"Канон богодухновенных книг определён Церковью на Поместных Соборах 4 в.(например,Карфагенский Собор 318г. и Иппонский Собор 393 г. в своих правилах перечисляют все 27 книг Нового Завета;а Лаодикийский Собор 364г. и Карфагенский Собор 397г. определяют 39 канонических книг Ветхого Завета).
История не сохранила для нас оригиналов пророческих и апостольских творений.Дошедшие до нас древнейшие рукописи Священных книг в деталях разнятся между собой,поэтому Православная Церковь(в отличие от Римо-Католической)не нашла нужным отдать предпочтение какому-либо одному тексту той или иной Священной книги.Православие не имеет догматизированного текста.Оказывая предпочтение греческому переводу Ветхого Завета,так называемому переводу Семидесяти,Православная Церковь признаёт важное значение и за еврейской Библией,пользуясь тем или другим текстом в зависимости от того,какой текст в каждом конкретном случае более соответствует Священному Преданию.Таким образом,Писание не довлеет над Церковью,но существует в Церкви и только в её недрах может быть верно понято,в её непрерывном духовном опыте,в Священном Предании(например,с арианами шла полемика относительно следующих ветхозаветных текстов:Амос 4:13;Притч.8:22,греческий и салавянский перевод которых неточен.Ошибка ариан в трактовании указанных мест Писания,в смысмле тварности Сына,легко выясняется,если обратиться к еврейскому тексту)."-из "Догматического богословия арх.Алипия и арх.Исаии".
Из статьи еп.Нафанаила "О святой Библии"(о неканонических книгах):
"Вопрос о каноне,т.е. о том,какие из блачетивых писаний могут почитаться подлинно Богодухновенными и быть поставленными наряду с Торой,занимал Ветхозаветную Церковь в течение последних столетий пред Рождеством Христовым.Но Ветхозаветная Церковь канона не установила,хотя и сделала всю подготовительную для того работу.Один из этапов этой подготовительной работы отмечает 2-я книга Маккавейская,говоря,что Неемия "составляя библиотеку,собрал сказания о царях и пророках,и о Давиде и письма царей"(2,13).В ещё большей степени подготовил установление канона священных книг выбор книг для перевода 70 толковников,торжественно соборно совершённый Ветхозаветной Церковью.
И то,и другое событие с некоторым правом можно было бы считать установлением канона,если бы мы имели список книг,какие в качестве священных собрал праведный Неемия или какие избрали для перевода богоизбранные толковники.Но точного списка ни для того,ни для другого события мы не имеем.
Разделение между признанными и непризнанными,каноническими и неканоническими было установлено иудейской общиной лишь после отвержения Христа Спасителя вождями иудейского народа,после разрушения Иерусалима,на грани 1 и 2 веков по Рождестве Христовом,собранием иудейских раввинов в гор.Иамнии в Палестине.Среди раввинов наиболее выдающимися были рабби Акиба и Гамалиил Младший.Ими был установлен список в 39 книг(которые они искусственно свели в 24 книги,соединив в одно книги Царств,книги Ездры и Неемии и 12 книг малых пророков,по числу букв еврейского алфавита),который был принят иудейской общиной и введён во все синагоги.Этот список и является тем "каноном",в соответствии с которым книги Ветхого Завета называются каноническими или неканоническими.
Церковь считается с иудейским каноном;например,список священных книг,установленный Поместным Собором Лаодикийским,составлен явно под влиянием Иамнийского списка.Список этот не включает ни Маккавейских книг,ни Товита,ни Иудифь,ни Премудрости Соломоновой,ни третьей книги Ездры.Однако,и этот список не вполне совпадает со списком иудейского канона,тк список Лаодикийского Собора включает книгу пророка Варуха,послание Иеремии и 2-ю книгу Ездры,исклачаемые иудейским каноном(В Новом Завете Лаодикийский Собор не включил в канон Откровения св.Иоанна Богослова).
Но в жизни Церкви Лаодикийский канон не получил преобладающего значения.При определении своих свящ.книг Церковь руководствуется в гораздо большей степени 85-м апостольским правилом и Посланием
Афанасия Великого,включающим в состав Библии в ВЗ 50 книг и в НЗ 27 книг.На этот более широкий выбор оказал влияние состав книг перевода 70 толковников.Впрочем,и этому выбору Церковь подчинилась не безусловно,включив в свой список и книги,появившиеся позднее перевода 70,например,книги Маккавейские и книгу Иисуса сына Сирахова.
Что так называемые неканонические книги Церковь приняла в свою жизнь,свидетельствуется тем,что в богослужениях они употребляются совершенно так же,как и канонические,например,книга Премудрости Соломоновой,отвергаемая иудейским каноном,является наиболее читаемой из Ветхого Завета в богослужениях.
2-я глава Премудрости Соломоновой так пророчески ясно говорит о страданиях Христовых,как может быть ни одно другое место в ВЗ,кроме пророка Исаии.Можно заподозрить,что это обстоятельство и явилось причиной,почему раввины в Иамнии отвергли эту книгу.
Христос Спаситель в Нагорной проповеди приводит,хотя без ссылок,слова из книги Товита(ср.Тов.4:15 с Мф.7:12 и Лк.6:31;Тов.4:16 с Лк.14:13),из книги сына Сирахова(ср.28:2 с Мф.6:14 и Мр.2:25),из книги Премудрости Соломоновой(ср.3:7 с Мф.13:43).Ап.Иоанн в Откровении берёт слова и образы книги Товита(ср.Откр.21:11-24 с Тов.13:11-18).У ап.Павла в Посланиях к римлянам(1:21),к коринфянам(1Кор.1:20-27;2:7-8),к Тимофею(1Тим.1:15)есть слова из книги пророка Варуха.У ап.Иакова очень много общих фраз с книгой Иисуса,сына Сирахова.Послание к евреям ап.Павла и книга Премудрости Соломоновой так близки друг ко другу,что некоторые умеренно отрицательные критики считали их творением одного и того же автора.
Все бесчисленные сонмы христианских мучеников первых веков вдохновлялись на подвиг святейшим примером мучеников Маккавейских,о которых повествует 2-я книга Маккавейская.
В неканонических книгах находятся серьёзнейшие свидетельства о молитвах за усопших и о ходатайстве Небесной Церкви о земной".
_________________ Вникай в себя и в учение;занимайся сим постоянно:ибо,так поступая,и себя спасёшь и слушающих тебя(1Тим.4,16).
|