Текущее время: Пт апр 19, 2024 8:55 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт май 13, 2016 10:28 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Один из самых загадочных и дискуссионных текстов еврейской части Библии.
С одной стороны христианами он безоговорочно всеми трактуется как пророчество исполнившееся на Иисусе Христе,с другой традиционным иудаизмом Иисуса в этой роли не приемлющего преподносится как аллегорическое описание испытаний и лишений Израиля как народа в целом.
При этом как аргумент приводится контекст предыдущих глав Исаии,где Бог именует Иакова своим Рабом и свидетелем на суде между ним,языческими народами и их ложными богами (Ис 41:8;49:3;43:10).
Есть также такая версия,что Исаия описывая страдающего Мессию имел в виду своего современника Помазанника царя Езекию.
Однако читая саму 53-ю главу никак не покидает ощущение,что там все же речь идет о некоей отдельной персоне,уж никак не вяжется к Израилю слова про захоронение у богатого,именование праведником,жертвой за грех Израиля и ходатаем за преступников.Получается вроде сам себя искупил,оправдал и пострадал за себя любимого,что несколько подрывает возвышенный смысл самой жертвы,поскольку если преступник пострадал за свое преступление,то какая же это жертва,это скорее справедливое возмездие.
в Межзаветный период и позднее многие раввины и талмуд в то числе рассматривали этот текст именно как мессианский,а парадокс мессии победителя и страдальца в одном лице пытались примирить теорией о двух мессиях,один из которых будет царем победителем,а другой жертвой.

Интересной в связи с этой темой мне показалась мысль в Большом библейском словаре:

Исследование знаменитых песен о Рабе в Ис. 52:13 — 53:12 показывает, что в них присутствует несколько отсылок на отрывки, идущие ранее, в особенности в Ис. 1 — 6. Раб, Который изъязвлен и мучим (Ис. 53:4-5), принимает на Себя то же наказание, что и весь народ в Ис. 1:5-6 (см. тж. Ис. 52:13 и Ис. 2:12; 6:1).

То есть речь идет о некоем рабе,который берет на себя язвы и болезни Израиля,тем искупая его от них.
Образ такой заместительной жертвы основан на ближневосточной традиции,которую подробно описывают библеисты Джон Х. Уолтон, Виктор Х. Мэтьюз, Марк У. Чавалес в своем труде "Библейский Культурно-Исторический Комментарий. Часть 1. Ветхий Завет.":

52:13 - 53:12 Страждущий Раб

52:14. Обезображенный царь. Во время вавилонского праздника «Акиту» (Новый год), царю полагалось «взять за руку Вита» (Мардука) и заявить о своей невиновности. На пятый день праздника, который продолжался одиннадцать дней, царь представал перед верховным жрецом, который отнимал у него царские регалии (булаву и скипетр) и бил его по щекам.
Затем верховный жрец хватал царя за уши и насильно заставлял его склониться до земли перед Мэрдуком,после чего объявлял о его невиновности.

53:4—10. Заместительные ритуалы на древнем Ближнем Востоке. Эти ритуалы в Ассирии совершались в тех случаях, когда дурные предзнаменования (особенно затмения солнца) указывали, что жизни царя угрожает опасность. Этот обычай известен, в основном, со времени правления Асархаддона (VII в. до н. э.), но до этого он практиковался на протяжении более тысячи чет. В основе этого ритуала лежит представление о том, что зло можно перенести с одной личности на другую. Когда приближался опасный период, царя заменяли другим человеком, на которого должно было обрушиться зло.
В ряде случаев выбирали человека, который не представлял для общества большой ценности, иногда даже неполноценного физически или психически. Потом его возвышали до этого высокого положения, на период до ста дней, но чаще на меньший срок В этот период настоящий царь находился в изоляции (фактически в изгнании) и совершал многочисленные обряды очищения. Между тем, лицо, его замещавшее, должно было играть роль царя и восседать на престоле. Его изображали как пастыря (обычный титул месопотамских царей), но все понимали, что он был лишь агнцем, отданным на заклание.
По окончании этого периода человека, замещавшего царя, умерщвляли, дабы исполнилась воля богов.
Дурные предзнаменования позволяли полагать, что именно воля богов сокрушила его. Как засвидетельствовано в одном тексте, он умер, чтобы спасти царя и наследного принца. Ему устраивали пышные похороны, жертвоприношения, а также совершались ритуалы изгнания бесов (в том числе омовения и окропления), чтобы все дурные предзнаменования утратили силу, а дни царя продолжились.

53:4. Исцеление от болезней. В угаритском мифе о борьбе Ваала и Мота есть история о Рапиумах (рефаимах) (спасителях или целителях), которые, силой Ваала, воскресили из мертвых. Считалось, что эти почитаемые предки помогали живым. Они исцеляли смертных от болезней, помогали им в деторождении и защищали от социальных бедствий. Рапиумы, однако, не брали на себя «немощей» смертных.

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB