И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откровение 12:9)
Нередко этот стих Апокалипсиса приводят в доказательство того(он единственный в Писании такого рода),что змей Эдема и сатана,дьявол тождественны. Мол в Эдеме с Евой говорил не змей,а ангел стоящий невидимо за ним,и чревовещая свой текст, использовав змея как куклу. При рассмотрении этого текста более тщательно подумалось,что данный стих совсем не обязательно привязывать к эдемскому искусителю,поскольку в еврейском тексте Библии есть еще один персонаж по имени "змей"(евр.нахаш) и он там фигурирует в связи с чудовищем Левиафаном-символом противления Господу,которого тот обуздает в пучине морской(бездне) и сокрушит,читаем:
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея(нахаш 5175 - נָחָשׂ)- прямо бегущего, и левиафана, змея (нахаш 5175 - נָחָשׂ) изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Исайя 27:1)
Исторический словарь 1999 года издания дает такое определение Левиафану:
Левиафан - в Библии морское животное, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон. Предстаёт как пример непостижимости и тайны Божественного творения.
Само же описание левиафана,который именуется также словом нахаш(Исайя 27:1),которое мы неоднократно встречаем в книге Иова(Иов 3:8;40:20;41:1-26) более соответствует определению дракон,чем скромная змейка эдемского сада. В Септуагинте слово "дракон" также используется в упомянутом ранее в связи с Левиафаном стихе Исайя 27:1("чудовище морское").
Дракон - в мифах многих народов крылатый (иногда многоголовый) огнедышащий змей, туловище которого состояло из частей тела змеи, крокодила, птицы, рыбы, льва, собаки и т.д. (Исторический словарь, 1999 г.)
Левиафан - огромное морское чудовище, царь бездны (tehom) и первоначально ее олицетворение, властитель морских глубин и их обитателей. Море, морская бездна представлялись древним евреям непознаваемым и опасным. Оно - тайна, окутанная густым облаком или непроницаемой тьмой (Иов.38:16); никто не может проникнуть в тайны бездны и выйти безопасно из ее бурных вод, кроме Божественной Мудрости (Бен Сира. 24: 5-6); размеры и глубину морской пропасти под силу измерить только Яхве (в некоторых мидрашах утверждалось, что это вообще невозможно). С морем связано множество легенд [Patai 1983, с. 97-98]. Таким образом, Левиафан, царь бездны и первородных вод, выступает также как олицетворение первобытного хаоса. В битве, предшествовавшей сотворению мира, Яхве умертвил женское подобие Левиафана, чтобы эта пара чудовищ не разрушила мир, и сделал одежду для Адама и Евы из ее шкуры. Глаза Левиафана по ночам освещают морские глубины, а от его дыхания закипает вода [Unterman 1991, с. 119]. Здесь мы видим широко распространенный мифологический мотив борьбы бога-творца с силами Хаоса. Несомненно, по-видимому, воздействие вавилонского сюжета о борьбе Мардука с чудовищем Тиамат [Hooke 1933, с. 14] или ханаанского мифа о победе Баала над морским драконом - чудовищем Хаоса, которое позднее в псалмах было отождествлено с Левиафаном (Пс. 74:14) [Heaton 1956, с. 215]. Он упоминается также в арамейской надписи из Ниппура - заклинании против демонов, где в частности говорится о Море и обитающем там Левиафане [Gaster 1969, с. 576]. Возможны также реминисценции ханаанских мифов об Алейян-Баале, божестве, "ответственном" за подземные источники и подземные воды. Впоследствии в ТаНаХе [1] это нашло неясные отзвуки во фрагментах мифа о борьбе Яхве и божества водной стихии [Patai 1947, с. 62-63].
По одной версии, после прихода Машиаха (Мессии) Левиафан будет сражен архангелом Габриэлем, по другой - два чудовища, Левиафан и Бегемот истребят друг друга, а их плоть станет пищей на пиру праведников (Abot. 4:22). В каббалистической традиции Левиафан иногда отождествляется с "царем демонов" Самаэлем [Treasury 1972, с. 620-630; Unterman 1991, c 229]. В фольклорных произведениях Левиафан упоминается сравнительно редко, в основном в цикле легенд, связанных с Царем Соломоном и чудесным червем Шамиром, помогшем ему построить Храм. (Е.Э.Носенко-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ О ДЕМОНАХ, ЗЛЫХ ДУХАХ И ПРОЧЕЙ НЕЧИСТОЙ СИЛЕ)
сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сеть Мою в собрании многих народов, и они вытащат тебя Моею мрежею. И выкину тебя на землю, на открытом поле брошу тебя, и будут садиться на тебя всякие небесные птицы, и насыщаться тобою звери всей земли. (Иезекииль 32:2-4)
Таким образом,по всей вероятности автор Апокалипсиса говоря о "древнем змее" и "драконе" в Откр 12:9,имеет в виду не змея Эдема,но древнюю еврейскую легенду о Левиафане-чудовище противостоящем Господу,символе борьбы Бога со злом.
Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, (Псалом 73:13,14)
_________________ Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. (Роберт Куиллен)
|