В последнее время в ряде дискуссий нередко встречаю мнение от апологетов Библии и христианства, что закон Моисея был чем-то особенным для человечества, не имеющим аналогов в древнем мире по гуманизму, нравственности и т.п. Утверждение на мой взгляд достаточно спорное, особенно если учитывать очевидную компиляцию верований древних евреев из религий Ханаана, Египта, Вавилона и Персии. Один из таких примеров -древний закон, составленный шумерским царем Хаммурапи, датируемый приблизительно временем библейских патриархов, т.е. за несколько столетий до жизни Моисея. Предлагаю ознакомиться со статьей посвященной кодексу Хаммурапи из Большого библейского словаря Элуэлла У., Камфорта Ф. от 2005 года издания и сравнить все самостоятельно.
Закон Хаммурапи (ББС ✓) Закон Хаммурапи (hammurabi. Law Code of) Закон, составленный Хаммурапи, последним великим царем I Вавилонской династии (ок. 1790-1750 до Р.Х.), и определяющий права и обязанности граждан Вавилона. Законы эти высекались на стелах и обычно выставлялись на рыночных площадях или возле храмов, на всеобщее обозрение. Наиболее полный вариант закона из всех найденных до сих пор относится к началу правления царя. Черная стела из диорита была обнаружена в 1901 г. в Сузах французскими археологами. Она имеет высоту 8 футов (2,4 м), и на ней есть барельеф, с изображением Хаммурапи, получающего символы царской власти и закон от Бога Шамаша. Ниже находится поэтическое вступление, 282 статьи закона и поэтический эпилог, славящий добродетели Хаммурапи, его заботу о народе и то, как он всегда следовал воле великого Бога Мардука и Бога справедливости Шамаша. Проклятие этих богов падет на любого, кто осквернит стелу. Стелу привезли в Сузы еламиты в 1160 г. до Р.Х. в качестве военного трофея, сейчас она находится в Лувре, в Париже. Кодекс представляет собой сборник законов, основанных на более древних шумерских и семитских законах. У Кодекса Хаммурапи есть много общего с ассирийскими, хеттскими и еврейскими законами. Кодекс Хаммурапи начинается с перечисления наказаний, которыми караются наиболее очевидные преступления, как то: похищение людей, воровство, укрывательство награбленного, взлом, грабеж, причинение телесных повреждений, ложные обвинения, укрывательство беглецов. Все это каралось смертью, в особенности когда речь шла об ограблении храма или государства и лжесвидетельстве по делу, предполагающем смертную казнь. Все деловые соглашения заключались при свидетелях, и было важно, чтобы они говорили правду при разрешении проблем. Суровые наказания ждали грабителей: «Если человек сделал пролом в доме [другого человека], чтобы проникнуть туда, то перед этим проломом его следует убить и тело замуровать» (раздел 21). «Если в доме человека разгорелся огонь, а [другой] человек, который пришел для тушения [пожара] поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, [то] этот человек должен быть брошен в огонь» (раздел 25). Следующий раздел посвящен защите прав и собственности. Сотник, под началом которого состояли наемники, отвечал за них, а наемники были обязаны выполнять свой долг перед государством. Закон также защищал собственность человека, пока он служил в армии. Тот, кто брал собственность внаем, должен был обращаться с ней бережно и извлекать из нее выгоду. Если кто-то брал внаем землю, которую затапливало до получения урожая, закон позволял ему не платить аренду в течение этого года. человек также должен был стараться не причинять вреда соседним полям и не затоплять их, чрезмерно поливая свое собственное поле (разделы 30-56). Деловые и торговые соглашения описываются подробно, что позволяет нам понять, насколько они были разнообразны и каких масштабов достигали. Если кто-то брал взаймы у торговца и не мог вернуть долг деньгами, он должен был заплатить, к примеру, финиками из своего урожая. Позволялось взимать до 20 процентов годовых. Права берущего в долг тоже защищались: по закону не позволялось давать в долг деньги