БАНАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА.
В США, в конце 1930-х годов, в Институте анализа пропаганды систематизировали семь ее основных приемов. Основой для анализа, во многом, послужила практика обработки массового сознания в нацистской Германии. Среди этих семи приемов есть два, которые, со всей, просто поразительной очевидностью, используются в Обществе Сторожевой Башни направо и налево. Это «Приклеивание или навешивание ярлыков» (name calling), а так же «Перетасовка» или «подтасовка карт» (card stacking). В чем суть этих приемов?
Первый прием, «заключается в выборе оскорбительных эпитетов, метафор, названий, имен, так называемых «ярлыков», для обозначения, именования человека, организации, идеи, любого социального явления. Эти «ярлыки» вызывают эмоционально негативное отношение окружающих, ассоциируются у них с низкими (бесчестными и социально неодобряемыми) поступками (поведением) и, таким образом, используются для того, чтобы опорочить личность, высказываемые идеи и предложения, организацию, социальную группу или предмет обсуждения в глазах аудитории». (
http://becmology.ru).
На самом же деле, многие, кто прочитал Реймонда Френца, увидели не только крепкую веру этого человека в Бога и Библию, не только стремление отстаивать истину, но и искреннее беспокойство о благополучии тех людей, которые служат Иегове в этой Организации. В этих книгах нет и намека на необходимость покидать собрание или Организацию. Это ясная и аргументированная попытка донести христианское видение того как надо служить Богу, не довлея над совестью сохристиан.
Несмотря на то, что в его книгах нет ни оскорблений, ни унижений, несмотря на то, что они написаны с теплотой и добротой, несмотря на то, что там преподнесены факты, которые легко проверить и содержится немало похвалы в адрес самих Свидетелей Иеговы, благодаря ярлыку «отступник», к нему вызвано эмоционально негативное отношение, как и к тому, что он написал.
Он и его книги ассоциируются с низкими поступками. Пропагандистский прием сработал на все сто процентов! Является ли он отступником в библейском смысле этого слова? Нет, как мы увидим дальше! Но в его случае, как и в случае со многими ему подобными сработал мощный и действенный прием навешивания ярлыков.
Еще один отталкивающий ярлык, который вешается на несогласных – это «враги истины».Сильное и безапелляционное обвинение -«враги истины»! Возникает ощущение, что Руководящий совет Свидетелей Иеговы действует по следующему правилу -вешайте ярлыки на врагов и повторяйте их до тех пор, пока в глазах других людей этот ярлык не станет фактом. В любом случае, это «эмоционально негативное отношение» к человеку появляется даже если ты абсолютно его не знаешь, или наоборот, знал его долгие годы исключительно с хорошей стороны.
Когда я только «познавал истину», то есть начал ходить на собрание, в Ставрополе служил молодой и грамотный брат Божевский Дмитрий. Он отлично владел английским языком. Его пригласили служить в Филиал, если не ошибаюсь, примерно в 1995 году, но через некоторое время он его покинул и позже был исключен из собрания. Я был знаком с ним лишь поверхностно, знал только имя, фамилию, как он выглядит и прослушал пару его речей на собрании. Но когда брат Семен Назарянц старейшина моего собрания рассказывал о нем, он всегда упоминал, что тот стал «отступником»!
Для меня этого было достаточно, чтобы чувствовать по отношению к нему презрение. Хотя я его абсолютно не знал, ровно как и не знал, какой образ жизни он ведет вне Организации. А для пущей убедительности, Семен постоянно рассказывал одну и ту же, компрометирующую его, историю, как однажды тот вышел на сцену, выступать с речью, в светлых и просвечивающихся брюках!
Брат Семен расписывал все в очень ярких красках:
«Представляешь!» – говорил он, - «стоит на сцене, и все видно. Трусы видны, ноги волосатые. Фу! Мерзость!».
Этим он хотел показать, что Дима был распущенным и бессовестным уже давно, поэтому, видимо, и стал «отступником». Эту историю, он мне рассказывал, раз пять, видимо, за неимением других компрометирующих фактов. Хотя другой брат, Сапелкин Михаил, хорошо его знавший поведал мне еще одну историю, показывающую как «низко опустился» этот человек. Когда Дима переехал жить из Солнечного в Москву, то Миша будучи там проездом, как-то раз с ним встретился. И знаете, что сказал Дима?
