни одно из этих предположений не является верным. Самое полное, самое тщательное, самое всестороннее и авторитетное исследование грамотности в Палестине времён Римской империи принадлежит Катерине Хежер.

Повторюсь, что при этом гораздо больше людей умели скорее читать, чем писать. Люди, умевшие писать, в основном были священниками. Фактически за всё первое столетие (время Иисуса и Симона Петра) нам точно известны только два автора из Палестины, которые оставили после себя какую-то литературу (т. е. сочинения, отличные от налоговых документов, земельных актов, брачных свидетельств и т. п.): это еврейский историк Иосиф Флавий и человек из Тиверии по имени Иуст. Писания Иосифа сохранились, а вот наследие Иуста до нас не дошло. Оба они принадлежали к высшим слоям общества, и оба были необычайно хорошо образованны. Больше мы не знаем ни одного писателя за всё столетие.

Принадлежал ли Петр к классу Иосифа и Иуста? Нет, даже близко. Изучив все свидетельства, Хежер пришла к заключению, что, по самым оптимистичным подсчётам, в Римской Палестине умели читать около трёх процентов населения, причем большинство из них было сосредоточено в городах и больших селениях. Большинство людей за городской чертой вообще вряд ли хоть раз в жизни видели написанный текст. В небольших селениях и деревнях процент грамотности не превышал одного процента. Кроме того, знающие грамоту почти всегда составляли сливки высшего общества. Учившиеся чтению учились читать на еврейском, но не на греческом.

Что же насчёт греческого образования на родине Петра? Иногда полагают, что поскольку Галилея, являющаяся северной частью Израиля, иногда называлась «Языческой Галилеей», то во времена Иисуса и Петра она была переполнена язычниками. И согласно простой логике, если там было много язычников, то там звучала греческая речь, а если продолжить рассуждение, то по-гречески должен был говорить каждый. Оказывается, это не так. Самое последнее тщательное исследование по галилейским язычникам было произведено американским ученым Марком Ченси. Ченси изучил каждую археологическую находку из Галилеи около I в. н. э., прочитал каждый кусочек текста, который мог иметь хоть какое-то отношение к этому периоду, и пришёл к решительному заключению: язычники в Галилее были почти полностью локализованы в двух городах — Сепфорисе и Тиверии. Вся остальная Галилея была преимущественно иудейской. И
поскольку Галилея по большей части представляла собой сельскую, а не городскую местность, подавляющее большинство иудеев не сообщались с язычниками. Кроме того, греческий не имел широкого распространения, не говоря уже о его бытовом использовании. Иудеи в большинстве своём говорили на арамейском языке и не имели представления о
греческом.

Каким образом все эти сведения противоречат мнению, что Петром написаны Первое и Второе послания или что бы то ни было ещё? Давайте посмотрим. Разве Петр принадлежал к высшему слою образованной элиты Палестины, где лишь и могли быть составлены письма-очерки на греческом? Если не считать упомянутые мною легенды, все сведения о жизни Петра даёт нам Новый Завет. И основное, что нам известно о Петре, это то, что до своего апостольства он был рыбаком из галилейского Капернаума. Соответственно, именно с Капернаума следует начать оценку лингвистических возможностей Петра. Полный набор сведений, известных нам о современном Петру Капернауме, предоставлен американским археологом Джонатаном Ридом. Археологические раскопки не выявили ни одного общественного строения, будь то лавки или складские помещения. Археологические раскопки и исторические источники ясно показывают, что Капернаум представлял собою незначительный с исторической точки зрения городок в сельской местности Галилеи, который ни разу не упоминается ни в одном источнике до Евангелий и почти не упоминается после них. Это было установлено археологами в XIX веке и лишь подтверждалось последующими изысканиями. Во времена Иисуса там могло проживать от шестисот до полутора тысяч человек, т. е. в районе тысячи. Короче говоря, родиной Петра был захолустный еврейский городок, населенный бедняками, не имевшими никакого образования. Говорили все на арамейском. Ничто не указывает, что кто-то говорил по-гречески. Ничто не указывает, что кто-то умел писать. Будучи рыбаком из низшего сословия, Петр начал работать ещё в детстве и никогда не был в школе. Впрочем, школы там тоже, вероятно, не было, а если и была, он либо не посещал её,
либо мог получить в ней только элементарные навыки чтения на еврейском. Но скорее
всего, ничего этого не было и Петр был неграмотным рыбаком. По всей видимости, рынок, где приобретались продукты и хозяйственные товары, находился на немощёной открытой площадке под тентами и в палатках. Поселение находится в стороне от главных международных торговых путей. Римские дороги появляются здесь лишь спустя сотню лет после жизни Петра. Нет никаких следов языческого или нееврейского присутствия. Никакие постройки не имели никаких
надписей. Рид с уверенностью заключает, что население Капернаума было «преимущественно неграмотным». Археологам не удалось обнаружить ничего, что хоть как то указывало бы на наличие здесь в первом столетии элиты общества (т. е. оштукатуренных поверхностей, декоративных росписей, мрамора, мозаики, черепицы). Дома были грубо сложены из камня, пустоты заполнялись глиной или грязью; крыши были, по всей видимости, соломенными.