или зерно малой мерой и требовать их возвращения большой мерой. Пойманный на таком торговец лишался права на одолженное. Особо против использования неточных мер предупреждаются женщины, торговки вином (раздел 108). При покупке вина в кредит взимались очень высокие проценты, и вряд ли этой древней формой кредита пользовались многие. Разделение имущества деловых партнеров, которые решили прекратить сотрудничество, происходило в присутствии «бога», то есть, вероятно, в храме. Торговец, берущий в долг деньги, должен был использовать их с выгодой. В таком случае он возвращал деньги с процентами. Если он не получал выгоды, это значило, что он плохой торговец, и поэтому он должен был в наказание уплатить сумму денег, вдвое превышавшую одолженную. Если одолживший деньги сделал это из дружеского расположения к торговцу, тот возвращал только сумму, без процентов. Если торговец был ограблен разбойниками, он освобождался от уплаты долга. Торговые соглашения скреплялись печатями. Если между одолжившим деньги и должником возникал спор и одолживший доказывал свою правоту, должник должен был уплатить в три раза больше, чем был должен. Если же правым оказывался должник, другая сторона платила в шесть раз больше суммы, из-за которой велся спор (разделы 98-107).
Кредитор не мог просто прийти и забрать у должника деньги или зерно без его разрешения. Если он поступал так, ему приходилось возвращать забранное и отказываться от требования возместить ему долг. Иногда в качестве залога брали людей. Если такой человек во время данного периода умирал естественной смертью, никаких претензий быть не могло, но если он умирал в результате плохого обращения, следовало уплатить компенсацию, в зависимости от его положения в обществе. Если заложником был раб (представитель низшего класса общества в Месопотамии), сумма выкупа равнялась одной третьей серебряной мины и долг прощался. Если это был сын должника, то в качестве компенсации казнили сына кредитора. Если жена, сын или дочь должника вынуждены были работать на кредитора для уплаты долга, такая зависимость могла продолжаться не более трех лет (разделы 113-117). Если человеку оставляли что-либо на хранение, он нес ответственность за это. Если такая вещь оказывалась украденной из-за того, что не была обеспечена безопасность здания, он должен был возместить владельцу ущерб. Если оказывалось, что человек обманывает, говоря, что собственность потеряна, он должен был уплатить городскому совету сумму, в два раза превышавшую стоимость вещи. Многие законы касались половой жизни и брака (разделы 127-162). Как и любое соглашение, брак не считался действительным без контракта. За прелюбодеяние часто наказывали смертью, но мужчина мог попросить, чтобы его жену пощадили. Жертва изнасилования не наказывалась. (По закону Моисея она была в равной степени виновна, если все происходило в городе, потому что там она могла позвать на помощь. Если же все происходило вне городских стен, то жертва не была виновна, потому что ее крики могли не быть услышаны.) В Кодексе Хаммурапи выражена также забота о женщинах, брошенных мужем, и женщинах, чьи мужья были взяты в плен. В этих случаях женщины имели право жить с другим мужчиной, если не могли прокормить себя сами. Приданое женщины возвращалось в случае развода, если же приданого не было, то разведенной нужно было заплатить серебряную мину или треть мины, если муж был крестьянином. Если женщина пренебрегала своими домашними обязанностями и больше занималась какойлибо деловой активностью, муж мог развестись с ней без уплаты или жениться на другой, не разводясь, а она продолжала жить в его доме как служанка. Рабыня, родившая ребенка от своего господина, не могла быть продана. Если мужчина женился на больной женщине, а потом решал жениться на другой, больная жена должна была продолжать жить в его доме, и муж содержал ее до конца жизни. Женщина, убившая своего мужа из-за любовника, сжигалась на костре (раздел 153).