Он заметил, что сестрам в Москве разрешают носить юбки выше колен, в отличие от Ставрополя. Он посетовал, что у нас в Ставрополе слишком строгие правила. А еще он похвастался сделанным в своей квартире евроремонтоом в связи с тем, что он недавно женился. Его пытались представить материалистически настроенным, бездуховным и даже безнравственным. И хотя не было никаких, подтверждающих это фактов, цеплялись за то, за что хоть как-то можно было зацепиться, буквально выдумывая прегрешения. Зачем? Чтобы он соответствовал тому ярлыку, который наклеило на него Общество.
Сестра Людмила из Дербента, о которой я уже писал выше, связалась со мной после опубликования нашей истории на сайте «Некуда идти». Узнав (не от меня) некоторые подробности связанные с позицией Общества по поводу гемотрансфузии, а также о правиле «двух свидетелей» в случае растления ребенка, она решила покинуть Организацию. Лично я ей посоветовал не спешить с принятием такого кардинального решения, но она сказала, что ее совесть не позволяет поддерживать систему причиняющую людям страдания.
Заметьте, причиной ее выхода из Организации была совесть, ей не хотелось поддерживать систему, из-за которой, по ее мнению, страдают люди. Но, как объяснили себе ее уход, знакомые Свидетели Иеговы, с которыми она поддерживала связь через социальные сети? Один из участников обсуждения, заверил остальных, что видимо не все тут чисто. То есть, на самом деле, она что-то там все таки натворила, а теперь просто прикрывается идейными соображениями! Вот так! Если человек не соответствует описанию «отступника» из наших публикаций, то мы все равно его таким сделаем. Пусть даже в своем воображении. Лишь бы он соответствовал этому ярлыку. Лишь бы убедить себя в том, что Руководящий совет абсолютно прав.
Ярлык наклеивают не только на неудобных людей, но и на то, что они говорят, пишут или делают. Их литература – «пища со стола демонов»! Их доводы – «хитрые измышления Дьявола»! Все их мотивы и побуждения – «злонамеренность»! Говорить правду об Организации – «поливать грязью» или «разглашать доверенную конфиденциальную информацию»! Обличать, что-либо неправильное в ОСБ - значит «бить» своих бывших братьев! Очень действенна фраза «сеять сомнения»! Если ты говоришь, что-то критическое об Организации, даже если это чистая правда, то ты сеешь сомнения!
В письме, полученном мной из Филиала (приводиться в приложении), братья так мне и написали, чтобы я не говорил другим о том, что думаю и не сеял таким образом сомнения. Действительно, какая отталкивающая картина рисуется в воображении. Искренне служащие Богу смиренные овечки с надеждой жить вечно в раю на Земле спасают миллионы жизней, проповедуя благую весть о Царстве! А тут я! Сею сомнения, разрушаю их веру, лишаю их надежды на жизнь в Новом мире, да еще и мешаю делу Господа! Но с какой стати говорить правду стало таким коварным и дьявольским занятием?
Некоторые думают, что влияние практики навешивания ярлыков, не такое уж и сильное. Но это не так. Такая пропаганда формирует отношение, к инакомыслию и инакомыслящим, на подсознательном уровне. Что может быть мощнее? Это настолько въедается в подкорку, что даже некоторые из тех, кто сами исключены как отступники или будучи формальными Свидетелями Иеговы, давно уже не доверяющими «верному рабу» и свободно общающимися с другими отступниками на различных форумах, нередко призывают не делиться с другими тем, что узнали. Они даже используют те же самые словосочетания из публикаций Общества - «не бить своих товарищей», «не разрушать веру», «не сеять сомнения»!
Странно, если правда разрушает веру! Может тогда дело в самой вере? Странно, когда ее призывают скрывать те, кто позиционирует себя как любящие истину! А когда мы проповедуем своим православным родным и друзьям, разве мы не сеем сомнения? В итоге, часть ушедших из Организации, не будут публично критиковать Общество, но даже более того, они будут его всячески защищать. Ведь кто захочет «сеять сомнения», «разрушать веру», «бить своих товарищей» и «препятствовать делу Господа»?
Любой, кто решит поделиться в собрании, какой-либо информацией, полученной от бывших Свидетелей, может прочувствовать все вышеописанное на себе. Он обязательно будет осужден. Независимо от чистоты мотивов! Независимо от достоверности информации! Нет, он не будет осужден каждым членом собрания, ведь некоторые могут, даже согласиться с его доводами или в чем-то иметь схожее мнение. Но он обязательно будет осужден системой! И даже если кто-то, на данном этапе, относится к такому человеку с пониманием, со временем он может поменять свой взгляд под давлением отработанной пропаганды.
