Собственно, сам текст решения Верховного Суда Республики Хакасия.
http://sudact.ru/regular/doc/MQWgBt2VG9Hq/Решение от 14 августа 2013 г.
Верховный Суд Республики Хакасия (Республика Хакасия) - Административное
Председательствующий: Шипанов Ю.В.
Дело № 7п-39/2013
РЕШЕНИЕ
14 августа 2013 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Михайловой А.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Шуваева Н.В. на постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июля 2013 года, которым
Шуваев Н.В.,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Огласив жалобу, заслушав лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Шуваева Н.В., его защитника Ромашкина О.А., поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июля 2013 года Шуваев Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением суда, Шуваев Н.В. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверное применение судом норм материального права. Цитируя положения Федерального Закона « О собраниях, митингах», указывает, что проведенное богослужение в форме областного конгресса, не соответствует ни одной из форм публичного мероприятия и не имело ничего общего с публичным мероприятием. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.12 № 30-П, полагает, что необходимость уведомлять уполномоченные органы власти о богослужении в форме областного конгресса, отсутствовала. Считает, что не является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный суд Республики Хакасия находит постановление суда подлежащим изменению по следующим основаниям:
В силу ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее по тексту – Закон о религиозных объединениях) богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (ч. 5 ст. 16 Закона о религиозных объединениях).
Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту – Закон № 54-ФЗ) предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ.
Пункт 1 части 4 статьи 5 Закона № 54-ФЗ предусматривает обязанность организатора публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.7 названного Федерального закона: уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Вина Шуваева Н.В. в несоблюдении приведенных положений закона подтверждена совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании и приведенных в постановлении суда.
Мотивируя свои выводы, суд обоснованно сослался на протокол <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отражающий событие правонарушения: ДД.ММ.ГГГГ, Шуваев Н.В., являясь представителем «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России», согласно доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, не уведомив в установленном порядке соответствующий орган местного самоуправления организовал проведение публичного религиозного богослужения религиозной организации Свидетелей Иеговы на территории стадиона <данные изъяты> расположенного по адресу: <данные изъяты>. (л.д. 2). Изложенное подтверждается фототаблицами (л.д. 26- 35), рапортом инспектора ГООП УМВД России по г. Абакану от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), объяснениями ФИО1, ФИО2, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15), рапортами сотрудников УМВД России по г. Абакану (л.д. 16-17), договором аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19- 21), актом приема-передачи имущества к договору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), и не опровергается лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Доводы стороны защиты о несоответствии проведенного богослужения понятию публичного мероприятия ни по форме ни по цели его проведения, не свидетельствуют о неверном применении судом первой инстанции норм материального права. Приведенная ч. 5 ст. 16 Закона о религиозных объединениях прямо указывает при осуществлении религиозных обрядов и церемоний вне оговоренных мест на их осуществление в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Доводы стороны защиты о противоречии постановления суда правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Постановлении N 30-П от 05.12.2012 г. и ущемлении права на свободу вероисповедания, несостоятельны.
Согласно приведенному Постановлению Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации" : последствия проведения без предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления публичного религиозного мероприятия, если оно доступно восприятию другими гражданами (даже если проводится в помещении), сопоставимы с последствиями проведения несогласованного публичного мероприятия общественного характера, поскольку открытая демонстрация религиозных убеждений может раздражать или оскорблять тех, кто исповедует иную религию или не исповедует никакой религии, а проходящие вне культовых зданий и сооружений, а также специально отведенных для этого мест либо жилых помещений отдельные религиозные мероприятия в силу своей массовости - помешать нормальной работе транспорта, государственных или общественных организаций. Тем самым при определенных обстоятельствах независимо от намерений их организаторов и участников не исключается потенциальная опасность нарушения общественного порядка, а следовательно, причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Распространение на проведение таких публичных религиозных мероприятий правового регулирования порядка проведения митингов, шествий и демонстраций (а не собраний и одиночных пикетов) - поскольку оно направлено на достижение баланса конституционно защищаемых прав и свобод верующих, принимающих участие в публичном религиозном мероприятии, и граждан, которые по каким-либо причинам не желают его проведения в данном, специально не предназначенном для этого месте, т.е. на защиту как самих участников мероприятия, так и иных лиц, - не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан, а установление обязанности уведомления органов публичной власти об их проведении, как и ответственности за ненадлежащее исполнение данной обязанности - как чрезмерное вмешательство государства в дела религиозных организаций.
В данном случае конкретные обстоятельства проведения религиозного мероприятия, установленные исследованными судом первой инстанции доказательствами : в течение ДД.ММ.ГГГГ; количество участников мероприятия- 3000 человек; свободный доступ всех граждан на территорию где проводилось религиозное мероприятие; расположение места проведения религиозного мероприятия в жилой зоне г. Абакана, на стадионе <данные изъяты>, свидетельствуют, что мероприятие проводилось в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан.
Доводы стороны защиты о том, что Шуваев Н.В. не является организатором религиозного мероприятия, опровергается материалами дела.
К организации публичного мероприятия относятся, в том числе действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (ст. 4 Закона № 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Согласно доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» уполномочила Шуваева Н.В. заключать от имени и в интересах организации гражданско-правовые сделки для проведения религиозных мероприятий (богослужений), для чего ему предоставлено право подписывать договора (в т.ч. аренды недвижимого имущества, оказания услуг, безвозмездного пользования и т.п.), дополнительные соглашения, приложения, акты приема-передачи) (л.д. 6).
Из договора аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он заключен между Религиозной организацией «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», в лице уполномоченного представителя Шуваева Н.В. и ОАО <данные изъяты>. Предметом данного договора является аренда земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> для поведения мероприятия, под которым понимается совокупность действий организатора, направленных на проведения религиозного мероприятия – богослужения (областного конгресса) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 1.1.1 данного договора).
Из исследованных в суде второй инстанции заключенных религиозной организацией «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» с юридическими лицами договоров аренды, оказания услуг на период ДД.ММ.ГГГГ, следует, что уполномоченным представителем «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России» является Шуваев Н. В.
Таким образом, действия Шуваева Н.В. были направлены на подготовку и проведение публичного мероприятия, что в силу действующего законодательства отнесено к организации публичного мероприятия, следовательно, Шуваев Н.В. является субъектом административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверном применении судом норм материального права, суд 2-ой инстанции полагает несостоятельными. Собранные по делу доказательства являются достаточными, чтобы опровергнуть доводы жалобы и исключить сомнения в виновности Шуваева Н.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.
В то же время при назначении Шуваеву Н.В. наказания за указанное правонарушения суд первой инстанции не в полной мере учел требования закона.
В силу требований ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются, в том числе имущественное положение виновного, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Как установлено в судебном заседании назначенный Шуваеву Н.В. размер наказания в виде административного штрафа соответствует его ежемесячному доходу. Шуваев Н.В. правонарушение совершил впервые, в ходе производства по делу об административном правонарушении оказывал содействие в установлении фактических обстоятельств дела. Изложенное, в силу требований ст. 4.2 КоАП РФ, суд второй инстанции расценивает как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П взаимосвязанные положения п. п. 3, 6, 7, 8, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ в части, устанавливающей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.38, 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ минимальные размеры штрафов для граждан от десяти тысяч рублей и для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей, признаны Конституционным судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они - в системе действующего правового регулирования, не допускающего назначение административного наказания ниже низшего предела соответствующей административной санкции, - не позволяют наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
Впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначенного за указанные административные правонарушения гражданам и должностным лицам, может быть снижен судом ниже низшего предела, установленного за совершение соответствующего административного правонарушения.
Учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации и руководствуясь общим правилом назначения наказания, в виде административного штрафа установленного для граждан, с учетом его имущественного положения и обстоятельств, смягчающих административную ответственность суд второй инстанции полагает необходимым снизить размер назначенного административного штрафа до 3000 рублей.
При таких обстоятельствах постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июля 2013 года по настоящему делу подлежит изменению в части размера назначенного Шуваеву Н.В. административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июля 2013 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Шуваева Н.В. изменить, снизив размер назначенного ему административного наказания в виде административного штрафа до 3000 рублей.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а жалобу Шуваева Н.В. - без удовлетворения.
Судья
Верховного Суда Республики Хакасия Г.А. Когай
Ответчики:
Шуваев Н. В. (подробнее)
Судьи дела:
Когай Галина Александровна (судья) (подробнее)