Как боролись с демонами в средние века))
***********/*** Цезарий Гейстебахский в своих «Беседах о чудесах» (Dialogi miraculorum) рассказывает о том, как в католический церкви понималась сила демонов и диавола в эпоху крестовых походов.
На русском языке не нашел, поэтому тезисно перевел из книги.
Цезарий принял монашество в 1200 году, умер между 1240 и 1250. Его книга «Беседах о чудесах» (Dialogi miraculorum) посвящена беседам опытного монаха, Цезария, с молодым послушником, только прибывшим в монастырь. Монастырь славился строгой дисциплиной, и другие монахи не нашли ничего неверного в этих «Беседах». Фактически, они служили примером для церковных проповедей того времени на латинском Западе. В «Беседах» Цезария демоны предстают в человеческом обличье, могут принимать облик большого уродского человека, одетого в черные одежды. В тех случаях, когда демон собирался сооблазнить женщину, он являлся в образе модно одетого мужчины или красивого солдата. Часто бесы появлялись в виде мавров. Также они способны явиться в виде кота, собаки, медведя, лошади, ворона, барана, обезьяны.
Цезарий пишет, что демонов очень много и поэтому на одного человека могут напасть сразу несколько. В одной из «Бесед» Цезарий описывает монахиню, которую определенный бес искушал похотью. На помощь монахине явился ангел и сказал ей прочесть один стих из Псалмов. Она сделала это и бес отступил. Но тут же к ней приступил бес, который стал искушать ее желанием произнести богохульство. Снова явился на помощь ангел и предложил ей прочесть другой стих из Псалмов. Но при этом сказал, что желание богохульствовать отступит, а желание блуда вернется. Монахиня выбрала желание блуда, поскольку пусть уж лучше страдает плоть чем будет проклята душа.
Цезарий признает, что Бог накладывает на бесов ограничения, на их силы – никого из людей нельзя силком заставить грешить, а святые способны отвергать любое искушение. Тем не менее со времен ранней церкви акцент сильно сместился. Теперь у католиков он делается на вездесущность и разнообразные силы демонов, а люди в этом случае являются относительно беспомощными. Бесы всегда посреди людей, их хитрость и коварство бесконечны. Они отводят людей от веры ложными обещаниями и чудесами. Главная их цель – погибель людской души. Цезарий слышал как один бес сказал что он лучше отведет душу в ад чем вернется на небеса. Как следует из «Бесед», демоны настолько могущественны, что только человек исключительной добродетели может прикоснуться к ним и не получить при этом серьезного вреда. Цезарий рассказывает об аббате и монахе, которые чуть не умерли, увидев беса, и о двух юношах, которые слегли с болезнью после того как увидели демона в женском облике. Одна женщина пожала руку слуге, которого она хорошо знала. Но оказалось что это был демон и через несколько дней она умерла. Один солдат играл ночью с бесом в карты и потом нашли выдранные из него кишки.
Наиболее беспокоящим читателей «Бесед» было утверждение Цезария о том что бес может войти в человека и жить в его кишечнике и там где собираются экскременты. Автор «Бесед» рассказывает о пятилетнем мальчике, который проглотил беса, когда пил молоко. Бес мучил его, пока ребенок рос, после чего апостолы Петр и Павел сжалились над дитем и изгнали демона.
В 1270 году появляется известный труд аббата Рихалмуса (Richalmus abbot of Schöntal) - Liber revelationum de insidiis et versutiis daemonum adversus homines, в котором он просвещает читателя о хитростях и коварстве демонов в отношении к людям. Подобно Цезарию, труд построен в форме наставлений опытного монаха, направленных к новичку. Но при этом повествование сосредотачивается на действии бесов на монахов и основано на опыте монашеской жизни.
По Рихалмусу, у демонов есть своя иерархия. Самые красивые и коварные из них обитают в воздухе непосредственно рядом с землей, и именно они дают наставления более грубым бесам, которые ходят по земле. Между ними идет постоянное подстрекательство к деланию зла, и высшие задают темп. Иерархия свойственна и демонам, которые на земле выполняют одну и ту же задачу. Например, к каждому монастырю приставлена группа бесов, и высшие из них носят звание «аббатов» или «первых». С человеческой точки зрения наиболее впечатляющим является их число. Рихалмус пишет, что неверно считать будто бы на каждого человека действует один бес. На самом деле их очень много. Приводит пример – если человек ныряет в море, вода окружает его со всех сторон. Так же окружают людей и бесы. Порой бесы так могут окружить человека, что создают над ним купол, через который не может пройти воздух. Закрыв глаза, Рихалмус часто видел маленькие тела бесов, окружавших его и других людей, подобных пылинкам, взвешенным в лучах солнца.
Бесы исполнены такой ненависти к людям, что чудом следует считать то, что люди еще живут на земле. Если бы не защита Божьей благодати, никто бы не выжил. Ни на секунды демоны не прекращают свои попытки совратить людей, особенно благочестивых. Подобно тому, как мы смотрим на весы, какая из чаш поднимется или опустится, так и бесы непрестанно следят за нами. И чем больше христианской добродетели в человеке, тем яростнее они атакуют его. Если добродетели в человеке мало, то они отступают и перестают мучить его. Отсюда следует вывод что свои основные усилия они сосредотачивают на священниках и монахах. Рихалмус детально описывает действия демонов против монашеской братии, поскольку сам он способен слышать их разговоры. Все что отвлекает монахов от медитации – пение птиц, кашель человека и другие звуки – все это разговоры бесов и Рихалмус умеет их понимать. Демоны способны насылать на монахов недуги, которые заставляют тех вести себя предосудительно. Например, на евхаристии Рихалмусу пришлось выбежать из церкви и его вырвало полученным причастием. К счастью, временное облегчение ему дало крестное знамение. Но и крест и крестное знамение имеют ограниченное действие в сравнении с бесконечной изобретательностью бесов. Как-то раз демон навел на аббата Рихалмуса головокружение, чтобы он не смог отслужить мессу. На следующую ночь Рихалмус услышал разговор двух бесов. Один из них просил другого сделать так, чтобы аббат охрип. Тот отвечал, что не умеет так делать, но сможет наслать на Рихалмуса метеоризм. Это у них особенное умение. «Часто они делают так, что брюхо мое раздувает и мне приходится, вопреки привычке, ослаблять пояс. Иногда они – видимо по забывчивости – не делают этого и я снова затягиваю пояс. Увидев это, они снова набрасываются и заставляют меня страдать». Периодически бесы наводят на Рихалмуса сонливость в неподобающие для этого моменты. Когда он садится за чтение святых книг, начинает дремать. Чтобы приободрится, аббат высовывает руки из окна на холодный воздух, но в этот момент демоны запускают ему под одежду блоху, и ему приходится втягивать руки обратно в помещение. Когда он сидит на клиросе, бесы насылают на него дремоту, но здесь они не очень успешны, поэтому если новичок услышит, что аббат похрапывает – это неправда, эти звуки издают сами бесы. Порой демоны действуют так, что монах при пении фальшивит или поет пищащим голоском. Всеми способами бесы ищут возможности заставить монаха или священника не исполнить свои религиозные обязанности. Когда священник готовится к мессе, они насылают ему непристойные мысли, чтобы смутить или возмутить его. Стоит брату сесть слушать правила поведения, как бесы замазывают его ухо, чтобы он не слышал. Аббат хотел бы чтобы его голова была покрыта капюшоном сутаны, ибо внешний свет заглушает свет внутренний, но бесы вызывают зуд на голове и ему приходится снимать капюшон и чесаться. Когда предстоит тяжелая работа, например строительство стены, демоны наводят на монахов нежелание работать. Они как бы сочувствуют братии – «Ох бедные! Пашете как рабы! Какая невыносимая каторга!». И в результате монахи начинают роптать. Порой демоны могут увести монаха из монастыря в ближайший город, где оседлают ему лошадь и он поскачет на ней в даль далекую. Перечислив все эти злодеяния бесовские, Рихалмус говорит что средств и помощи против этого существует немного. Он признает, что нас, помимо злых духов, окружают и духи добрые и что у все нас есть ангел-хранитель. Но у Рихалмуса мало уверенности в их могуществе. Он говорит новичку, что стоит доброму ангелу помочь нам или предупредить нас, как тут же бес-искуситель удваивает свои старания. Что касается «помощи самому себе», аббат советует использовать знак креста. Когда один монах на пении потерял голос – аббат совершил крестное знамение и наблюдал как рассвирепевший бес убрался восвояси, а брат обрел голос обратно. Блохи и вши, которые мучают людей это на самом деле бесы. Аббат советуют новичку использовать против них крестное знамение и крест. Знак креста на самом деле могуществен, особенно если он правильно изготовлен. Но тем не менее даже у этой защиты есть границы. Его эффект мал или вообще сводится на нет когда бесы действуют сообща. И в любом случае его действие кратковременно – демоны скоро вернутся в борьбу «подобно бравому воину, которого нужно сильно ранить или проткнуть копьем, прежде чем тот отступит».
|