Сестра из Калининграда, мать троих детей, прослужившая как Свидетель Иеговы почти 20 лет, поделилась с родной мамой некоторыми своими сомнениями. На что мама, не долго думая, сказала, что «видимо, тебя, дочь, в мир потянуло!» Она не попыталась понять свою дочь или разобраться в обоснованности ее сомнений. Просто в ее голове сработал механизм навешивания ярлыков. В ее подсознании, моментально, сложились в одну картину, фразы и мысли из наших публикаций про сомневающихся и про отступников.
Если так реагирует такой близкий человек как мама, то есть автоматически ставит под сомнения мотивы сомневающейся дочки, то как будут реагировать остальные члены собрания? Мне кажется, что мнение, которого придерживаются Свидетели Иеговы о так называемых отступниках, не их личное, но навязанное, сформированное литературой Общества. Литературой, которую принимают беспрекословно, практически как саму Библию.
Силу воздействия ярлыков на подсознательном уровне, я испытал, когда решил опубликовать нашу с Наташей историю, на сайте «Некуда идти». Пройдя через сильнейшие эмоциональные страдания, я чувствовал необходимость поделиться нашим опытом с такими же прозревающими, как и мы. Я понимал, что на такие сайты выходят только те Свидетели, которые сами ищут другую точку зрения на Организацию, нежели преподносимую Обществом. Это люди, которые чувствуют себя в плену Сторожевой Башни, находясь в какой-то зависимости от нее, и которым там очень плохо. Они хотят освободиться. Хотят знать правду. Именно для них я и писал. Меня к этому побуждало чувство справедливости. Я сопереживал таким людям.
В нашей истории нет ни капли лжи. В ней нет никаких оскорблений и обвинений. В ней не разглашена информация, которая может незаслуженно дискредитировать какого-то конкретного человека. Но тем не менее, я боролся сам с собой, за то, чтобы ее опубликовать. Подобно недотравленным тараканам, все снова и снова выползающим неизвестно откуда, из моего подсознания постоянно вылезали фразы «предатель», «противник», «мешать делу Господа», «противодействовать народу Бога», «бить своих товарищей», «поливать грязью», «сеять сомнения», «разрушать веру» и тому подобное. В тот день, когда история была опубликована, я весь день находился в весьма подавленном состоянии. Приходилось самому себе делать постоянные, приводящие в чувства, инъекции самовнушения.
Не я предатель - предали меня!
Я не поливаю грязью - я на нее указываю!
Я не сею сомнения - я пытаюсь открыть людям глаза!
Я уже вышел! Я осознал, что находился в многолетнем заблуждении. Я был уверен, что Свидетели Иеговы – это неединственный истинный народ Бога! Но все же, я, в каком-то смысле, все еще был под властью этих ярлыков-стереотипов. Как сказал мне один мой друг, бывший Свидетель Иеговы и старейшина:
«Я скорее готов защищать Свидетелей, нежели бить!».
Ну с чего, скажите, такая убежденность, что указание на серьезные недостатки – это значит БИТЬ своих товарищей? Этот пропагандистский прием внушения так хорошо работает, что этот человек, исключенный из собрания и не собирающийся туда возвращаться, все еще находится под его влиянием!
В то время, как на несогласных вешают негативные «ярлыки», на себя Общество тоже их вешает, только позитивно окрашенные (скорее бережно клеит «этикетки-ценники» подчеркивающие его превосходство и ценность). Себя Общество любит называть, «Божьим народом», «Божьей организацией», «ведомыми Божьим духом», «исполняющими волю Господа» и так далее. Но наиболее громкий, расхожий и действенный ярлык – это «ИСТИНА».
Организация, ее трактовка Библии, ее структура и деятельность – это «истина»! Находящийся в Организации, находится в «истине». Живущий по ее указаниям, живет в «истине». Принимающий ее учения, принимает «истину».
И наоборот! Если ты не согласился с каким-нибудь учением от Руководящего совета (даже если оно в будущем изменится), ты не согласился с «истиной». Если ты ушел из Организации, то ты ушел из «истины». Ну и естественно, если ты критикуешь организацию, то ты критикуешь «ИСТИНУ»! Это настолько внушено и внедрено в сознание, что незаметно произошла подмена между понятиями «истина» и «организация».
На дружеских встречах или чаепитиях, при новом знакомстве, тебя практически никогда не спросят:
«Как ты стал Свидетелем Иеговы?»
Но обязательно озвучат это вопросом:
«Как ты узнал истину?» или «Как ты пришел в истину?».
Откуда это? Так принято говорить в любом интервью, на собрании или конгрессе, где рассказывается о том, как интервьюируемый стал членом Организации. Так пишется и вбиографиях, опубликованных в наших журналах. Что это - софистика, демагогия, пропаганда? В психологии это называется просто – манипулирование!
Вот и получается, что слушая критику в адрес Организации, узнавая правду о ней, со временем тебе придется сделать выбор между ИСТИНОЙ и ПРАВДОЙ! Нерешаемая, для многих, задача! В итоге, большинство готово отказаться от правды, закрыть на нее глаза – и все это ради «истины»!
Следующая цитата из журнала «Сторожевая Башня» от 1 июля 1994 года (страница 13, абзац 16), яркий пример такой демагогии:
«Во Франции один районный надзиратель интересно заметил: «Некоторые братья вводятся в заблуждение, потому что у них нет точного познания». Поэтому в Притчи 11:9 говорится: «Праведники прозорливостию [познанием, НМ] спасаются». Под этим не подразумевается прислушиваться к отступникам или углубляться в их сочинения, но означает прилежным личным изучением Библии и библейских публикаций Общества приобретать точные «познания тайны Бога». Кто же будет тогда, приобретя такое точное познание, настолько любопытен, чтобы уделять какое-либо внимание высказываниям отступников? Не допускай, чтобы кто-либо «прельстил [тебя] вкрадчивыми словами» (Колоссянам 2:2—4). Вводящей в заблуждение религиозной пропаганды из какого то ни было источника следует избегать, как яда. Да и зачем же нам обращаться к чему-то другому, если Господь наш использует «верного и благоразумного раба», чтобы передать нам «глаголы вечной жизни»? (Иоанна 6:68)».
Заметьте, какие нечестные манипулятивные приемы здесь используются. Вначале намекается, что те, кто проявляет какое либо любопытство к информации предоставляемой бывшими Свидетелями Иеговы, на самом деле не стремиться к точному познанию, а совсем наоборот - его не имеет! Никто из читателей, уже с самого начала, не захочет причислить себя к тем, кто не имеет точного познания и потому легко ведется на всякого рода пропаганду.
Потом в бой идут не аргументы и доводы, а упомянутые ранее ярлыки. Публикации несогласных уничижительно называются «сочинениями», «вводящей в заблуждение религиозной пропагандой», «ядом», а сами они «отступниками». Но то, что пишут руководители Свидетелей Иеговы, объявляется не иначе как «точным познанием тайн Бога» и «глаголами вечной жизни», а сами они, как всегда «верным и благоразумным рабом», которого «использует наш Господь».
Звучит красиво, даже разумно, но смысл абзаца оттолкнет любого здравомыслящего человека. Ведь всю суть этого длинного утверждения, можно озвучить очень кратко – «тебе нельзя читать ничего, кроме того, что публикуем мы!».
Но если написать так прямо, то даже у многих активных Свидетелей это вызовет недоумение и отторжение. Но когда используются ярлыки, то эффект получается прямо противоположный. Ты принимаешь информацию, как данность, совершенно не задумываясь о ее сути. Если ты прочитывал журнал, изданный Обществом, то ты «провел исследование Библии», даже если саму Библию ты и не открывал. Но если ты прочитал книгу бывшего Свидетеля Иеговы, перепроверив все по нескольким переводам Библии и подстрочнику Еврейских или Греческих Писаний, то ты «начитался сочинений отступников».
Второй пропагандистский прием «подтасовка карт», который также можно назвать акцентированием.
«Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных. Его основная цель, используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или наоборот неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.п.».(
http://becmology.ru).
Этот прием постоянно и очевидным образом используется в нашей библейской литературе. Так же он используется и при обсуждении темы отступников. О членах Руководящего совета, о лидерах Организации, начиная с брата Рассела и до наших дней, преподносится исключительно положительная информация. Сказать, что у Организации, как и у членов Руководящего совета, нет ничего хорошего, было бы категорично и не соответствовало бы действительности.
Но соответствует ли действительности обратное утверждение? Ведь, исходя из наших публикаций, даже серьезные промахи и ошибки руководителей преподносятся в положительном ключе. Знают ли Свидетели Иеговы, за что именно критиковал Руководящий совет и судью Рутерфорда Реймонд Френц? Это подобно тому как выглядят карты в колоде, когда профессиональный игрок, перетасовывая их, спрятал ненужные и показал только выгодные ему.
А что знают члены собрания о дальнейшей жизни «отступников»? Практически ничего, так как им запрещено с ними общаться и читать их литературу. Конечно же, эти самые «отступники» бывают разные. И истории их жизни тоже. Но из всего этого берется только негативная, даже, наверное, самая негативная информация и предоставляется в речах на собрании и в литературе, как единственно возможная. О тех, кто, уйдя, счастлив, избавился от удручающей подавленности или добившись каких-то успехов ведет высоконравственный образ жизни, вы никогда не прочитаете в наших журналах и никогда не услышите на собрании.
С помощью акцентирования на достоинствах одних и недостатках других, формируется определенное, я бы даже сказал, примитивное представление. Одни хорошие, а другие плохие. Причем у плохих, нет ничего хорошего, а у хороших, ничего плохого! Лидеры Организации идеализированы, в то время как их критики из числа бывших членов собрания демонизированы.Тут бы, впору поставить большой смайлик. Но именно такая картина мира была у меня в голове все те 20 лет, что я был в Организации. И именно такая она у большинства Свидетелей. Она сформирована методично и незаметно. Но вот сознательно или нет - это другой вопрос.
Вспоминаю мой разговор с моим другом, братом Базуевым Султаном, перед тем как нас исключили. Он знал, что я прочитал Френца, но не знал подробно о том, насколько сильно поменялись мои взгляды. Он сказал примерно следующее:
«Брось ты читать эти книги! Ну что случилось с этим Френцом? Обиделся он там. Так его переварили и выплюнули! Растоптали и выкинули! И где он сейчас? Ну вот посмотри. Разве помазанники хотят на нас нажиться, как в других религиях? Они что, хотят обмануть нас? Нет же! А будешь читать дальше, будет с тобой то же, что и с этим Френцем».
Султан, как и большинство, ни капельки не сомневался в искренности и хороших мотивах Руководящего совета.И я, кстати, на тот момент тоже, поэтому и не нашелся, что ему возразить, на данный «убойный» аргумент. Присутствует абсолютная уверенность, что они никогда не скроют важную информацию, никогда не обманут и всегда думают о нашем благополучии. Точно так же, никто не сомневается в неискренности и плохих мотивах «отступников».
- Они хотят славы, власти, грешить и жить в свое удовольствие или же просто обижены.
- Они не могут отстаивать правду, справедливость и беспокоиться о благополучии своих бывших соверующих.
- Откуда такая уверенность?
- Так сказали помазанники!
- Но вдруг они обманули?
- Нет, такого не может быть!
- Почему? Потому что у них искренние мотивы!
- Но вдруг бывшие Свидетели Иеговы пишут правду?
- Этого тоже быть не может!
- Откуда ты знаешь, ведь ты же никогда не читал их литературу?
- Они лгут, так как у них злое сердце, они лицемеры, у них самые низкие побуждения.
- С чего ты так решил?
- Так мне сказали те, кого они критикуют!
Вот такая безосновательная, но кажущаяся логичной самим Свидетелям цепочка рассуждений присутствует, когда обсуждается тема про «отступников». Хорошие, искренние, праведные члены Руководящего совета и плохие, лицемерные, неправедные «отступники» – это своеобразная аксиома в среде Свидетелей Иеговы. Аксиома, не требующая доказательств! Хотя их, вообще то, вряд ли кто и потребует. Ведь слова «верного и благоразумного раба», сами по себе, являются для многих неопровержимым доказательством чего бы то ни было. И это еще одна причина, почему «отступники» не будут иметь успеха. И совершенно спокойно игнорируется тот факт, что сама Библия призывает выслушивать обе стороны и не делать поспешных и односторонних выводов.
В журнале Сторожевая Башня от 1 июня 1999 года в статье «Дары в виде людей» для заботы об овцах Иеговы!», на странице 13 в абзаце 18 утверждается:
«В-четвертых, Иегова дает «дары в виде людей», чтобы защищать нас от воздействия «всякого ветра учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефесянам 4:14). О греческом слове, переданном как «лукавство», говорится, что оно означает «мошенничество при игре в кости» или «умение играть в кости». Не напоминает ли это нам о том, как хитро действуют отступники? Приводя ловко сработанные доводы, они умело «играют» библейскими стихами, пытаясь отвести истинных христиан от веры. Старейшины должны быть начеку и охранять стадо от этих «лютых волков» (Деяния 20:29, 30).»
Но не относится ли это сравнение и к самому Руководящему совету? Ведь приводя ловко сработанные доводы, они умело «играют» библейскими стихами, пытаясь ввести в заблуждение своих приверженцев в отношении тех, кого они изгнали из собрания за несогласие с ними!