Ну чтобы совсем не показаться предвзятым, более полно осветить все стороны ПЦ во время Великой Отечественной не пожелали-бы? Скажем, на примере Псково-Печёрского монастыря, в период оккупации?
Цитата:
До сих пор некоторые наши сограждане считают, что в то время, когда территория Печор была оккупирована немецкой армией, монахи обители сотрудничали с фашистами. Простите, вопрос для вас неприятный, но хотелось бы узнать, насколько это соответствует истине?
Архимандрит Тихон:
— Меня этот вопрос тоже очень волновал. Долгое время многие архивы были недоступны, и мы не имели возможности разобраться в том, что же происходило на самом деле. Игумен Павел был репрессирован, его обвинили в предательстве и в антисоветской деятельности. Сейчас он, слава Богу, реабилитирован.
Конечно, не вина братии, что она оказалась на оккупированной территории. Монахи старались сохранить обитель, не ушли из нее, как это сделали на Валааме. Я узнал, что братия в период Великой Отечественной войны помогала военнопленным, больным и престарелым продуктами, насколько это было возможно.
Я встречался с советским фронтовым разведчиком Сергеем Яковлевичем Новиковым. В 1984 году он рассказал о том, что во время оккупации фашистами Печор в 1944 году он с группой разведчиков в пять человек укрывался в нашей обители, в пещерах Богом зданных. Старец Семен им и хлебушек, и водичку приносил. У нас есть письменное свидетельство Новикова об этом.
Есть свидетельство и о том, что один из местных жителей по фамилии Ринусов, который в то время был партизаном, тоже находил убежище в монастыре. И если бы в обители было предательство, эти люди обошли бы ее стороной. Но ни одного подобного факта со стороны монашествующей братии нет. Это радует. Да, есть фотография игумена Павла с немцами. Так он же шел к ним за разрешением привезти продукты, и получил этот документ, обязательный по тем временам! Потом на Успение в монастырь приезжала немецкая делегация, и ее приветствовал митрополит Сергий из Риги. Но вина ли братии в том, что они при этом присутствовали?