Итак, разве возможно, чтобы Петр написал новозаветные послания? Мы видели веские причины полагать, что он не писал 2 Пет, и некоторые причины считать, что он не писал 1 Пет. Но в высшей степени вероятно, что на самом деле он вообще не умел писать. Следует напомнить, что Первое послание написано высокообразованным грекоязычным
христианином, близко знакомым с Септуагинтой — иудейским Священным Писанием в греческом переводе. Это не Петр.

Теоретически возможно, конечно, что после воскресения Иисуса Петр решил пойти в школу. Согласно этому воображаемому сценарию (чтоб не сказать — нереальному), он выучил алфавит, научился складывать слоги и затем слова, научился читать и потом научился писать. Потом он пошёл в греческую школу, освоил греческий и начал запоминать наизусть большие куски из Септуагинты, после чего прошёл курс греческой литературной композиции и научился составлять сложные и риторически эффектные предложения. Потом, к концу жизни, он написал Первое послание. Разве это правдоподобный сценарий? Не говоря о том, что нам неизвестно о взрослых образовательных заведениях в античности — нет сведений, чтобы они существовали, — наиболее разумные люди, как мне кажется, скорее предположат, что после того, как Петр уверовал в воскресение Иисуса, у него появились другие мысли и другие дела. Скорее всего, он ни на секунду не задумывался о том, как бы ему стать изощренным греческим писателем.

Работы на которые в этой главе ссылается Барт:

William Harris, Ancient Literacy (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989).

Среди многих прекрасных работ по древним системам образования особенно хочется выделить эту: Raffaella Cribbiore, Gymnastics of the Mind: Greek Education in Hellenistic and Roman Egypt (Princeton, NJ: Princeton University Press, 2001).

Catherine Hezser, Literacy in Roman Palestine (Tübingen: Mohr Siebeck, 2001)

Mark Chancey, The Myth of a Gentile Galilee (Cambridge: Cambridge University Press, 2002); см. также его ещё более новое
исследование Greco-Roman Culture and the Galilee of Jesus (Cambridge: Cambridge University Press, 2005).

Jonathan Reed, Archaeology and the Galilean Jesus (Harrisburg, PA: Trinity Press International, 2000), 140–69


Думается мне в этой небольшой главе из книги Барта достаточно приведено фактов, которые плохо согласуются с информацией из "Большого библейского словаря". Конечно, я предвижу возможную реакцию некоторых в виде отрицательного отношения к Барту, но отменить приведенные им сухие факты она не в силах.

