Цитата:
Примечательно, что в "канон" вошло Евангелие от Иоанна, в начале которого кратко изложено чисто гностическое учение о Логосе (Слове), никак не связанное с остальными книгами Библии и дальнейшим текстом самого Евангелия.
Не согласен,это утверждение из серии,что Иисус взял свое учение у ессев или что настоящий автор Евангелия Иоанна Мария Магдалина (наткнулся недавно на целую книгу об этом).
На самом деле "Логос"(понятие близкое эллинистической аудитории к которой обращался Иоанн) это греческая калька арамейского понятия "мемра",которое уже было широко представлено в арамейских таргумах.
Вот как это описывает Баркли:
Цитата:
2. Ветхий Завет тоже полон этого представления о силе слова. Когда Исаак по ошибке благословил Иакова вместо Исава, он уже не мог ничего сделать, чтобы вернуть это благословение (Быт. 27). Слово вылетело и стало действовать само по себе и ничто не могло остановить его. В истории о сотворении мира мы видим в действии слово Божие. На каждой стадии мы читаем: «И сказал Бог...» (Быт. 1,3.6.11). Слово Божие – созидающая сила. Вновь и вновь сталкиваемся мы с этой идеей созидающего, действующего, динамичного слова Божия. «Словом Господа сотворены небеса» (Пс. 32,6). «Послал Слово Свое и исцелил их» (Пс. 106,20); «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его» (Пс. 147,4). «Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55,11). «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Пер. 23,29). «Ты от начала творения говорил; в первый день сказал: «Да будет небо и земля», и слово Твое было совершившимся делом» (3 Ездр. 6,38). Автор книги Премудрости Соломона обращается к Богу как к «Сотворившему все словом Твоим» (Прем. 9,1). Везде в Ветхом Завете присутствует эта идея о всесильном созидающем слове. Даже слово человека обладает какой-то динамической активностью, то насколько действеннее должно быть тогда слово Божие?
3. Но в иудейскую религиозную жизнь пришло нечто, что очень ускорило развитие этой идеи о слове Божием. Уже в течение более ста лет до рождества Христова древнееврейский язык был забыт. Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке, но иудеи, за исключением ученых, больше не знали его. Простые люди говорили на разновидности древнееврейского языка, получившем название арамейского, который имел к древнееврейскому приблизительно такое же отношение, как современный русский к старославянскому. Поэтому Ветхий Завет нужно было переводить на арамейский, чтобы люди могли понимать его. Эти переводы назывались Таргуми. В синагогах Писание читали в оригинале, на древнееврейском языке, но постепенно его перевели на арамейский и Таргуми стали использоваться официально.
Таргуми создавались в эпоху, когда люди были исполнены мыслью о трансцендентности Бога и могли думать лишь о том, что Бог очень далек и совершенно непостижим. И потому люди, занимавшиеся изготовлением Таргуми, боялись, как бы Богу не стали приписываться человеческие мысли, чувства и действия. Другими словами, они прилагали все силы к тому, чтобы избегать, когда речь идет о Боге, антропоморфизма (очеловечивания).
Но в Ветхом Завете очень часто речь о Боге идет в чисто человеческом образе, и вот, когда эти переводчики наталкивались на такое место, они вместо имени Бога ставили в Таргуми выражение слово Божие. Посмотрим, как это делалось. В Исх. 19,17 мы читаем: «и вывел Моисей народ из стана в сретение Богу». Переводчики и изготовители Таргуми посчитали, что здесь о Боге говорится слишком по-человечески и потому они написали, что Моисей вывел народ из стана навстречу слову Божьему. В Исх. 31,13 читаем, что Бог сказал народу Израиля, что суббота «знамение между Мною и вами в роды ваши», это опять же было слишком человеческое выражение по отношению к Богу для Таргуми, и поэтому было написано, что суббота есть «знамение между Моим словом и вами». Во Втор. 9,3 сказано, что Бог – это огонь поядающий, а в Таргуми сказано, что слово Божие – огонь поядающий. В Ис. 48,13 дана великая картина творения: «Моя рука основала землю и Моя десница распростерла небеса». Для Таргуми этот образ Бога был слишком похож на человеческий и переводчики вложили в уста Божий такие слова: «Моим словом основал Я землю и силою Моею Я развесил небеса».
Даже такое прекрасное место, как Втор. 33,27, где говорится о Божественных «мышцах вечных», было изменено и стало звучать так: «Вечный Бог есть убежище и словом Его был создан мир».
В Таргуми Ионатана выражение слово Божие встречается не менее трехсот двадцати раз. Это лишь перефразированное имя Божие, но остается фактом, что выражение слово Божие стало одним из самых распространенных иудейских выражений. Каждый набожный иудей знал это выражение, потому что он Часто слышал его в синагоге при чтении Писания. Каждый иудей привык говорить о мемре, о слове Божием.
4. Здесь нам следует подробнее разобрать кое-что из того, о чем мы уже говорили в предисловии. По-гречески слово – это логос, но логос имеет помимо значения слово еще и значение смысл (понятие, причина). В представлении Иоанна и всех других великих мыслителей, обращавшихся к этой идее, эти два значения были тесно связаны между собой. Когда говорили логос, они думали о тесно связанных между собой идеях слово Божие и мудрость Божия.
У иудеев был особый литературный жанр Премудрости, книги которого содержали высказывания мудрейших мужей. И это была не умозрительная и философская мудрость, а практическая мудрость повседневной жизни. В Ветхом Завете величайшим примером этого литературного жанра является Книга Притчей Соломоновых. В этой книге есть отрывки, в которых мудрости (софиа) приписывается мистическая и извечная сила. В этих отрывках мудрость оживотворена, очеловечена и представлена извечным посредником и сотрудником Бога. Отметим три таких отрывка.
Первый из них в Прит. 3,13-26. Особо выделим следующее место: «Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее. Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (Прит. 3,18-20).
Вы помните, что логос значит слово, но также – смысл (причина). Мы уже видели, как иудеи представляли себе мощное и созидающее слово Божие. А здесь мы видим возникновение нового аспекта. Мудрость – Божий посредник в озарении и создании (творении), а мудрость и смысл во многом совпадают. Мы уже видели огромное значение логоса, как слова, а теперь мы начинаем понимать его важность в значении мудрость и смысл.
Второй важный отрывок в Прит. 4,5-13. Здесь выделим следующее место: «Крепко держись наставления, не оставляй, храни его; потому что оно – жизнь твоя». «Слово – свет для людей и мудрость – свет для людей». Эти две идеи теперь быстро сливаются вместе.
Третий и самый важный отрывок в Прит. 8,1 – 9,2. Здесь можно выделить:
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов. Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит. 8,22-30).
Читая этот отрывок, мы слышим отголоски того, что Иоанн говорит о Слове в первой главе Евангелия. Мудрость пребывала вечно, обладала той животворной функцией и созидательной силой, которые Иоанн приписывает Слову, Логосу, с Которым он отождествляет Иисуса.
Но развитие идеи мудрости на этом не остановилось. В эпоху между Ветхим и Новым Заветами люди продолжали создавать произведения литературного жанра Премудрости. В них было столько сконцентрированной мудрости и собран такой богатый человеческий опыт, что они представляли собой бесценное руководство в жизни. В частности, были написаны две величайшие книги, которые включены в Апокрифы, но которые было бы полезно почитать каждому.
а) Одна из них называется Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В этой книге также получила яркое отражение концепция о созидающей и вечной мудрости Божией.
«Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? Высоту неба и широту земли и бездну и премудрость кто исследует? Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости от века» (Сир. 1,2-4).
«Я вышла из уст Всевышнего, и подобно облаку покрыла землю. Я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном. Я одна обошла круг небесный, и ходила во глубине бездны» (Сир 24,3-5).
«Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки» (Сир. 24,10).
И здесь мы видим мудрость, как вечную, созидающую силу, которая была вместе с Богом в дни творения и в начале времени.
б) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова была написана в Палестине около 100 г. до Р. Х. Приблизительно в то же время в Александрии, в Египте, была написана другая столь же великая книга, которая называется Книга Премудрости Соломона. В ней дано самое великое описание мудрости. Мудрость – это сокровище, которым люди входят в содружество с Богом (Прем. 7,14); мудрость – это изобретатель всех вещей (Прем. 7,22); она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя (Прем. 7,25); она может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет (Прем. 7,27).
Но автор не только говорит о мудрости; он отождествляет мудрость со словом. В его представлении мудрость это то же самое, что слово; он может в одном предложении говорить о мудрости
Божией и о слове Божием, употребляя их в одном и том же значении. В молитве он обращается к Богу так:
«Боже отцов и Господь милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека» (Прем. 9,2).
Он говорит о слове почти так же, как потом будет говорить Иоанн.
«Ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла середины, сошло с небес от царственных престолов на середину погибельной земли всемогущее слово Твое; как грозный воин оно несло острый меч – неизменное Твое повеление, и, став, наполнило все смертью: оно касалось неба и ходило по земле» (Прем. 18,14-16).
Для автора Книги Премудрости Соломона, мудрость – вечная, созидающая сила Божия, мудрость и слово – одно и то же. Мудрость и слово были Божьими орудиями и посредниками в акте творения, и они всегда доводят до ума и до сердца человека волю Божию.
И вот, когда Иоанн искал способ представить христианство, он нашел, что в своей вере и в истории своего народа уже была идея слова, слово, которое само по себе не просто звук, а нечто динамическое – слово Божие, которым Бог сотворил землю; слово из Таргуми – арамейского перевода Библии – выражавшее самую идею действия Бога; мудрость из книг Премудрости, – вечная, созидающая и просвещающая сила Божия. И вот Иоанн говорит: «Если вы хотите видеть Слово Божие, если вы хотите видеть созидающую силу Божию, если вы хотите видеть Слово, через Которое была создана земля и которое дает каждому человеку свет и жизнь, – посмотрите на Иисуса Христа. В Нем Слово Божие пришло к вам».