О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне!
Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена.
Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих; (Иов.14:13-15)
Цитата:
«Когда умер человек, он живет вечно: когда дни моего существования на земле закончились, я буду ждать, пока не вернусь опять» (Иов 14:14, «Греческий перевод», цитируемый «Евангелием в толковании спиритизма»).
В «Современном переводе» этот стих звучит так: «Коль умер человек, то будет ли жить вновь? Я, сколько должен, столько буду ждать, пока не стану, наконец, свободным». Прочитайте контекст этого стиха. Станет понятно, что мертвые ожидают в могиле того времени, когда «освободятся» от смерти (стих 13). В продолжение их «ожидания» они не существуют. «А человек умирает — и его нет; отходит — и где его искать?» (Иов 14:10, перевод С. Аверинцева).
(w01 1/5 с. 22 Мир духов и поиски истинной духовности)
Цитата:
Поскольку живые после смерти перестают существовать, встает важный вопрос, который задал Иов: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» Сам Иов ответил на него так: «Во все дни определенного мне срока я ожидал бы, пока пришло бы время вновь процвести мне. Позвал бы Ты [Иегова], а я дал бы ответ Тебе; творение рук Твоих Ты возжелал бы» (Иов14:14,15, «Священные книги Ветхого и Нового Завета» издания 1922 года).
Иными словами, хотя Иов перешел в состояние небытия, Бог помнит о нем. Иов верил, что придет время, когда Иегова Бог через воскресение ‘позовет’ его вновь к жизни.
( w95 15/5 с. 5 Новая жизнь наших предков)
Цитата:
Поскольку Иисус — «отпечаток сущности Его [Бога]», мы по праву ожидаем того же от нашего небесного Отца (Евреям 1:3, НП). О желании самого Иеговы произвести воскресение, сказал верный муж Иов: «Когда умрет человек, то оживет ли? [...] Позвал бы Ты, а я дал бы ответ Тебе; творение рук Твоих Ты возжелал бы» (Иов 14:14, 15, «Священные книги Ветхого и Нового Завета», 1922). Слово, переведенное здесь выражением «Ты возжелал бы», на языке первоисточника указывает на горячее желание Бога (Бытие 31:30; Псалом 83:3). Ясно, что Иегова воистину предвкушает то время, когда будут воскрешены умершие.
(we с. 30 У умерших есть будущее)
Библейский фрагмент Иов 14:13-15 в публикациях Сторожевой Башни чаще всего цитируется в контексте темы о воскресении мертвых. При этом Иову совершенно безосновательно приписывается вера в будущее всеобщее воскресение, как если бы он был обращенным христианином.
Между тем слова Иова вовсе не подразумевают приверженца идеи тотального воскресения праведных в будущем, и вот почему:
Все дело в том, что известная нам идея всеобщего воскресения праведных после Божьего суда в конце времен проникла в иудаизм, а с ним и в христианство гораздо позднее, и пришла она от зороастризма-религии персов, с которыми у иудеев сложились тесные отношения как мы знаем столетия спустя от времени патриархов.
Более того, не лишне отметить, что Иов, упоминая шеол (Иов 14:13), куда он просит Яхве его временно отправить,
имеет в виду не состояние, а именно место, где можно спрятаться от постигших его бедствий и врагов.
В этом случае не нужно никакое воскресение, он просто умоляет Бога спрятать его как можно дальше и глубже, в месте обитания умерших, которому нет аналогов по недоступности внешнему миру с его болью.
Здесь он вовсе не просит Бога о смерти, а затем о воскресении, как это пытаются представить себе и другим адепты учения о воскресении, а лишь молит о временном укрытии в мире теней (своего рода бомбоубежище), куда отправить живым или забрать его откуда под силу только одному Яхве.
Это можно уподобить беглецу, который спасаясь от преследователей готов использовать в качестве временного укрытия даже склеп или морг.
Можно вспомнить эпизод из книги Ионы, когда автор описывает свою молитву из чрева кита, и говорит, что он «возопил из чрева преисподней» (шеола) (Ион 2:3), т.е. имея в виду опять же свое местонахождение, а не то, что он был мертв и нуждался в воскресении.
Иов не был израильтянином периода мирового господства империи Ахеменидов, а был эдомитянином патриархальных библейских времен, который (если он вообще реально существовал) скорее всего разделял представления об умерших и их посмертной участи, о шеоле с ближневосточными народами своего времени. Вот как это приблизительно выглядело:
Цитата:
14:13,14.
Концепция воскресения на древнем Ближнем Востоке.
В древности на Ближнем Востоке были разные представления о загробной жизни. Самая распространенная из них заключалась в том, что в подземном мире, в преисподней, люди продолжают существовать, при этом не делается никакого различия между умершими праведниками и грешниками. Израильтяне называли это место пребывания мертвых шеолом и верили, что находившиеся там не имеют никакой возможности общаться с Богом.
В Ханаане и в Месопотамии были боги преисподней, которые управляли этим миром мертвых. В Египте сравнительно приемлемое загробное существование ожидало только тех, кто прошел через суд. Те же, кто не был оправдан, подверглись уничтожению. Ни в одной из этих концепций нет представления о воскресении из мертвых.
В целом, древнее мировоззрение допускало вероятность временного воскресения только в контексте ритуального сношения с бесплотными духами мертвых или в контексте мифологических сюжетов о воскресающих богах плодородия. Они умирали ежегодно с завершением сельскохозяйственного цикла и «зимовали» в преисподней, а для того чтобы пробудить их к жизни весной, были разработаны специальные ритуалы.
Ни одно из этих представлений не имеет ничего общего с учением о воскресении. Точно так же нельзя назвать учением о воскресении случаи возвращения к жизни отдельного человека или возрождения целой нации («кости сухие» в Книге Пророка Иезекииля).
Современная доктрина о воскресении включает в себя шесть постулатов:
1) воскресение носит индивидуальный, а не корпоративный или национальный характер; 2) это воскресение в теле, а не духовное; 3) оно носит всеобщий характер, а не представляет собой изолированное явление; 4) оно происходит вне сферы подземного мира; 5) оно ведет к бессмертию в вечности; 6) оно проводит различие между праведниками и нечестивыми. Все эти элементы, по–видимому, присутствуют в зороастризме, однако характер источников не позволяет точно определить время возникновения в Персии этих концепций (более подробно этот вопрос обсуждается в коммент. к Ис. 26:19).
(Джон X. Уолтон, Виктор X. Мэтьюз, Марк У. Чавалес- Библейский культурно–исторический комментарий в двух частях- Часть 1 ВЕТХИЙ ЗАВЕТ)
Ну и для закрепления темы можно обратиться к другому тексту с речью Иова, где можно увидеть, как тот понимал состояние умерших сошедших в шеол. Что-то там «надежда на будущее воскресение» не очень просматривается…
Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его. (Иов.7:9,10,Син.пер.)Тает облако и уходит —Так
сошедший в Шеол не восстанет,
Не вернется уж к своему дому, И местность его уже не признает его.
(ВЗ-Научный перевод SOT, Иов 7:9,10)