tester писал(а):
А вы не задумывались о том, что благочестивыми людей называют не из-за того, каким богам они молятся, а из-за того, что они живут по-человечески с другими людьми?
Не обманывают ближнего, не обижают его, а помогают, если он в беде. Не делают людям зла, а наоборот. Я об общечеловеческих ценностях говорю. А не о том, каким богам молиться.
Может быть, кто-то в те времена и мог бы назвать благочестивым язычника, поклоняющегося многим богам, но иудеи никак не могли бы такого человека назвать благочестивым. Для иудея сам факт поклонения иным богам - это мерзость. Безусловно, после смерти Йешуа Мессии первыми последователями его были только иудеи или (в единичных случаях) те из язычников, которые начинали веровать в Б-га Израилева и переходили в иудаизм. Они бы ни при каких обстоятельствах не стали называть язычника благочестивым. Да, немного позднее появился Шауль-Павел и его языческие общины. Но в этих общинах, пусть большинство их были необрезанными, ещё и через несколько десятилетий после смерти Павла велико было влияние иудаизма. Поэтому писавший книгу Деяний Лука никак не мог бы назвать язычника благочестивым. Это было невозможно!
Я думаю, что в случае с Корнилием речь идёт об иудейском прозелите или гере - он был римлянином и язычником по происхождению, но за долгие годы службы в Кесарии на территории Израиля он, вероятно, начал изучать Тору, посещая синагогу, а позднее, предположительно, даже перешел в иудаизм. Или же речь, наверняка, идёт о гере - о том, кто, будучи по происхождению язычником, изучал Тору, посещал синагогу и вскоре планировал переход в иудаизм. Скорее всего, он был гером. Тем более, что он назван "боящимся Б-га"! В те времена так называли именно геров:
1. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2. благочестивый и
боящийся Б-га со всем домом своим, творивший много милостыни народу (Израиля) и всегда молившийся Б-гу (Израилеву).
(Деяния св. Апостолов 10:1,2)
То есть, это был уже явно не совсем язычник! Вскоре, вероятно, он планировал стать прозелитом. Он много делал добра израильтянам - когда в Библии употребляется слово НАРОД, имеется в виду (чаще всего) именно израильский народ. Стали бы иначе иудеи одобрять Корнилия? А все иудеи Кесарии одобряли его! Вот, как Шимону-Кифе представили Корнилия:
22. Они же сказали: Корнилий сотник, человек добродетельный и
боящийся Бога,
одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
(Деяния св. Апостолов 10:22)
Тут ещё раз указывается на то, что Корнилий был боящимся Б-га! Также тут говорится о том, что Б-г Израилев отправил к Корнилию Своего Ангела с вестью. Стал бы Всевышний отправлять к обычному язычнику Ангела Своего? Нет! Итак, всегда, когда в Новом Завете употребляется словосочетание боящийся Б-га - речь идёт о бывших язычниках, которые вскоре планировали перейти в иудаизм, посещали синагоги и любили израильтян и Б-га Израилева, как и веру иудейскую - этих людей израильтяне очень уважали и одобряли. Боящийся Б-га - это кандидат в евреи и уже бывший язычник. И тут уже не важно, к какому народу генетически принадлежал он по рождению! Ведь благодаря истинной вере в Единого и любви к народу Израиля и Б-гу Израиля, он становился очень близок к израильтянам и Израилю, а также и к иудаизму. Как правило, такие геры вскоре становились иудеями через гиюр, брит-милу и соблюдение Закона Моше. И тогда они уже считались принадлежащим к народу Б-га (к израильскому народу).
Не случайно Шимон сказал это:
34. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35. но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деяния св. Апостолов 10:34,35)
На современном русском языке это прозвучало бы так: 34. И начал Шимон свою речь (или свою проповедь). Вот, что он им сказал: на самом деле я сейчас убеждаюсь в том, что Б-г не выделяет никого из людей (в том числе, и по национальному признаку), 35. однако среди людей каждого народа Ему особо угодны и приятны лишь геры (или боящиеся Б-га) и те, которые действуют, руководствуясь Законом Моше (живут и поступают по правде).
Иными словами, Шимон-Кифа подчеркнул то, что убедился в том, что в каждом народе (речь о нееврейских народах) среди всех людей особо угодны Б-гу те, кто становятся герами, а потом уже и иудейскими прозелитами, соблюдая Закон Моше.
Даже не смотря на всё это, когда Апостолы и вся община узнала о проповеди не евреям вне синагоги, все были неприятно удивлены:
1. Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2. И когда Петр пришел в Иерусалим,
обрезанные упрекали его, 3. говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
(Деяния св. Апостолов 11:1-3)
В вышеуказанном отрывке Лука странно написал о том, что обрезанные упрекали Шимона-Кифу, но ведь и все Апостолы и вся община - все они были именно обрезанными и обычными иудеями. В этом странность. Лука, по-видимому, думал, что община верующих в Мессию в Израиле, как и за его пределами, состояла из обрезанных и необрезанных. Он даже не знал, что тогда (примерно 36-40 год н.э.) в Израиле в такой общине были только одни иудеи (то есть, одни лишь обрезанные). Это значит, что все упрекали Шимона за то, что он побывал в доме язычника, ел с ними и даже проповедовал им иудейскую веру и учение. Шимону пришлось даже оправдываться перед общиной - он объяснил, что сам никогда и ни за что не пошёл бы в дом к язычнику и не стал бы там проповедовать без откровения Свыше! Тем более, что это были не просто язычники, а настоящие геры, которых Сам Б-г через их веру очистил и подготовил к этой проповеди.
Если Шимону-Кифе Апостолы и вся община верующих в Мессию в Израиле первоначально ставили в вину проповедь иудейского учения язычникам и в доме язычников, хотя в реальности это были геры, как же они отнеслись бы к тому, который рискнул бы проповедовать это учение просто язычникам (не герам) - тем, кто далёк от от иудаизма и Израиля, а также и далёк от веры в Единого? Очень и очень негативно!
Это значит, что христианские богословы и теологи явно ошибаются, когда интерпретируют главы 10-11 книги Деяний (эпизод с Корнилием) так, что Б-г уже, якобы, показал иудеям, что язычники равны иудеям и им тоже можно уже проповедовать новое иудейское учение! Это фундаментальная ошибка христиан! Этот случай является лишь явным исключением из правила! Б-г специально для Корнилия, его семьи и друзей сделал это исключение на том основании, что они это заслужили - все они уже очистили свою душу благодаря тому, что уверовали в Б-га Израилева и изучали в синагоге Закон Моше и совершали много добрых дел по отношению к народу (Израиля), соблюдая Закон Моше. В данном эпизоде не идёт речь о всех язычниках вообще!
Поэтому, уважаемый Тестер, тут дело не в общечеловеческих нормах и понятиях о добре и зле - чтобы правильно понимать определенные отрывки из Писания, нужно хорошо знать эпоху, о которой речь. Нужно хорошо понимать тот народ, среди которого разворачиваются описанные события. И нужно хорошо знать культуру, традиции и религию этого народа. Тогда всё правильно можно понять, если Всевышний ещё поможет.
Цитата:
Фарисеи вон тоже правильному Богу молились, и что?
Детьми диавола были названы.(Ин.8:44)
По делам определяется, а не по "бла-бла"
И тут не совсем соглашусь. Йешуа не говорил о всех фарисеях, но имел в виду конкретных ошибающихся фарисеев и часть их лидеров. Хорошо известно, что Йешуа был частым гостем в домах у фарисеев и был с ними в хороших отношениях. Никодим был фарисеем. Последователями Йешуа были и другие высокопоставленные фарисеи. Например, Йосеф из Аримафеи. Даже Шауль из Тарса (известный у христиан ныне, как Апостол Павел) тоже был фарисеем и им же оставался всю жизнь. Он преследовал последователей Машиаха не потому, что был фарисеем, а потому, что был заблуждающимся фарисеем. А когда он увидел Свет и раскаялся, а потом и уверовал в Йешуа, это случилось не из-за того, что он раскаялся в фарисействе, а потому что просто он осознал свои ошибки и грехи. Ошибаться в чем-то могут все: фарисеи, ессеи, христиане и атеисты. Кстати, даже в последние годы своей жизни Шауль публично представлялся так:
6. ...Павел... возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея;
(Деяния св. Апостолов 23:6)
К тому же, к 60 году 1-го века н.э. среди общины последователей Йешуа Мессии было очень много фарисеев. Приняли бы их в общину, если бы они были детьми диавола?
К тому же, есть ещё и такой отрывок:
5. Тогда восстали
некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.
(Деяния св. Апостолов 15:5)
При правильном переводе это прозвучало бы так:
5. Тогда встали и взяли слово некоторые братья, принадлежавшие к фарисейскому направлению (иудаизма), которые уверовали в Йешуа Машиаха - они убеждали всех в том, что обязательно нужно язычникам уверовавшим в Мессию проходить через обряд брит-милы (обрезание) и гиюр - их нужно убеждать соблюдать Закон Моисея.(Деяния св. Апостолов 15:5)
В Израиле 1-го н.э. до начала проповеди Йешуа и через десятилетия после смерти Йешуа существовало 3 основных направления иудаизма (или секты - как раньше их бы назвали, не имея в виду ничего плохого): саддукеи, фарисеи и ессеи. Саддукеи полностью отвергли проповедь Йешуа, но их учение, как в корне ошибочное, разоблачил и сам Йешуа ещё до этого. Фарисеи разделились - большая часть отвергла Йешуа. Особенно среди лидеров фарисеев многие отвергли Йешуа и его проповедь. Однако тысячи и тысячи фарисеев приняли в лице Йешуа Машиаха (Христа). Ессеи постепенно трансформировались в эббионитов и назареев и вошли общину последователей Йешуа Машиаха (общины или церкви Израиля). Ессеев уже к концу 1-го века н.э. или во 2-ом веке н.э. вообще не осталось. Благодаря Йешуа и его наследию полностью исчезли 2 направления иудаизма (2 секты) - саддукеи и ессеи, а фарисеи разделились на 2 части.