А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
(Матф.5:32)
*** w03 1/3 с. 30 Единственная библейски обоснованная причина для развода ***
Единственная библейски обоснованная причина для развода
В Нагорной проповеди Иисус Христос отметил: «Кроме того, сказано: „Кто разводится с женой, пусть даст ей свидетельство о разводе“. Но я говорю вам, что всякий, кто разводится с женой не из-за блуда, подаёт ей повод к прелюбодеянию, и кто женится на разведённой, прелюбодействует» (Матфея 5:31, 32). Также, объяснив фарисеям, что разрешение разводиться с женами, которое дал Моисей, не было предусмотрено «с самого начала», Иисус сказал: «Я же говорю вам: кто разводится со своей женой не по причине блуда и женится на другой, тот прелюбодействует» (Матфея 19:8, 9). Сегодня слова «блудники» и «прелюбодеи», как правило, имеют разные значения. Под «блудниками» подразумеваются не состоящие в браке люди, которые добровольно вступают в половые отношения с лицами противоположного пола. «Прелюбодеи» — это женатые люди, которые добровольно вступают в половые отношения с тем, с кем они не состоят в законном браке. Однако, слово «блуд» — это перевод греческого слова порни́а, которое подразумевает любые недозволенные половые отношения вне брака, соответствующего требованиям Писания. Следовательно, слова Иисуса Христа из Матфея 5:32 и 19:9 показывают, что единственное основание для развода, которое на самом деле может разрушить брачные узы,— это порни́а, совершенная одним из супругов. В этом случае христианин, если он хочет, в праве подать на развод и вступить в новый брак с соверующим (1 Коринфянам 7:39).
Данную тему непросто изложить кратко и емко, тем более, что цена вопроса довольно высока для семей, где хотя бы один из супругов пытается жить по христианским нормам, но я попытаюсь.
Однобокое и категоричное освещение данной проблемы, на основе одной цитаты Иисуса вырванной из контекста может действительно создать впечатление, которое мы читаем выше в изложении Сторожевой Башни, где супруг якобы не имеет библейски обоснованных причин для развода и повторного вступления в новый брак, если не имело место супружеская измена.
В итоге в ряде семей,где один из супругов систематически подвергается побоям,оскорбления,унижениям, где супруг(а) уклоняется от материального обеспечения и заботе о семье, страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией,а ни в чем не повинная, страдающая сторона ограничена нелепым запретом, и вынуждена жить с недостойным человеком, единственное достоинство которого заключается в том, что он(она) не изменяет или же измену невозможно доказать без наличия двух или трех свидетелей, что разумеется в большинстве случаев просто не является технически возможным.
Если же такой человек уйдет от виновной стороны в раздельное жительство, то он не имеет права вступить в новый брак до той поры, пока не состоится очевидное и доказанное прелюбодеяние или смерть другого супруга.
Обратимся к библейскому тексту, действительно ли он содержит такой категорический запрет если его рассмотреть более тщательно?
При рассмотрении параллельного текста в Мф 19:3-9 можем обратить внимание, что видимо вопрос этот Иисусом обсуждался неоднократно, в данном случае он отвечал на прямой вопрос фарисеев «позволительно ли человеку разводится со своей женой»?
Вопрос этот звучит странно из уст фарисеев, если его воспринимать в общем смысле, поскольку Тора разрешала развод иудеям в некоторых особых случаях, как это можно читать во Втор 24:1-4,где оригинальный еврейский текст действительно упоминает половую распущенность (найдет в ней нечто «противное») женщины как причину для развода с ней мужа, а также разводу мог способствовать отказ мужа содержать материально свою жену и жить с ней половой жизнью(Исх 21:10,11).
Следовательно, вопрос законников касался не общего положения известного всем иудеям, но каких-то существенных и спорных деталей, каких же?
Из истории иудаизма известно, что два наиболее влиятельных его течения в I веке толковали место из книги Второзакония 24:1 диаметрально противоположно.
Так либеральное крыло иудаизма в виде последователей Гиллеля считало, что развод возможен по любой причине, которая кажется серьезной для мужчины. В результате поводом для развода могло стать пересоленное кушанье или изменившаяся не к лучшему внешность супруги, поводом даже становилось то, что он нашел себе девицу моложе и красивее. Последователи Шаммая наоборот, считали невозможным разводится и считали, что заповедь Торы нужно читать буквально, развод допустим только по причине блуда.
Таким образом, вопрос фарисеев касался толкования Торы в законе о разводе, но выражен он кратко с учетом знания проблемы обеими сторонами.
Так, например, когда о хроническом алкоголике спрашивают, не думает ли он бросить пить, то всем из контекста становится понятно, что речь идет не об отказе питья воды, лимонада или кофе.
Всем понятно, что спрашивают о спиртном, так и в речах Иисуса он обсуждает проблему не допустимости развода вообще, а именно развода по любым, даже мелко-бытовым причинам, то о чем шли споры в среде толкователей Торы.
Следовательно, Иисус не запрещает любой развод, кроме вызванного супружеской изменой, а говорит о разводах по надуманным и несущественным причинами, которыми часто стали злоупотреблять иудеи- современники Иисуса.
Также при чтении контекста слов Иисуса в Нагорной проповеди, не стоит упускать из виду, что в ней содержится ряд гипербол, коими он так щедро пользовался в поучениях, и которые очевидно невозможно воспринимать как прямые буквальные указания к исполнению.
Так, например, в той же проповеди Христос учил, что всякий только посмотревший на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею в сердце своем, но никто ведь не станет подобный взгляд рассматривать как причину для развода и тем более для побития камнями прелюбодея, которое подразумевалось, как наказание согласно Торе.
Никто, будучи в здравом уме не станет при искушении отсекать себе руку, вырывать глаз, также не будет буквально подставлять ударившему по щеке обидчику другую щеку. Также довольно странным и неадекватным нарушению будет наказание геенной огненной за всякое дурное слово, сказанное в адрес (возможно просто в гневе) своего ближнего. Большинство понимая, что здесь имеют место гиперболы, слова Иисуса из той же проповеди о прелюбодеянии и разводе уже почему-то понимают их как прямой запрет или приказ.
Слова Иисуса здесь скорее также содержат гиперболу, согласно которой всякий разводившийся с женой по пустяковой причине давал ей повод прелюбодействовать, если она даже имея на руках разводное письмо формально вступала в новый законный брак.
Если брать примеры уже из христианской жизни в НЗ,то примечателен пример Ионанны,жены Хузы-домоправителя при правителе Ироде Антипе ,женщины ходившей с Иисусом, которая будучи одной из первых его учениц засвидетельствовала воскресение Христа (Луки 8:3;23:55-24:10).
Ряд библейских исследователей отмечают, что сестра Юния,жена Адронника из Рим 16:7, это именно та самая Иоанна (Юния - римский эквивалент ее еврейского имени),но живущая уже с новым мужем в Риме, которым и передает привет Павел.
Причем она повторно в браке не как вдова Хузии,а именно как разведенная.
Подробнее о ней можно прочитать здесь:
http://www.hristadelfiane.org/books/maria/19-1.htmviewtopic.php?f=1&t=9092&hilit=%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9&start=105