Текущее время: Пт мар 29, 2024 1:26 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Вс апр 22, 2012 5:55 pm 
Не в сети
Магистр
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб янв 23, 2010 9:56 pm
Сообщения: 11962
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Вера: Православие
Кредо: Инквизитор
Крещен у СИ: Нет
Пол: Муж
Аноним:
Христос говорит: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф.23: 8-10). А почему тогда люди называют друг друга отец, учитель, наставник?

О.Серафим:
(1й фрагмент)
"... что Христос не против этих слов говорит, а говорит против страстей любоначалия, тщеславия и властолюбия. Чтобы ученики и последующие им, имея такие названия, не тщеславились и не властолюбствовали. А считали бы и ощущали бы себя не как господа над своими духовными чадами, а как служители, т.е. вели бы себя в духе кротости и смирения, душевной простоты.

Так и апостолы, зная эти слова Христа, в каком смысле Он их сказал, в дальнейшем, продолжали употреблять слова отец, учитель и наставник, но в других значениях.

Вот примеры: "И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин" (Деян.16:1);
"Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его" (Деян.28:8);
"Не делами ли оправдался Авраам, отец наш , возложив на жертвенник Исаака, сына своего?" (Иак.2:21);
"Что же, скажем, Авраам, отец наш , приобрел по плоти?" (Рим.4:1);
"Как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога" (1Фесс.2:11,12);
"Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр.12:7)
"

(2й фрагмент)
"Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса" (Деян.3:13);
"(Апостолы) единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Ты устами отца нашего Давида , раба Твоего, сказал Духом Святым" (Деян.4:24,25);
"Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию" (Деян.28:25);
"Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего " (Рим.9:10);
"Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием" (Еф.6:2);
"Старца не укоряй, но увещевай, как отца" (1Тим.5:1);
"И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение... Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (Лук.15:12, 20,21);
"Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии" (Деян.7:2);
"А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании" (Фил.2:22);

"Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его" (Матф.10:25);
"Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лук.6:40);
"Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении" (Рим.12:7);
"Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность" (Тит.2:7);
"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак.3:1);
"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1Кор.12:28);
"Для которого я (ап.Павел) поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине" (1Тим.2:7);
"Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников" (2Тим.1:11);

"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны" (Евр.13:17);
"Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых" (Евр.13:24).


На всех этих примерах мы видим, что Апостолы употребляли слово отец, учитель и наставник, но не в том значении и смысле, в каком сказал Христос (Мф.23: 8-10).

Текст полностью
О.Серафим: По милости Божией, постараюсь ответить вам. Слова отец, учитель, наставник могут употребляться в разных значениях и нести различную смысловую нагрузку, т.е. слово одно, но употребляется с разным смыслом. В зависимости от того, что мы имеем в виду.

Отцом называют своего родителя, в смысле того, что человек родился от него по плоти. Отцом называют духовного отца, в том смысле, что считают, что он содействует его духовному рождению. Отцом называют священника в том смысле, что он имеет священный сан от Бога.

А когда Христос говорил, что не называйте себе никого отцом, то он имел в виду иной смысл этого слова, – в смысле Небесного Отца. То есть, произнося это слово, в смысле Небесного Отца, который даровал жизнь всему человечеству и дарует жизнь вечную. То вот в таком смысле слово Отец, необходимо относить только к Отцу Небесному. Ибо иные в те времена за Отцов Небесных принимали языческих идолов, а среди иудеев встречалось и такое поверье, что ангелы сотворили людей, и их называли Отцами.

То же самое относится и к слову учитель. Мы называем учителем школьного, институтского учителя, в том смысле, что он нас учит, давая нам школьные или институтские знания. А так же может быть духовный учитель, в том смысле, что он учит нас духовным знаниям. А вот учителем, в смысле основателем, источником, духовного учения, в таком смысле учитель только один – Христос. Все остальные духовные христианские учителя не свое учение несли, а учение Христа. И потому они назывались и называются учителями только в смыле того, что они несут учение Христа, основателя данного учения – Учителя. То же самое относится и к слову наставник.

Вот как толкует эти слова свт.Иоанн Златоуст: "До сих пор, обличая пороки фарисеев, Спаситель обращался только к ним одним, так как пороки эти были не велики и не важны, и не было нужды предостерегать от них учеников; но когда дело дошло до причины всех зол – любоначалия и восхищения учительских кафедр, то Спаситель, выставляя на вид этот порок, обличает его со всею строгостью, восстает против него со всею ревностью и силою, обращаясь и к ученикам Своим. Что именно говорит Он? Вы же не называйтесь учителями (ст. 8). А вслед затем указывает и причину этого: ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и один другого ничем не превосходит, потому что ничего не имеет своего. Поэтому-то и Павел говорит: кто Павел? Кто Аполлос? Кто Кифа? Они только служители (1 Кор. 3: 5) А не сказал: учителя. И еще: отцом себе не называйте никого (ст. 9). Это не то значит, чтобы они никого не называли отцом, но чтобы знали, кого собственно должно называть отцом. Как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех – и учителей, и отцов " (Толкование на Матфея, Беседа 77).

Как мы видим, что Христос не против этих слов говорит, а говорит против страстей любоначалия, тщеславия и властолюбия. Чтобы ученики и последующие им, имея такие названия, не тщеславились и не властолюбствовали. А считали бы и ощущали бы себя не как господа над своими духовными чадами, а как служители, т.е. вели бы себя в духе кротости и смирения, душевной простоты.

Так и апостолы, зная эти слова Христа, в каком смысле Он их сказал, в дальнейшем, продолжали употреблять слова отец, учитель и наставник, но в других значениях.

Вот примеры: "И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин" (Деян.16:1);
"Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его" (Деян.28:8);
"Не делами ли оправдался Авраам, отец наш , возложив на жертвенник Исаака, сына своего?" (Иак.2:21);
"Что же, скажем, Авраам, отец наш , приобрел по плоти?" (Рим.4:1);
"Как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога" (1Фесс.2:11,12);
"Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр.12:7);

"Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании , чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании. Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование – быть наследником мира, но праведностью веры. Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование; ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления. Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов ) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое"" (Рим.4:9-18);

"Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса" (Деян.3:13);
"(Апостолы) единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Ты устами отца нашего Давида , раба Твоего, сказал Духом Святым" (Деян.4:24,25);
"Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию" (Деян.28:25);
"Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего " (Рим.9:10);
"Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием" (Еф.6:2);
"Старца не укоряй, но увещевай, как отца" (1Тим.5:1);
"И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение... Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим" (Лук.15:12, 20,21);
"Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии" (Деян.7:2);
"А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании" (Фил.2:22);

"Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его" (Матф.10:25);
"Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его" (Лук.6:40);
"Имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении" (Рим.12:7);
"Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность" (Тит.2:7);
"Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению" (Иак.3:1);
"И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями" (1Кор.12:28);
"Для которого я (ап.Павел) поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине" (1Тим.2:7);
"Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников" (2Тим.1:11);

"Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны" (Евр.13:17);
"Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых" (Евр.13:24).

На всех этих примерах мы видим, что Апостолы употребляли слово отец, учитель и наставник, но не в том значении и смысле, в каком сказал Христос (Мф.23: 8-10). Это и свидетельствует о том, что Апостолы понимали заповедь Христа только в том смысле, что "как учитель не есть учитель в собственном смысле, так и отец. Один Бог есть виновник всех – и учителей, и отцов" (свт.Иоанн Златоуст). То есть, в слова отец, учитель и наставник, по отношению к человекам, они влагали один смысл; и при произношении этих же самых слов по отношению к Богу – они влагали уже иной смысл. И в таком смысле они и произносили эти слова, а так же, всегда, и все люди.

Итак, Христос не запретил употреблять эти слова вообще по отношению к человекам. А Он только запретил употребление их по отношению к человекам в том смысле, который приличествует Одному Богу.

http://www.paraklit.org/otvety/1.Cherko ... overie.htm

_________________
Пусть всегда будет такса, пусть всегда будет с носом!
Пусть всегда будет длинной, пусть всегда будет хвост!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB