|
Аксакал |
|
Зарегистрирован: Чт июл 17, 2014 11:44 am Сообщения: 6054 Откуда: UA Благодарил (а): 1184 раз. Поблагодарили: 1657 раз.
Кредо: be happy
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
|
Интересный труд нашел. ДЕСТРУКТИВНЫЕ КУЛЬТЫ И ТОТАЛИТАРНЫЕ СЕКТЫ КАК ИСТОЧНИК РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА (Абдулганеев Ренат Рафаилович, кандидат юридических наук) Скачать PDF можно ЗДЕСЬ
Текст статьи
Религиозная картина современного мира представляет собой сложное и многоликое явление с наличием большого количества религиозных течений, оккультных практик и мистических учений. Многие из ныне жи-вущих людей воспринимают религию как неотъемлемую и необходимую, выдержав-шую проверку временем, составляющую их жизни, как часть себя1, другие, напротив, считают, что религия как таковая – это пере-живший свое время историзм, не имеющий под собой никакой научной и логической ос-новы. Исходной посылкой большинства дис-куссий по этому поводу, как отмечает Ю. Хабермас, является стремление выбрать между двумя моделями – светской и религи-озной, где сама религия может быть либо по-лулегальной сферой частной жизни отдель-ных граждан, либо официальным институ-том, затрагивающим почти все стороны об-щественной жизни2. В современном российском обществе на-ряду с общепринятыми религиозными уче-ниями параллельно существуют и активно развиваются разного рода деструктивные культы и тоталитарные секты. Еще в 2002 г. Патриарх РПЦ Алексий II указал на нарас-тающую угрозу, исходящую от такого рода организаций. По словам Патриарха, «в России активно действуют старые гностические культы и возникают так называемые «новые религиозные движения», которые подвергают пересмотру всю систему религиозных ценностей, пытаются найти мировоззренческую ос-нову в реформированных восточных религи-ях, а подчас обращаются к оккультизму и колдовству». Эти движения, секты и культы «целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в кон-фликт с общественными институтами»3. По данным специалистов, примерное ко-личество последователей религиозных сект в России составляет от 3 до 5 миллионов че-ловек, из них 500 тысяч человек – в возрасте от 18 до 25 лет4. Ориентировочно около 500–900 тысяч человек являются представителями дест-руктивных религиозных объединений5. Хотя, как справедливо отмечает А.Л. Дворкин, уста-новить точное количество сект и их адептов вряд ли кому-либо под силу. Невозможно даже упомянуть их все или дать сколь-нибудь исчер-пывающий список6. Таким образом, проблема популяризации деструктивных культов и тоталитарных сект на территории Российской Федерации как источ-ника распространения религиозного экстре-мизма более чем велика. В связи с этим акту-альной представляется позиция П. Концена, состоящая в том, что большинство современ-ных явлений такого рода активно компилиру-ют из различных тезисов бессмысленные ми-ровоззрения, которые служат защитой от стра-ха жизни и ненависти, превращают радость обета в универсум страха7 и, тем самым, фор-мируют благоприятную почву для культивиро-вания религиозной экстремистской идеологии. Стремление большинства деструктивных религиозных объединений занять свою нишу в духовном сознании общества, попытки лега-лизовать свою деятельность на территории страны и привлечь к ней как можно больше новых последователей неизбежно приводят к определенной социальной напряженности и формированию на этой основе конфликтов, часто принимающих религиозный окрас. По этому поводу Ю.В. Ахромеева счита-ет, что любая секта или деструктивный культ – это не только особая социальная группа, но и субкультура, очень часто выступающая и как контркультура. Теми и другими на первом эта-пе движет протест против существующей сис-темы ценностей и миропорядка. Они выступа-ют в роли радикальных противников сущест-вующей религиозной традиции и официальных церквей8. Аналогичную позицию высказывает и Э. Трёльч. По его мнению, тоталитарным сектам и деструктивным культам присущ при-оритет внутригрупповых отношений и ценно-стей перед государственными и общественны-ми9, в результате чего деструктивные религи-озные объединения стремятся получить столь желаемые рычаги давления как на светскую, так и на духовную власть, реализовать воз-можность манипулятивного воздействия на массы с целью пропаганды собственных край-них идеологических воззрений, нередко прибе-гая при этом к агрессии и жестокости. Причем применение данных методов зачастую возво-дится идеологическими