Инцест карался смертью или изгнанием. При расторжении помолвки обычно платился штраф в размере двух приданых. Если жена умирала, ее приданое наследовали дети, если же она была бездетна и отец возвращал выкуп за нее, муж не мог претендовать на приданое, и оно доставалось отцу (разделы 162-163). Права младшего неженатого сына были защищены, так же как права детей хозяина и его рабов. Отец не мог лишить сына наследства, если тот не совершил какого-либо серьезного проступка. Дети вдовы не могли требовать у нее слишком много денег. Если свободная женщина выходила замуж за раба, ее дети были свободными. Если раб умирал, его вдова сохраняла свое приданое и половину имущества, нажитого за время брака, остальное доставалось владельцу раба. Закон защищал также права женщин, служивших при храме. По еврейскому закону отец был обязан научить сыновей зарабатывать себе на жизнь. Кодекс Хаммурапи предписывал, чтобы приемные дети воспитывались так же, как родные, или чтобы им выделялся отдельный дом. Если у человека рождались собственные дети и он отсылал приемного, этот приемный сын имел право забрать с собой треть имущества отца, но не землю и не дом, потому что это было наследство родных детей. Если ребенок, вверенный заботе кормилицы, умирал и она бралась за новую работу, не сообщив новым работодателям об этой смерти, ей отрезали грудь. Самый знаменитый раздел Кодекса Хаммурапи касается телесных повреждений: «Если человек выколол глаз сыну человека, [то] должны выколоть ему глаз» [сын человека — социальный термин, обозначавший представителя наиболее привилегированных вавилонских граждан]. То же самое относится к случаю, если кто-то ломал другому кость или выбивал зуб (разделы 196-197). Если тот, кому было нанесено увечье, был простым человеком, за выбитый глаз или сломанную кость полагался штраф в серебряную мину. Если пострадавший был рабом, то штраф уменьшался вдвое. Если происходила драка, то наказание зависело от социального положения ее участников. Если человек клялся, что нанес другому повреждения непреднамеренно, он мог просто оплатить лечение. Если удар был смертельным или из-за него у женщины случался выкидыш, это оговаривалось отдельно (разделы 209-214).
В законе оговаривается также плата врачам. За спасение жизни или успешную операцию на глазах полагалась плата в 10 серебряных сиклей, если пациент был знатным, пять — если он был простым человеком и два — если рабом. Если знатный человек умирал или терял глаз под бронзовым ножом хирурга, хирургу отрубали руку (раздел 218). Если во время операции умирал раб, хирург должен был послать владельцу другого раба. За исцеление сломанной кости врач получал пять, три или два сикля, в зависимости от социального положения пациента (разделы 221-223).
Последняя часть закона защищает людей от нерадивых строителей домов и изготовителей лодок, а также содержит правила аренды животных или рабочей силы, наказания за кражу сельскохозяйственных орудий, стоимость найма и размер рабочей платы, правила приобретения и продажи рабов (разделы 228-282). Если человек сдавал волов своего хозяина в аренду, вместо того чтобы пахать на них самому, он должен был уплатить штраф в размере количества зерна, обычно получаемого с поля. Если он не был способен сделать это, его следовало протащить по этому полю на волах. Так как между еврейской и месопотамской культурой много общего, неудивительно, что в Кодексе Хаммурапи и законе Моисея есть совпадения. Так, и в том, и в другом законе прелюбодеяние карается смертью (Хаммурапи раздел 129; Лев 20:10; Вт 22:22), так же как похищение и продажа человека в рабство (Хаммурапи раздел 114; Исх 21:16). Lex talionis, принцип воздаяния Исх 21:23-25 и Вт 19:21, широко применяется в законах Хаммурапи, в том числе в разделах 197, 210, и 230.
Но существуют и заметные различия. По Кодексу Хаммурапи женщины и мужчины имели одинаковое право на развод (раздел 142), чего не было в законе Моисея (см. Вт 24:1-4). Кодекс Хаммурапи по сути прагматичен, и, хоть он и основан на авторитете Шамаша как Бога правосудия, в нем мало внимание уделяется морали и духовности..
_________________ Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством. (Роберт Куиллен)
|