РЕПОРТАЖ: Век Свидетеля. В Москве прошли две презентации биографии узника трех фашистских лагерей, 104-летнего Свидетеля Иеговы Леопольда ЭнглейтнераЭтот человек с уникальной судьбой – Леопольд Энглейтнер, родившийся в 1905 году в Австрии и сейчас проживающий в этой стране, - старейший среди бывших узников фашистских концлагерей. Жизненный путь его представлен в биографической книге "Несломленная воля", автор которой – друг старейшего узника, публицист Бернард Раммерсторфер. Это произведение на русском языке (перевод с английского) издано в 2009 году московским издательством "Особая книга". Презентация его состоялась в российской столице дважды: 19 сентября в Центральном доме журналиста (ЦДЖ) и 20 сентября – в Торговом доме "Библио-Глобус".В обеих презентации участвовали приехавшие в Москву из Австрии автор произведения Бернард Раммерсторфер и главный его герой – 104-летний Леопольд Энглейтнер. Вели презентацию представители издательства "Особая книга". Выступали также Илья Альтман – сопредседатель Научно-просветительного центра "Холокост", и Сергей Иваненко – религиовед, доктор философских наук. Герой книги охотно отвечал на вопросы собравшихся, а их в зале ЦДЖ собралось почти триста. Помимо журналистов, в ЦДЖ пришли многие участники местных общин (собраний) Свидетелей Иеговы (в Москве действует более ста общин этого религиозного течения).
Как отметил в своём выступлении Дмитрий Проценко, в представляемой книге изложена история более чем векового жизненного пути Леопольда Энглейтнера, самого пожилого из оставшихся в живых бывших узников нацистских концлагерей. Здесь и воспоминания о трагических событиях Первой мировой войны, эпидемии испанского гриппа, взлёте и падении нацизма, описание ужасов, творимых эсэсовцами в лагерях смерти. В результате совместной работы двух соавторов – героя-узника и историка-публициста - описание уникального жизненного пути Леопольда Энглейтнера стало доступно широкой публике не только в печатном виде, но и на DVD.
Леопольд родился в бедной католической семье. Отношение его отца к католицизму было почти равнодушным, мать же истово верила Церкви. Всё это породило в молодом человеке глубокий скептицизм в отношении религии, в котором он находился, пока не стал Свидетелем Иеговы. На протяжении всего его детства семья постоянно голодала. Физический недостаток – искривление позвоночника - отдалял его от одноклассников. Леопольд не принимал участия в их развлечениях, спортивных играх, его считали "дефективным". В 13 лет он покинул школу и начал зарабатывать на жизнь неквалифицированным трудом.
Придя к убеждению, что учение Свидетелей Иеговы указывает "путь ко спасению", он, несмотря на сильное противодействие со стороны родственников и знакомых, решил выйти из католической Церкви, что сопровождалось в тогдашней Австрии выполнением формальной процедуры. Это сделало его объектом всеобщего презрения в своей деревне. Несмотря на это, Леопольд в мае 1932 года принял крещение как Свидетель Иеговы и начал активно проповедовать учение этой религиозной организации.
Согласно своим убеждениям, герой книги занял твёрдую позицию против нацизма, отвергнув военную службу в гитлеровской армии. В результате он неоднократно арестовывался полицией, содержался в тюрьме, а в октябре 1939 года, спустя несколько недель после начала Второй мировой войны, Леопольд Энглейтнер был направлен в концлагерь Бухенвальд, после чего последовали лагеря Нидерхаген и Равенсбрюк.
В книге "Несломленная воля" даётся обстоятельная картина преследований Свидетелей Иеговы в фашистской Германии и присоединённой к ней в 1938 году Австрии. Принадлежность к этой религиозной организации при фашистском режиме могла стоить жизни. В Германии и Австрии к началу Второй мировой войны проживало более 25 000 Свидетелей Иеговы. Около половины из них подверглись преследованиям и заключению. Более 1 500 Свидетелей погибли, 4 500 были заключены в концлагеря. Подобно Леопольду Энглейтнеру, сотни Свидетелей Иеговы отказались служить в Вермахте, и в результате 452 из них были осуждены военным судом. Не было противодействия фашистскому режиму более очевидного, чем отказ принести клятву верности верховному главнокомандующему Вермахта Адольфу Гитлеру. Почти 90 процентов таких отказников составляли Свидетели Иеговы, между тем как среди тех, кто принадлежал к двум крупнейшим христианским Церквам Рейха – католической и протестантской – подобных храбрецов набралось немногим более дюжины. 331 Свидетелю Иеговы за такой отказ был вынесен смертный приговор, и в 270 случаях приговоры были приведены в исполнение.
Леопольд Энглейтнер выжил. Его отпустили на волю после того, как он отбыл свои сроки заключения в трёх концлагерях. Но за несколько недель до окончания войны его всё же призвали в Вермахт. Он уклонился от призыва, ушел "в бега".
Как отмечает в своём отзыве о книге профессор-политолог Венского университета Вальтер Маношек, "после войны Леопольд Энглейтнер ещё несколько десятилетий оставался социальным прокажённым, и никто не проявлял к его отважному поведению ни малейшего интереса до тех пор, пока его друг и биограф Бернард Раммерстрофер ни написал о нём, потратив годы на исследовательскую работу. Этот старик, благословенный удивительной памятью на подробности, рассказал молодому автору в ходе бесчисленных разговоров всю историю своей жизни. Эта книга – не только захватывающее чтение, каждая её подробность глубоко исследована и документирована. С научной точки зрения она представляет собой одну из самых достоверных биографий жертвы национал-социализма".
На это ценное качество издания – большое количество документального материала - обратил внимание и профессор Сергей Иваненко.
Руководитель Центра "Холокост" Илья Альтман, выступая на презентации, с благодарностью отметил тот факт, что в воспоминаниях Леопольда Энглейтнера немало и сочувственно сказано о трагической судьбе евреев – узников фашистских концлагерей, а также о судьбе советских военнопленных. По словам оратора, эта книга будет использована в воспитательных программах "Холокоста".
Каждому из трёх упомянутых выше концлагерей в книге посвящена отдельная глава, содержащая многочисленные разделы. Названия их говорят сами за себя: "Глядя на смерть", "Запах смерти", "Казнь", "Голод", "Повседневный ужас", "Либо подпись (с отречением от веры), либо труба (лагерного крематория)", "Каторжная команда "Каменоломня" и т.п.
В числе документальных материалов представлено исследование "Геополитические планы Гиммлера относительно послевоенного использования Свидетелей Иеговы", в которой, в частности, сообщается:
Цитата:
"Несмотря на то, что поначалу рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер требовал особо жестокого обхождения со Свидетелями Иеговы, в ходе войны его отношение к ним кардинально переменилось. На имевшего диплом экономиста-аграрника Гиммлера произвело сильное впечатление их добросовестное отношение к труду. Это видно из письма, посланного им 26 июня 1943 года одному фермеру из Верхней Баварии, содержавшее предложение использовать Свидетелей Иеговы для сбора урожая… Его очаровывала сила их веры, о чём он не раз говорил. Эти высоко ценившиеся Гиммлером особенности Свидетелей стали для него основой нелепой идеи об использовании их в его послевоенных геополитических планах. Гиммлер ошибочно полагал, что в последующие годы Германия сможет завоевать огромные территории России. В датированном 21 июля 1944 года письме к возглавлявшему Главное управление имперской безопасности обергруппенфюреру СС Эрнсту Кальтенбрунеру Гиммлер изложил свои представления о том, каким образом можно будет установить контроль над Россией и поддерживать в ней должный порядок:
Генрих Гиммлер писал(а):
"Любые мысли о введении какой-либо разновидности национал-социализма были бы безумием. Но каждому народу необходима религия или идеология. Сохранить и поддерживать православную церковь неразумно, поскольку она снова обратится в организацию национального единства. Столь же неразумным было бы дать возможность обосноваться там католической церкви. Тут и говорить особенно не о чем… Нам необходимо поддерживать те формы религии и группы, которые действуют на людей умиротворяюще. Для всех тюркских народностей в этом смысле был бы полезен буддизм. Для остальных – учение Свидетелей Иеговы. Как Вам, вероятно, известно, Свидетели Иеговы обладают следующими невероятно ценными для нас качествами: несмотря на то, что они отказываются нести воинскую службу и исполнять любую работу, связанную с войной, они являются сильными противниками евреев, а также католической церкви и Папы. Кроме того, они на редкость реалистичны, не пьют и не курят, очень усердны и честны и всегда выполняют свои обещания.
Сверх того, они великолепно умеют ухаживать за скотом и работать на фермах. Они не стремятся к богатству и приобретению имущества. Это противоречит их взглядам на вечную жизнь. Всё это – качества идеальные, вообще, можно сказать, что воистину верующие, идеалистически настроенные Свидетели Иеговы обладают, подобно меннонитам, весьма желательными для нас характеристиками…"
.
Эта обширная цитата из переписки фашистских главарей приведена в книге, чтобы дать понять современному читателю, что нацистское руководство намеревалось использовать учение Свидетелей Иеговы как дополнительный инструмент для закабаления порабощенных народов, которого, к счастью, не произошло.Николай Климов, для "Портала-Credo.Ru"