_________________
"Смерти нет. Есть лишь черные космоса дыры"


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн фев 03, 2020 5:57 am 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 25, 2005 3:00 am
Сообщения: 16755
Благодарил (а): 371 раз.
Поблагодарили: 3067 раз.
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Надо просто признать, что в науке нет однозначности по этому вопросу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн июн 15, 2020 4:54 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Цитата:
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Чем занимался Иисус все это время? Учился. И учился очень активно, в соответствии с еврейскими стандартами того времени.
Образование ценилось очень и очень высоко в Израиле, о чем упоминал Иосиф Флавий. Считается, что обучение Писанию (Письменной Торе) должно было начинаться в пять лет, Устной Торе (преданию мудрецов-фарисеев) - в десять, в тринадцать совершалась процедура совершеннолетия (бар мицва, «сын заповеди»).

При синагогах было два вида школ: начальная - бейт сефер и высшая - бейт мидраш (дом мудрости), в которых дети и взрослые изучали Письменную и Устную Тору.
Обучение начиналось с Книги Левит. Формальное образование в бейт сефере заканчивалось в двенадцать лет, и мальчик шел помогать отцу в работе. Более одаренные ученики, желавшие того, продолжали обучение в бейт мидраше вместе со взрослыми, которые учились в свободное время.
Небольшое количество самых одаренных учеников бейт мидраша оставляли свои дома и жили (часто Путешествовали) вместе с известными мудрецами, поддерживаемые материально и духовно своими семьями. Бейт мидраш считался более священным и важным, чем синагога, так как иудаизм ценит образование и богослужение одинаково: для него изучение Торы было одной из высших форм поклонения Богу. Так как свитки Торы были очень дороги (при этом многие люди имели в своих домах многочисленные части или целые книги канона), то Писание заучивали наизусть. В учебных группах один учитель, как правило, должен был заниматься с двадцатью пятью учениками (выражение «сидеть у ног раввина» обозначало процесс обучения). Заучивалось Писание вслух и существовало выражение «чириканье детей», обозначавшее слышимый из синагоги звук заучиваемых отрывков из священных книг. То же делали и взрослые.
Раввины говорили, что «если [ученик] изучает Тору и не повторяет ее снова и снова, он подобен человеку, который сеет и не жнет». Существовало много методов, облегчающих запоминание, особенно еврейского алфавита для детей. В начальной школе учились семь дней, в субботу только повторяли и запоминали пройденное на неделе.
Часто студенты заучивали Писание, ходя вдоль дорог. Обучение включало заучивание комментариев к Торе и методов ее трактовки. Поэтотму Иисус в юности занимался именно этим: запоминанием Письменной и Устной Торы. Поэтому он говорил в Галилее и Иудее на одном с евреями языке - языке выученного наизусть Священного Писания (Танаха) [123], [70, с. 294].

(Максим Белоусенко- "Иисус из Назарета: еврейский Мессия")

123* Bivin D. 01-Jan-2004 Jesus’ Education. http://www.jerusalemper-spective.org/de ... cleID=1453.

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн июн 15, 2020 11:29 am 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вс фев 22, 2015 12:00 am
Сообщения: 8931
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 722 раз.
Вера: Внеконфессиональное христианство
Кредо: иудео-христианский взгляд
Пол: Муж
Это весьма странная версия по "занятости" Иисуса в детстве :shock: ... В Евангелии говорится,что учителя удивлялись знаниям Иисуса, хотя он НЕ учился!

_________________
С ув.,мипо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн июн 15, 2020 5:19 pm 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 25, 2005 3:00 am
Сообщения: 16755
Благодарил (а): 371 раз.
Поблагодарили: 3067 раз.
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Есть евангелие детства от Фомы, там все рассказано, чем мальчик занимался.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пн июн 15, 2020 9:53 pm 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Vlad Sokolov писал(а):
Есть евангелие детства от Фомы, там все рассказано, чем мальчик занимался.


Можешь оттуда черпать информацию, если больше негде. Меня больше занимают мнения специалистов по библеистике и еврейской истории, как например Дэвид Бивин,на которого ссылается в своей книге Белоусенко...
Чуть позже здесь выложу статьи Тантлевского и того же Бивина про Галилею времен Иисуса, где показано, что район этот вовсе не был таким забитым, отсталым, с темным и неграмотным населением, в сравнении с Иудеей, как привыкли считать многие...

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 10:43 am 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вс фев 22, 2015 12:00 am
Сообщения: 8931
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 722 раз.
Вера: Внеконфессиональное христианство
Кредо: иудео-христианский взгляд
Пол: Муж
Видимо, писатель Белоусенко никогда не читал то о чём берётся рассуждать -тексты НЗ.

_________________
С ув.,мипо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 12:37 pm 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн июл 25, 2005 3:00 am
Сообщения: 16755
Благодарил (а): 371 раз.
Поблагодарили: 3067 раз.
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Да это мировой сионизм толкает большие гранты для написания таких статей.
Мы то знаем, что апостолы были люди малограмотные.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 1:37 pm 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июл 17, 2014 11:44 am
Сообщения: 6054
Откуда: UA
Благодарил (а): 1184 раз.
Поблагодарили: 1657 раз.
Кредо: be happy
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Vlad Sokolov писал(а):
Да это мировой сионизм толкает большие гранты для написания таких статей.
Мы то знаем, что апостолы были люди малограмотные.

Согласен! Попытка коверкания истории, в свойственной евреям манере, а-ля "Соломон известен до краев земли", и "избранный народ на вершине".

Если допустить, что образование было на высоком уровне, то им должны были бы быть порождены личности, стоящие в одном ряду с Аристотилем, Архимедом, Гиппократом и пр. Имена не назовете, евреев, достойных занять место рядом с ними, а то я подзабыл?))

Шо они известны, как пастухи овец, виноградари и рыбаки необразованные - это помню. А вот в астрономии, физике, математике, химии и даже живописи - даже на поверхность в древности не всплывали, не говоря уж о значимости.

_________________
Дмитрий Решетняк, Мариуполь

Меня спасти... старик, иди же с миром;
Но проклят будь, кто за тобой пойдет! © Пушкин А.С.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 5:16 pm 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Цитата:
Видимо, писатель Белоусенко никогда не читал то о чём берётся рассуждать -тексты НЗ.


Видимо Мипо не читал книги Белоусенко, и по советской традиции, известной со времен травли Пастернака, не читая, осудил...

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 5:19 pm 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Vlad Sokolov писал(а):
Да это мировой сионизм толкает большие гранты для написания таких статей.
Мы то знаем, что апостолы были люди малограмотные.

Никто не говорит, что они были интеллектуалами, просто некоторые утверждают, что они вообще не знали грамоты, а вот это уже вопрос спорный...

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 5:25 pm 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Цитата:
Шо они известны, как пастухи овец, виноградари и рыбаки необразованные - это помню. А вот в астрономии, физике, математике, химии и даже живописи - даже на поверхность в древности не всплывали, не говоря уж о значимости.


Цитата:
Хотя евреи античного и римского времени многим кажутся слаборазвитым народом, но вряд ли это справедливо. Обширное строительство, например которые вёл Ирод Великий, возводивший крепости, искусственные гавани и т. д., указывают на то, что в Иудее были инженеры и мастера.

Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D1%80% ... 0%B5%D0%B5

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D1%80% ... 0%B5%D0%B5

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт июн 16, 2020 10:28 pm 
Не в сети
Аксакал

Зарегистрирован: Вс фев 22, 2015 12:00 am
Сообщения: 8931
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 722 раз.
Вера: Внеконфессиональное христианство
Кредо: иудео-христианский взгляд
Пол: Муж
Ginger писал(а):
Цитата:
Видимо, писатель Белоусенко никогда не читал то о чём берётся рассуждать -тексты НЗ.
Видимо Мипо не читал книги Белоусенко, и по советской традиции, известной со времен травли Пастернака, не читая, осудил...
Видимо Вы забываете то,что цитируете здесь :) : "Поэтотму Иисус в юности занимался именно этим: запоминанием Письменной и Устной Торы. Поэтому он говорил в Галилее и Иудее на одном с евреями языке - языке выученного наизусть Священного Писания (Танаха) [123], [70, с. 294].
(Максим Белоусенко- "Иисус из Назарета: еврейский Мессия")"...

Так что -читал Белоусенко "НЗ", если говорит такую чушь? :prankster:

_________________
С ув.,мипо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB