Исследуя текст Откровения 3:14,который часто приводится СИ в полемике с оппонентами против Троицы,в доказательство того,что Иисус имел начало,обратил внимание,что слово "архэ",переданное большинством русских переводов как "начало создания Божьего",несет согласно словарной статье еще и значение главенства. Так некоторые библеисты отмечают,что использованное здесь слово "архэ",помимо буквального своего перевода как "начало" имело еще значение некоего титула,так оно использовалось применительно к римским императорам(титул «первый», т. е. первый среди римских граждан). Словарная статья применительно к слову "архэ"(отсюда титул "Архангел" или "начальник над ангелами") дает значение как: начальство,господство,управление,власть,представитель власти. Таким образом оно переведено например в приведенных ниже текстах НЗ,а нам слово "архе" хорошо известно по иерархии титулов православного священства,например "архимандрит","архиепископ" и т.п.
которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства(архэ), и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Эфесянам 1:20,21)
ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства(архэ) и власти. (Колоссянам 2:9,10)
По всей видимости переводчики данного текста выбирая одно из значений слова "архэ" похоже руководствовались уже некоторыми доктринальными установками,например пытаясь связать этот текст Иоанна с другим похожим текстом из его Евангелия,где Логос был вначале(греч.архэ)(Ин 1:1),хотя Логос не обязательно персонифицирован в этом тексте,если учитывать значение этого слова у греков и трудах Филона Александрийского.
Поэтому можно заключить,что этот стих говорит не о том,что Иисус начало из всех творений,но скорее что он получил господство или власть от Отца над всем творением (Дан 7:14;Мф 11:27;28:18;Флп 2:9)...
_________________ Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. (Роберт Куиллен)
|