догмами в ранг «доз-воленного Богом». Наиболее ярким примером этому является секта «восточного»10 направле-ния «Аум Синрикё», которая, по утверждению Б. Тхамма, проповедует апокалипсическую силу – силу, которая понимается как очищение и обновление человечества только с помощью тотального или почти тотального разрушения планеты11. В результате чего идеология, в основе ко-торой лежит превосходство одних религиоз-ных взглядов над остальными, стремление к безграничному контролю над всеми аспекта-ми жизни социума, активно закладывается в сознании ее последователей и в дальнейшем выступает средством достижения целей дест-руктивных религиозных объединений. К тому же, «в отличие от традиционных религий, при-общение к новым религиозным движениям и культам происходит не постепенно, эволю-ционно, а внезапно, сопровождаясь резким из-менением взглядов, поведения, отношения к окружающему социуму. В настоящее время, по утверждениям специалистов, деятельность деструктивных религиозных объединений представляет высо-кую опасность для всего российского общест-ва, так как характеризуется склонностью ее приверженцев к экстремизму и даже к терро-ризму12. К тому же, об опасности, исходящей от такого рода явлений, указывают данные, приводимые Д. Ричи о сроках реабилитации лиц, вышедших из-под влияния тоталитарных сект и деструктивных культов. Так, для полно-го восстановления покинувшему кришнаизм необходимо в среднем 11 месяцев, отказавше-муся от мунизма требуется 16 месяцев, а быв-шему сайентологу для этого нужно около 25,5 месяцев13. Таким образом, мы полагаем, что дест-руктивные религиозные объединения (тотали-тарные секты и деструктивные культы) пред-ставляется возможным рассматривать как ис-точник распространения религиозного экстре-мизма по двум ключевым основаниям: I. По признаку внешней деструктивности. Данное основание характеризует идеологиче-ское отношение деструктивных культов и то-талитарных сект, сформировавшееся на основе насаждения крайнего религиозного мировоз-зрения и реализации религиозной экстремист-ской идеологии, к социальным структурам, культуре, традициям и обычаям, а также к са-мой системе общественного порядка и обще-принятым правовым, социальным и религиоз-ным нормам. Это находит свое негативное от-ражение в следующих социально-теологичес-ких аспектах: 1. Полное отрицание и негативное отно-шение к общепринятой системе социальных ценностей. Общество признается заблудшим, а его идеалы греховными. 2. Пропаганда идеологии непринятия норм существующего общественного порядка путем призыва к отказу от соблюдения мир-ских запретов и стремлению только к бес-прекословному подчинению идеологическим догмам деструктивного религиозного объе-динения. 3. Враждебное отношение к традицион-ным религиозным конфессиям и их представи-телям, что выражается в отказе от политики толерантности к иным религиозным учениям и стремлении к противостоянию с ними. 4. Отказ от принятия и соблюдения пра-вовых норм государства. Формирование собст-венного правового пространства, основанного только на теологических представлениях и ду-ховных канонах. 5. Противопоставление деструктивного религиозного объединения существующим институтам государственной власти путем не-признания их легитимности и призывом своих последователей к невыполнению их требова-ний. 6. Распространение идеологии неприми-римой борьбы со всякого рода инакомыслием и посягательством на истинность учения дест-руктивного религиозного объединения. Приведенный перечень также считаем не-обходимым дополнить элементами, характер-ными для деструктивных религиозных объе-динений, выделенными американским психо-логом Р. Лифтоном14: 1. Требование чистоты – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Группа, к которой принадлежит адепт, – «хорошая» и «чистая», все остальное – «плохое» и «грязное». 2. Объявление догмы своей группы абсо-лютной, полной и вечной истиной. Любая ин-формация, которая противоречит этой абсо-лютной истине, считается ложной. 3. Разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и существова-ние, остальные – нет. 4. Контроль окружающей обстановки (среды) – жесткое структурирование окруже-ния, в котором общение подвергнуто регули-рованию, а допуск к информации строго кон-тролируется. 5. Религиозная доктрина провозглашается выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. На наш взгляд, приведенные основания раскрывают внешнюю сторону проявления идеологических догм деструктивных религи-озных объединений, указывая на то, что идео-логия религиозного экстремизма не только влияет на формирование их собственных дог-матических представлений, но и выступает одним из факторов, способствующих активно-му осуществлению их деятельности. II. По признаку внутренней деструктив-ности. Данное основание раскрывает разру-шительное влияние идеологии религиозного экстремизма по отношению к духовному, пси-хическому и физическому состоянию личности адепта деструктивного религиозного объеди-нения. К таковым, на наш взгляд, можно отне-сти следующее: 1. Воздействие на этическую составляю-щую личности адепта с целью ее подавления и полного подчинения его воли целям деструк-тивного религиозного объединения. 2. Преодоление нравственных и духов-ных барьеров, что способствует устранению самой основы бесконфликтного сосуществова-ния в обществе. 3. Поощрение разрыва всяческих связей с ближайшим социальным окружением (род-ными, близкими, друзьями), что увеличивает подверженность личности внушению и, тем самым, устраняет основу для самостоятельного и критического мышления. 4. Пропаганда аскетичного образа жизни, с постоянными и длительными постами, де-привациями сна и многочасовыми молениями. Таким образом, духовное здоровье адепта ста-вится выше здоровья физического. 5. Обособление от жизни остального со-циума, что выражается в отказе от всякого ро-да посторонней помощи, в том числе и меди-цинской. Жизнь и смерть зависит только от «воли Божьей», и никакое человеческое вме-шательство здесь не приемлемо15. 6. Повсеместное распространение среди адептов так называемого «культа исповеди» – требование непрерывной исповеди и интим-ных признаний для уничтожения границ лич-ности и поддержания чувства вины Таким образом, из приведенного перечня оснований мы можем увидеть, что деструктив-ные культы и тоталитарные секты в процессе осуществления своей деятельности являются одними из источников распространения рели-гиозного экстремизма в современном мире и всем своим естеством способствуют ее фор-мированию, а их деятельность в большей части сопряжена с реализацией радикальной религи-озной идеологии путем признания истинной, четко определенной, крайне религиозной идеи, пропагандой категорического непринятия ре-лигиозных, социальных, нравственных, поли-тических и иных воззрений, идущих в разрез с провозглашенной единственно верной рели-гиозной доктриной деструктивного религиоз-ного объединения. В этой связи актуальной представляется позиция Н.Ф. Дика, в соответствии с которой почти все тоталитарные секты и деструктив-ные культы имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб17. Это и не странно, ведь идеология деструк-тивных культов и тоталитарных сект изна-чально формируется в духе религиозного экс-тремизма, так как только в данных условиях существует возможность на довольно продол-жительный период времени оказывать воздействие как на личность адепта, так и на окру-жающий социум. Причем временной проме-жуток может быть равен нескольким годам и даже десятилетиям, как в случае с «Церко-вью Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) или с сектой «свидетели Иеговы», которая уже не одно десятилетие осуществ-ляет свою деятельность на территории нашей страны. По этому поводу А.А. Гарин и А.В. Ива-нов отмечают, что идеи религиозного этиче-ского содержания в сочетании с ограничением питания, депривацией сна, регулярным выпол-нением специфических физических упражне-ний в одних случаях способствуют развитию острого душевно-психологического состояние с аффектом экстаза, многоречивостью, перио-дами психомоторного возбуждения, а в других случаях – возникновению чувства путанности мыслей с чувством агрессивной напряженно-сти в отношении к «иноверцам»18. Таким образом, крайности в теологиче-ских воззрениях, положенные в качестве идео-логической основы деструктивных религиоз-ных объединений и помноженные на религи-озную безграмотность большей части населе-ния, являются одними из составляющих роста их популярности, где население часто и не по-дозревает о заключенной в них опасности
Неплохо бы эту статью изучить тем, кто до сих пор считает, что СИ ни разу не экстремисты и не являются деструктивным культом! Ниже 2 ключевых основания экстремизма.I. По признаку внешней деструктивности. Данное основание характеризует идеологиче-ское отношение деструктивных культов и то-талитарных сект, сформировавшееся на основе насаждения крайнего религиозного мировоз-зрения и реализации религиозной экстремист-ской идеологии, к социальным структурам, культуре, традициям и обычаям, а также к са-мой системе общественного порядка и обще-принятым правовым, социальным и религиоз-ным нормам. Это находит свое негативное от-ражение в следующих социально-теологичес-ких аспектах: Цитата: 1. Полное отрицание и негативное отно-шение к общепринятой системе социальных ценностей. Общество признается заблудшим, а его идеалы греховными. 2. Пропаганда идеологии непринятия норм существующего общественного порядка путем призыва к отказу от соблюдения мир-ских запретов и стремлению только к бес-прекословному подчинению идеологическим догмам деструктивного религиозного объе-динения. 3. Враждебное отношение к традицион-ным религиозным конфессиям и их представи-телям, что выражается в отказе от политики толерантности к иным религиозным учениям и стремлении к противостоянию с ними. 4. Отказ от принятия и соблюдения пра-вовых норм государства. Формирование собст-венного правового пространства, основанного только на теологических представлениях и ду-ховных канонах. 5. Противопоставление деструктивного религиозного объединения существующим институтам государственной власти путем не-признания их легитимности и призывом своих последователей к невыполнению их требова-ний. 6. Распространение идеологии неприми-римой борьбы со всякого рода инакомыслием и посягательством на истинность учения дест-руктивного религиозного объединения. Приведенный перечень также считаем не-обходимым дополнить элементами, характер-ными для деструктивных религиозных объе-динений, выделенными американским психо-логом Р. Лифтоном Цитата: 1. Требование чистоты – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Группа, к которой принадлежит адепт, – «хорошая» и «чистая», все остальное – «плохое» и «грязное». 2. Объявление догмы своей группы абсо-лютной, полной и вечной истиной. Любая ин-формация, которая противоречит этой абсо-лютной истине, считается ложной. 3. Разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и существова-ние, остальные – нет. 4. Контроль окружающей обстановки (среды) – жесткое структурирование окруже-ния, в котором общение подвергнуто регули-рованию, а допуск к информации строго кон-тролируется. 5. Религиозная доктрина провозглашается выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. II. По признаку внутренней деструктивности. Данное основание раскрывает разру-шительное влияние идеологии религиозного экстремизма по отношению к духовному, пси-хическому и физическому состоянию личности адепта деструктивного религиозного объеди-нения. К таковым, на наш взгляд, можно отне-сти следующее: Цитата: 1. Воздействие на этическую составляю-щую личности адепта с целью ее подавления и полного подчинения его воли целям деструк-тивного религиозного объединения. 2. Преодоление нравственных и духов-ных барьеров, что способствует устранению самой основы бесконфликтного сосуществова-ния в обществе. 3. Поощрение разрыва всяческих связей с ближайшим социальным окружением (род-ными, близкими, друзьями), что увеличивает подверженность личности внушению и, тем самым, устраняет основу для самостоятельного и критического мышления. 4. Пропаганда аскетичного образа жизни, с постоянными и длительными постами, де-привациями сна и многочасовыми молениями. Таким образом, духовное здоровье адепта ста-вится выше здоровья физического. 5. Обособление от жизни остального со-циума, что выражается в отказе от всякого ро-да посторонней помощи, в том числе и меди-цинской. Жизнь и смерть зависит только от «воли Божьей», и никакое человеческое вме-шательство здесь не приемлемо ( в сноске "Наиболее радикальны в данном вопросе представители сек-ты «свидетели Иеговы», которые отказываются от медицинской по-мощи (при переливании крови, пересадке внутренних органов и др.), вне зависимости от того, приведет данный отказ к смерти или нет") 6. Повсеместное распространение среди адептов так называемого «культа исповеди» – требование непрерывной исповеди и интим-ных признаний для уничтожения границ лич-ности и поддержания чувства вины16. Помните, дорогие сишки! Данный материал изучают все следователи. Ну и хотя бы немного представляйте, как вас рассматривают! Я лично согласен со всеми тезисными утверждениями списков. Хотя, некоторые моменты, например аскетизм, у СИ и не имеют радикальной формы, но все же присутствуют.
_________________ Дмитрий Решетняк, Мариуполь
Меня спасти... старик, иди же с миром; Но проклят будь, кто за тобой пойдет! © Пушкин А.С.
|
|