http://portal-credo.ru/site/?act=comment&id=1671“Людоедский иудаизм” – cui prodest. Если раньше «кровавым наветом» на иудеев занимались только антисемиты, то сейчас некоторые раввины продвинулись еще дальше…
Не первый раз новости книжного мира оказываются на первых полосах израильских газет. Несколько лет назад читатели были взбудоражены опусом израильского профессора Тоаффа, якобы "доказавшего", что в Средние века у евреев была секта, использовавшая кровь в ритуальных целях. Сейчас же главным героем израильской прессы стал раввин Ицхак Шапиро, возглавляющий иешиву "Од Йосеф Хай" в самарийском поселении Ицхар.
Согласно сообщению газеты "Маарив", раввин издал книгу "Законы царей", в которой, среди прочего, разбирается вопрос, в каких случаях еврей может убить нееврея. Причем, автор приходит к выводу, что таких случаев и возможностей предостаточно: например, если нееврей представляет угрозу для народа Израиля (даже тогда, когда речь идет о "нееврейском праведнике мира, который не виновен в сложившейся ситуации"); если он - дите нееврейских лидеров, и его смерть может "повлиять на родителей", если он нарушает один из семи "законов потомков Ноя", и т.д.
Правда, по словам тех же газетчиков, самой этой киниги почти никто не видел, поскольку она распространяется чуть ли ни подпольно, подобно самиздату советских времен. Поэтому от каких-либо комментариев по поводу конкретных цитат пока воздержимся – поскольку для этого нужно смотреть и контекст, и источники. Однако появление подобной книги не кажется чем-то принципиально невозможным. Поскольку очень похожие рассуждения в свое время доводилось слышать не раз и не два. Правда, исходили они обычно не от раввинов, а от свежих неофитов, знавших еврейскую традицию дна уровне нескольких цитат. Однако эти "цитаты" явно появлялись в их головах не из воздуха - скорее всего, их источником были лекции и брошюры раввинов соответствующих взглядов. Так что нет ничего невозможного в том, что один из таких раввинов решил собрать свои радикальные мысли под одной обложкой.
Если пресловутая книга р. Шапиро действительно существует, то не сомневаюсь, что большую часть вышеприведенных мыслей он высказал не от своего имени, но со ссылкой на каких-либо религиозных авторитетов прошлых дней, начиная с Талмуда. Сделать это нетрудно: еврейское религиозное наследие достаточно богато и разнообразно, чтобы, при должной эрудиции, набрать цитат под любую идеологию, от самой либеральной до самой людоедской. Cкажем, вопрос о том, должны ли евреи следить за соблюдением неевреями законов потомков Ноя, является предметом спора двух средневековых авторитетов, Маймонида и Нахманида. Тут интересно другое.
Подборки "источников", выставляющих иудаизм людоедской религией, - жанр достаточно старый. Однако до недавнего времени в нем упражнялись преимущественно антисемиты, с вполне понятными и очевидными целями. Однако если раньше евреи писали на подобные трактаты многостраничные опровержения вроде толстенногo "Israel and the Nations" бывшего депутата австрийского Рейхстага раввина Блоха, то сегодня некоторые религиозные евреи порой пишут и говорят о своей религии такое, что хоть стой, хоть падай: дескать, нельзя проявлять никакого милосердия к врагам, с религиозной точки зрения допустимо убивать в ходе боевых действий гражданских лиц (последнее автор слышал лично на лекции весьма известного раввина, преподававшего в одном из израильских университетов), etc.
Впрочем, понять мотивы этих людей так же несложно, как и мотивы антисемитов. Сегодня главным идеологическим противником право-религиозного лагеря являются левые либералы, действующие от имени гуманизма и пытающиеся перестроить израильское государтво и общество, согласно своим идеалам. Соответственно, правые ортодоксы действуют методом "от противного", провозглашая "еврейским идеалом" то, что яростнее всего отрицают их оппоненты. "Либералы" говорят о всеобщем братстве, не знающем национальных и религиозных границ, - правые ортодоксы проповедуют глубокую онтологическую разницу между евреем и "гоем" и возмущаются, что правительство Израиля помогает украинцам вакцинной от свинного гриппа. Светская этика требует воевать так, чтобы наносить минимальный вред гражданскому населению (вопреки скандально-тенденциозным отчетам ооновских правозащитников, именно такова официальная доктрина израильской армии) - правые рассуждают о том, как надо "кошерно" убивать мирное население… В общем, всячески подчеркивают, насколько "настоящий иудаизм" отличается от того, что проповедуют левые тель-авивские либералы.
Кстати, нельзя исключить, что радикализм р. Шапиро и его единомышленников тоже частично связан с полемическим контекстом. Поскольку их оппоненты "от гуманизма" тоже порой перегибают палку, только в другую сторону. Особенно заметно это было после последней войны в Газе. Читая некоторых левых публицистов, негодующих по поводу "варварства" израильской армии, порой казалось, что их авторы работают не в израильских, а в палестинских СМИ. Соответственно, их оппоненты решили стрелять из орудий того же калибра - дабы результат оказался "противоположным по знаку", но "равным по модулю".
"В защиту" р. Шапиро уже несколько раз прозвучало утверждение, что даже если в его книге и есть соответствующие высказывания, то они носят сугубо теоретический характер и не предназначены к немедленному воплощению на практике. По большому счету, это действительно так: идеологи правой ортодоксии заинтересованы в убийстве "гоев" куда меньше, чем в создании идеологического контрпроекта "слюнявому гуманизму". Однако это не делает подобные идеи менее вредными и опасными. Во-первых, всегда есть шанс, что найдется "юноша бледный со взором горящим", который попробует осуществить "сугубую теорию" на практике. Во-вторых, подобные откровения - лучший подарок антисемитской и антиизраильской пропаганде (уже поспешившей разрекламировать сообщение о книге р. Шапиро, где только возможно). И, наконец, самое главное - как нетрудно предположить, ознакомившись с подобнымни взглядами, - довольно много евреев не захочет иметь ничего общего с такой "людоедской религией". А убедить их, что в рамках еврейской ортодоксии возможны и куда более вменяемые варианты, получается, увы, далеко не всегда.
Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"