Текущее время: Вт мар 19, 2024 12:48 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Ср май 31, 2017 4:30 pm 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: Вс ноя 29, 2015 5:39 pm
Сообщения: 170
Откуда: postСНГ
Благодарил (а): 53 раз.
Поблагодарили: 76 раз.
Вера: Свидетель Иеговы
Кредо: Истина всегда конкретна
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Библейский канон таким как мы его знаем, из 66 книг, начал формироваться на Никейском соборе в 325 г. н.е., под председательством императора Константина, и далее при его сыне Константе, и на последующих соборах. Вас это не настораживает дорогие братья и сестры? Нет? Тогда давайте обратимся к литературе общества, а именно к брошюре «Следует ли Вам верить в троицу» и посмотрим на то что там говорится о Никейском соборе, «В британской энциклопедии» говорится; Константин сам председательствовал на соборе, активно руководил обсуждением и лично предложил … ключевую формулировку об отношение Христа к Богу, в символе который был принят на соборе, [что Христос] одна сущность с Отцом… . Трепеща перед императором, епископы, за исключением только двоих, подписали символ, причем многие сделали это вопреки своему желанию». Таким образом роль Константина была решающей … . ст. 8

Напомню, что там только начал формироваться догмат о троице. Самого учения о троице еще не было принято на никейском соборе, Отца с Сыном уже уровняли. Далее, Константин то, на то время еще и христианства то не принял, и был в империи в статусе божества, ни больше ни меньше. И человеком то Константин был кровожадным, он устранил своих родственников из-за страха, что они могут занять его место.

И вот те люди, которые Отца с Сыном уровняли, и под предводительством кровожадного тирана мнящего себя богом определяют какая книга канонична а какая нет, что нам читать следует а что нет, во что верить а во что не следует, ну так уже получается в последствии?.

С брошюры можно понять, что СИ\ОСБ Никейского собора не признает, как и последующих. Да и нигде я не слышал и не читал, чтобы ОСБ решения Нникейского собора признавала. Наоборот ОСБ говорит, что к тому времени как христианство стало государственной религией, то оно уже окончательно испортилось. А никейский собор как раз и был собором государственной религии (уже испорченной, не говоря о последующих соборах).

Но как я уже упомянул на никейском соборе канон только начал формироватся и формировался он долго вот что сказано об этом в википедии В 692 году на большом Трулльском соборе все эти правила были приняты вторым правилом этого собора[9] как общеобязательные для всей церкви[10], и упомянутые книги (исключая послания Климента) стали соборно утверждённым Библейским каноном для Восточной церкви, впоследствии — Православной церкви. На Западе, в Риме решения Трулльского собора приняты не были ни в VIII, ни в последующих веках. В Католической церкви Библейский канон был утвержден значительно позже в 1546 году на Тридентском соборе, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%BE%D0%BD

Так вот. Проблемка то вырисовывается не маленькая, а на каком основании нам считать канон библии, сформированный таким образом каноничным? Нету оснований получается. Не-е! ну вы не подумайте, что я против Библии, или не дай Бог к атеизму призываю, нет, я лишь хочу иметь достаточные основания того что библейский канон который я привык покупать в магазине (или получать\выдавать в ЗЦ) действительно настоящий, а то что то не суразное получается воля ваша.

Ну а как же быть признавать нам решения Никейского собора и последующих, или нет, но получается вот какая штука неприятная что признавать или не признавать мы можем его только целиком, то есть Бог или руководил этими людьми или нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср май 31, 2017 5:49 pm 
Не в сети
Старожил

Зарегистрирован: Пт авг 22, 2014 11:39 pm
Сообщения: 1205
Благодарил (а): 16 раз.
Поблагодарили: 743 раз.
Блог: Просмотр блога (3)
Вера: Свидетель Иеговы
Кредо: Без фанатизма
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Жен
Дятел писал(а):
Библейский канон таким как мы его знаем, из 66 книг, начал формироваться на Никейском соборе в 325 г. н.е., под председательством императора Константина,


Канон сформировался задолго до Никейского собора.
Древнейший из ныне известных списков канонических книг датируется не старше 170г https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1 ... 0%BE%D0%BD

Там не упомянуто лишь послание к Евреям и Иакова и выражаются сомнения по поводу каноничности 2-го послания Петра. А этот список далеко не единственный, есть и более поздние, но доникейские, Ирине́й Лио́нский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. составляли свои каталоги. Так что говорить о том что на Никейском соборе начал формироваться библейский канон как то не серьезно.

Официально считается, что формирование канона, это влияние Божьего духа, а не заслуга конкретных людей и соборов.

_________________
Живи так, чтобы ни о чем не пожалеть, если армагеддон наступит завтра,
и не о чем не пожалеть, если он не наступит до конца твоей жизни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср май 31, 2017 11:50 pm 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 24, 2010 4:39 pm
Сообщения: 5543
Откуда: киев
Благодарил (а): 1258 раз.
Поблагодарили: 1402 раз.
Вера: Агностицизм
Кредо: полное разочарование
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Человек.задумывающийся о каноне(или о верности верного раба)уже встал на путь освобождения
от пут рабства.Если процесс не лечат посещением и промыванием мозгов-результат
либо агностицизм,либо атеизм...Третмьего не дано...

_________________
хуже оверквотинга
лишь постинг тягомотинга
Я вам песенку спою про Страшный Суд,
Эту песенку мою пускай поют,
Пусть летит она по свету,
Я дарю вам песню эту,
Эту песенку про Страшный Суд.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 12:10 am 
Не в сети
Старожил

Зарегистрирован: Вс май 01, 2005 3:00 am
Сообщения: 2157
Откуда: Украина. Тернополь.(Новомосковск)
Благодарил (а): 410 раз.
Поблагодарили: 357 раз.
Вера: СИ, разочарование
Кредо: агностик
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Полагаю, общего канона как такового нет. У каждой религии свой канон.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 12:10 am 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн мар 26, 2012 6:52 pm
Сообщения: 5463
Откуда: Украина-Антироссия, Львов (Лемберг)
Благодарил (а): 3301 раз.
Поблагодарили: 1683 раз.
Блог: Просмотр блога (17)
Вера: Язычество
Кредо: "Лютый Волк, не щадящий стада"
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
пров писал(а):
Человек.задумывающийся о каноне(или о верности верного раба)уже встал на путь освобождения
от пут рабства.Если процесс не лечат посещением и промыванием мозгов-результат
либо агностицизм,либо атеизм...Третмьего не дано...

Или язычество (как в моем случае).

_________________
"Выбирая Богов, мы выбираем свою судьбу." (Вергилий)
Мои Боги меня рабом не называют!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 12:22 am 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн мар 26, 2012 6:52 pm
Сообщения: 5463
Откуда: Украина-Антироссия, Львов (Лемберг)
Благодарил (а): 3301 раз.
Поблагодарили: 1683 раз.
Блог: Просмотр блога (17)
Вера: Язычество
Кредо: "Лютый Волк, не щадящий стада"
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Какая разница - был ли этот "канон" составлен в конце 2 в.н.э. или на каком-то из соборов государственной церкви? Факт остаётся фактом: Люди (а не Бог) по собственному желанию и усмотрению одни книги в него включили, остальные - запретили. Да и список разрешенных книг не сразу был таким, как сейчас. Так что вопрос можно сформулировать по-другому: Следует ли считать список книг, составленный людьми, исходя из каких-то собственных соображений, тем самым "каноном", который правильно отражает учение Христа? То, что некоторые книги упоминаются в труде некоего раннехристианского автора, еще не свидетельствует об их боговдохновенности. Я, например, даже будучи христианином, не мог воспринять, как боговдохновенные, послания ап. Павла. А в послании Иуды цитируются ветхозаветные апокрифы, которых нет в Библии...

_________________
"Выбирая Богов, мы выбираем свою судьбу." (Вергилий)
Мои Боги меня рабом не называют!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 5:51 am 
Не в сети
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 07, 2014 4:55 am
Сообщения: 959
Откуда: Украина
Благодарил (а): 226 раз.
Поблагодарили: 181 раз.
Вера: Православие
Крещен у СИ: Нет
ЛО: Нет
Пол: Муж
Дятел писал(а):
Так вот. Проблемка то вырисовывается не маленькая, а на каком основании нам считать канон библии, сформированный таким образом каноничным? Нету оснований получается. Не-е! ну вы не подумайте, что я против Библии, или не дай Бог к атеизму призываю, нет, я лишь хочу иметь достаточные основания того что библейский канон который я привык покупать в магазине (или получать\выдавать в ЗЦ) действительно настоящий, а то что то не суразное получается воля ваша.

Ну а как же быть признавать нам решения Никейского собора и последующих, или нет, но получается вот какая штука неприятная что признавать или не признавать мы можем его только целиком, то есть Бог или руководил этими людьми или нет.
:app: браво, Дятел, одно из немногих логичных сообщений на этом форуме.
На самом деле люди, которые уходят в атеизм либо в другую религию, действуют гораздо последовательнее, чем СИ и им подобные, которые вырывают Библию из контекста всей двухтысячелетней христианской истории, и по сути делают из Библии своего бога, не понимая элементарного - на протяжении столетий Библию писали, переписывали и переводили те же самые Отцы церкви, которые утвердили догматы о Троице, иконопочитании и прочее.

Хотите ещё больше? У нас ведь сегодня даже оригиналов книг НЗ нету. Самые древние более-менее сохранившиеся рукописи датируются 3-4 веками. Есть второго века, но там просто обрывки со спичечный коробок, ничего серьезного.
Т.е. СИ и им подобные не только не смогут внятно ответить на вопрос: почему Евангелие от Марка они признают, а евангелие от Фомы нет?, они и достоверность текста доказать не смогут, если отвергают историческую церковь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 6:08 am 
Не в сети
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 07, 2014 4:55 am
Сообщения: 959
Откуда: Украина
Благодарил (а): 226 раз.
Поблагодарили: 181 раз.
Вера: Православие
Крещен у СИ: Нет
ЛО: Нет
Пол: Муж
белка писал(а):
Канон сформировался задолго до Никейского собора.
Древнейший из ныне известных списков канонических книг датируется не старше 170г https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1 ... 0%BE%D0%BD
Там не упомянуто лишь послание к Евреям и Иакова и выражаются сомнения по поводу каноничности 2-го послания Петра. А этот список далеко не единственный, есть и более поздние, но доникейские, Ирине́й Лио́нский, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген. составляли свои каталоги. Так что говорить о том что на Никейском соборе начал формироваться библейский канон как то не серьезно.
Что значит "сформировался"? Как можно говорить о сформировавшемся каноне, если этих канонов было десять штук и все разные? Это просто были частные мнения отдельных христиан, и не более того. Можно говорить о предпосылках к формированию канона, но конкретно догматическое формирование канона Библии происходило именно на Вселенских соборах церкви.
белка писал(а):
Официально считается, что формирование канона, это влияние Божьего духа, а не заслуга конкретных людей и соборов.
Официально считается КЕМ?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 11:14 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Тема канона библейских книг довольно деликатная и не простая.
Основной причиной составления канона было борьба против ересей(гностицизма главным образом) и за единство церкви.
Как оказывается христианство обязано своим каноном книг НЗ по большей частью гностикам,именно борясь со множеством их книг претендующих на богодухновенность церковь последовательно исключала тексты содержащие явные признаки гностицизма(вроде Евангелий от Фомы,Апокалипсиса Петра,и т.д.).
Процесс этот растянулся на века и завершился лишь в V веке постановлением Карфагенского собора канонизировавшим текст Апокалипсиса до того оспариваемый даже авторитетными отцами церкви.
Интересно,что книга Откровения до сих пор не входит в перечень богослужебных(не читается публично) в православных храмах.
Парадоксально,но и еврейским каноном библейских книг мы обязаны иудаизму боровшемуся с ересью христианства.
Эпохальный иудейский собор в Янине в 80 году запретивший евреям под страхом отлучения общаться с христианами и креститься во имя Иисуса, запретил использование Септуагинты-переводом,почитавшийся ранними христианами богодухновенным,а он как известно содержал ряд книг ныне считающихся апокрифами,вроде Товита,Сираха,Юдифь и т.п.
Тот собор и закрепил канон известный ныне в иудаизме как священный свод книг Танаха.
По истории канона НЗ есть серьезный труд библеиста с мировым именем:

Мецгер Брюс - Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение
http://royallib.com/book/metsger_bryus/ ... henie.html

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт июн 01, 2017 5:53 pm 
Не в сети
Новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт авг 07, 2014 4:55 am
Сообщения: 959
Откуда: Украина
Благодарил (а): 226 раз.
Поблагодарили: 181 раз.
Вера: Православие
Крещен у СИ: Нет
ЛО: Нет
Пол: Муж
Ginger, и дальше что?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт июн 02, 2017 2:14 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Zet писал(а):
Ginger, и дальше что?


А дальше вооружившись точными фактами нужно думать самому...

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт июн 02, 2017 6:55 am 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Кстати по теме...
Не совсем понял автора темы,каким боком Константин имел отношение к формированию библейского канона?
Насколько я помню собор под его председательством проблемой канона не занимался...

_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт июн 02, 2017 7:27 am 
Не в сети
Аксакал
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн мар 26, 2012 6:52 pm
Сообщения: 5463
Откуда: Украина-Антироссия, Львов (Лемберг)
Благодарил (а): 3301 раз.
Поблагодарили: 1683 раз.
Блог: Просмотр блога (17)
Вера: Язычество
Кредо: "Лютый Волк, не щадящий стада"
Крещен у СИ: Да
ЛО: Да
Пол: Муж
Ginger писал(а):
Тема канона библейских книг довольно деликатная и не простая.
Основной причиной составления канона было борьба против ересей(гностицизма главным образом) и за единство церкви.
Как оказывается христианство обязано своим каноном книг НЗ по большей частью гностикам,именно борясь со множеством их книг претендующих на богодухновенность церковь последовательно исключала тексты содержащие явные признаки гностицизма(вроде Евангелий от Фомы,Апокалипсиса Петра,и т.д.).

Примечательно, что в "канон" вошло Евангелие от Иоанна, в начале которого кратко изложено чисто гностическое учение о Логосе (Слове), никак не связанное с остальными книгами Библии и дальнейшим текстом самого Евангелия.

"1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его."
(Св. Евангелие от Иоанна 1:1-5)

_________________
"Выбирая Богов, мы выбираем свою судьбу." (Вергилий)
Мои Боги меня рабом не называют!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт июн 02, 2017 7:30 am 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 4:48 am
Сообщения: 244
Благодарил (а): 15 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Вера: Православие
Крещен у СИ: Нет
ЛО: Нет
Пол: Муж
Библейский канон — это не более, чем часть Предания Церкви. Было время, когда Церковь уже была, но новозаветного канона ещё не было. Более того, в книгах, которые вошли в канон, не зафиксировано ни указаний записать книги, ни указаний о том, какие ещё книги являются частью Писаний Нового Завета (если не считать отсылки Петра к посланиям Павла, в которых, по словам Петра "есть нечто неудобовразумительное"/"есть то, что трудно понять" (2 Пет.3.16), но и в этом случае Петр не говорит ни о статусе посланий Павла, ни об их составе). Есть интересный момент: сам Павел говорит о своем послании Лаодикийцам (Кол 4.16), однако само это послание не вошло в состав Писаний Нового Завета. Не лишним ещё будет отметить и то, что Лука, по его собственным словам, написал Евангелие и Деяния не потому, что Бог или Святой Дух сказал ему сделать это, но оказзионально, чтобы дать возможность некоему Феофилу узнать о жизни Христа и о жизни первых христиан.

Таким образом, состав Священного Писания является неотъемлемой частью Священного Предания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Пт июн 02, 2017 6:49 pm 
Не в сети
Старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб май 14, 2011 12:25 am
Сообщения: 3978
Благодарил (а): 259 раз.
Поблагодарили: 1470 раз.
Кредо: Есть только одно благо - знание...
Крещен у СИ: Да
ЛО: Нет
Пол: Муж
Цитата:
Примечательно, что в "канон" вошло Евангелие от Иоанна, в начале которого кратко изложено чисто гностическое учение о Логосе (Слове), никак не связанное с остальными книгами Библии и дальнейшим текстом самого Евангелия.


Не согласен,это утверждение из серии,что Иисус взял свое учение у ессев или что настоящий автор Евангелия Иоанна Мария Магдалина (наткнулся недавно на целую книгу об этом).
На самом деле "Логос"(понятие близкое эллинистической аудитории к которой обращался Иоанн) это греческая калька арамейского понятия "мемра",которое уже было широко представлено в арамейских таргумах.
Вот как это описывает Баркли:

Цитата:
2. Ветхий Завет тоже полон этого представления о силе слова. Когда Исаак по ошибке благословил Иакова вместо Исава, он уже не мог ничего сделать, чтобы вернуть это благословение (Быт. 27). Слово вылетело и стало действовать само по себе и ничто не могло остановить его. В истории о сотворении мира мы видим в действии слово Божие. На каждой стадии мы читаем: «И сказал Бог...» (Быт. 1,3.6.11). Слово Божие – созидающая сила. Вновь и вновь сталкиваемся мы с этой идеей созидающего, действующего, динамичного слова Божия. «Словом Господа сотворены небеса» (Пс. 32,6). «Послал Слово Свое и исцелил их» (Пс. 106,20); «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его» (Пс. 147,4). «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55,11). «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Пер. 23,29). «Ты от начала творения говорил; в первый день сказал: «Да будет небо и земля», и слово Твое было совершившимся делом» (3 Ездр. 6,38). Автор книги Премудрости Соломона обращается к Богу как к «Сотворившему все словом Твоим» (Прем. 9,1). Везде в Ветхом Завете присутствует эта идея о всесильном созидающем слове. Даже слово человека обладает какой-то динамической активностью, то насколько действеннее должно быть тогда слово Божие?

3. Но в иудейскую религиозную жизнь пришло нечто, что очень ускорило развитие этой идеи о слове Божием. Уже в течение более ста лет до рождества Христова древнееврейский язык был забыт. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке, но иудеи, за исключением ученых, больше не знали его. Простые люди говорили на разновидности древнееврейского языка, получившем название арамейского, который имел к древнееврейскому приблизительно такое же отношение, как современный русский к старославянскому. Поэтому Ветхий Завет нужно было переводить на арамейский, чтобы люди могли понимать его. Эти переводы назывались Таргуми. В синагогах Писание читали в оригинале, на древнееврейском языке, но постепенно его перевели на арамейский и Таргуми стали использоваться официально.

Таргуми создавались в эпоху, когда люди были исполнены мыслью о трансцендентности Бога и могли думать лишь о том, что Бог очень далек и совершенно непостижим. И потому люди, занимавшиеся изготовлением Таргуми, боялись, как бы Богу не стали приписываться человеческие мысли, чувства и действия. Другими словами, они прилагали все силы к тому, чтобы избегать, когда речь идет о Боге, антропоморфизма (очеловечивания).

Но в Ветхом Завете очень часто речь о Боге идет в чисто человеческом образе, и вот, когда эти переводчики наталкивались на такое место, они вместо имени Бога ставили в Таргуми выражение слово Божие.
Посмотрим, как это делалось. В Исх. 19,17 мы читаем: «и вывел Моисей народ из стана в сретение Богу». Переводчики и изготовители Таргуми посчитали, что здесь о Боге говорится слишком по-человечески и потому они написали, что Моисей вывел народ из стана навстречу слову Божьему. В Исх. 31,13 читаем, что Бог сказал народу Израиля, что суббота «знамение между Мною и вами в роды ваши», это опять же было слишком человеческое выражение по отношению к Богу для Таргуми, и поэтому было написано, что суббота есть «знамение между Моим словом и вами». Во Втор. 9,3 сказано, что Бог – это огонь поядающий, а в Таргуми сказано, что слово Божие – огонь поядающий. В Ис. 48,13 дана великая картина творения: «Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса». Для Таргуми этот образ Бога был слишком похож на человеческий и переводчики вложили в уста Божий такие слова: «Моим словом основал Я землю и силою Моею Я развесил небеса».

Даже такое прекрасное место, как Втор. 33,27, где говорится о Божественных «мышцах вечных», было изменено и стало звучать так: «Вечный Бог есть убежище и словом Его был создан мир».

В Таргуми Ионатана выражение слово Божие встречается не менее трехсот двадцати раз. Это лишь перефразированное имя Божие, но остается фактом, что выражение слово Божие стало одним из самых распространенных иудейских выражений. Каждый набожный иудей знал это выражение, потому что он Часто слышал его в синагоге при чтении Писания. Каждый иудей привык говорить о мемре, о слове Божием.

4. Здесь нам следует подробнее разобрать кое-что из того, о чем мы уже говорили в предисловии. По-гречески слово – это логос, но логос имеет помимо значения слово еще и значение смысл (понятие, причина). В представлении Иоанна и всех других великих мыслителей, обращавшихся к этой идее, эти два значения были тесно связаны между собой. Когда говорили логос, они думали о тесно связанных между собой идеях слово Божие и мудрость Божия.

У иудеев был особый литературный жанр Премудрости, книги которого содержали высказывания мудрейших мужей. И это была не умозрительная и философская мудрость, а практическая мудрость повседневной жизни. В Ветхом Завете величайшим примером этого литературного жанра является Книга Притчей Соломоновых. В этой книге есть отрывки, в которых мудрости (софиа) приписывается мистическая и извечная сила. В этих отрывках мудрость оживотворена, очеловечена и представлена извечным посредником и сотрудником Бога. Отметим три таких отрывка.

Первый из них в Прит. 3,13-26. Особо выделим следующее место: «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее. Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (Прит. 3,18-20).

Вы помните, что логос значит слово, но также – смысл (причина). Мы уже видели, как иудеи представляли себе мощное и созидающее слово Божие. А здесь мы видим возникновение нового аспекта. Мудрость – Божий посредник в озарении и создании (творении), а мудрость и смысл во многом совпадают. Мы уже видели огромное значение логоса, как слова, а теперь мы начинаем понимать его важность в значении мудрость и смысл.

Второй важный отрывок в Прит. 4,5-13. Здесь выделим следующее место: «Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно – жизнь твоя». «Слово – свет для людей и мудрость – свет для людей». Эти две идеи теперь быстро сливаются вместе.

Третий и самый важный отрывок в Прит. 8,1 – 9,2. Здесь можно выделить:

«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов. Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит. 8,22-30).

Читая этот отрывок, мы слышим отголоски того, что Иоанн говорит о Слове в первой главе Евангелия. Мудрость пребывала вечно, обладала той животворной функцией и созидательной силой, которые Иоанн приписывает Слову, Логосу, с Которым он отождествляет Иисуса.

Но развитие идеи мудрости на этом не остановилось. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами люди продолжали создавать произведения литературного жанра Премудрости. В них было столько сконцентрированной мудрости и собран такой богатый человеческий опыт, что они представляли собой бесценное руководство в жизни. В частности, были написаны две величайшие книги, которые включены в Апокрифы, но которые было бы полезно почитать каждому.

а) Одна из них называется Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В этой книге также получила яркое отражение концепция о созидающей и вечной мудрости Божией.

«Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и широту земли и бездну и премудрость кто исследует? Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости от века» (Сир. 1,2-4).

«Я вышла из уст Всевышнего, и подобно облаку покрыла землю. Я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном. Я одна обошла круг небесный, и ходила во глубине бездны» (Сир 24,3-5).

«Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки» (Сир. 24,10).

И здесь мы видим мудрость, как вечную, созидающую силу, которая была вместе с Богом в дни творения и в начале времени.

б) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова была написана в Палестине около 100 г. до Р. Х. Приблизительно в то же время в Александрии, в Египте, была написана другая столь же великая книга, которая называется Книга Премудрости Соломона. В ней дано самое великое описание мудрости. Мудрость – это сокровище, которым люди входят в содружество с Богом (Прем. 7,14); мудрость – это изобретатель всех вещей (Прем. 7,22); она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя (Прем. 7,25); она может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет (Прем. 7,27).

Но автор не только говорит о мудрости; он отождествляет мудрость со словом. В его представлении мудрость это то же самое, что слово; он может в одном предложении говорить о мудрости

Божией и о слове Божием, употребляя их в одном и том же значении. В молитве он обращается к Богу так:

«Боже отцов и Господь милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека» (Прем. 9,2).

Он говорит о слове почти так же, как потом будет говорить Иоанн.

«Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на середину погибельной земли всемогущее слово Твое; как грозный воин оно несло острый меч – неизменное Твое повеление, и, став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле» (Прем. 18,14-16).

Для автора Книги Премудрости Соломона, мудрость – вечная, созидающая сила Божия, мудрость и слово – одно и то же. Мудрость и слово были Божьими орудиями и посредниками в акте творения, и они всегда доводят до ума и до сердца человека волю Божию.

И вот, когда Иоанн искал способ представить христианство, он нашел, что в своей вере и в истории своего народа уже была идея слова, слово, которое само по себе не просто звук, а нечто динамическое – слово Божие, которым Бог сотворил землю; слово из Таргуми – арамейского перевода Библии – выражавшее самую идею действия Бога; мудрость из книг Премудрости, – вечная, созидающая и просвещающая сила Божия. И вот Иоанн говорит: «Если вы хотите видеть Слово Божие, если вы хотите видеть созидающую силу Божию, если вы хотите видеть Слово, через Которое была создана земля и которое дает каждому человеку свет и жизнь, – посмотрите на Иисуса Христа. В Нем Слово Божие пришло к вам».



_________________
Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством.
(Роберт Куиллен)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 43 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB