Цитата:
Если речь в Матфея 24:14 идет только о "конце" иудейской системы вещей, то о каком всемирном пришествии Христа говорится в 24:3, 27-31, 37, 44?
Или оно не всемирное вовсе?
Скажем так, что согласно библейским текстам Иисус должен вернуться к Израилю как Машиах, чтобы собрать избранных-остаток покаявшихся и признавшим его царем (Мф 24:30,31; Рим 11:25,26; Откр 1:7;7:3,4).
После воцарения над Сионом народы враждебные ему начинают войну против Израиля и его помазанника -это и есть реальный Библейский Армагеддон (Пс 2:2-12;Откр 11:15-18; Откр 16:14-16).
Об этом повествует и 12-я глава Откровения, где низверженный на землю дракон (Римская империя) начинает преследовать жену(Израиль).
Цитата:
Кроме того, какие есть не библейские доказательства, что "все народы" в границах Римской империи получили "свидетельство о евангелии Царствия»? А то возникает впечатление, что это написано для красного словца
А почему тогда Мф 24:14 не для красного словца?
Вопрос возникающий из одного библейского текста, закрывается другим библейским текстом.
Христианские апологеты, обсуждая вопрос широты охвата благовествованы лишь пересказывают фрагменты книги Деяний, вроде массовых крещений и миссионерских подвигов Павла.
Светские античные авторы вряд ли сильно интересовались проповедью «вредного суеверия» как высказался Светоний. Навскидку вспоминаются лишь слова Плиния из письма императору Траяну (начало II века),где он упоминает проблему запустения языческих храмов в ряде городов империи вследствие распространения учения христиан.
Цитата:
Кстати, когда вы пишите, что варвары не считались "ойкуменой", то вы имеете в виду именно тех варваров, которые не входили в состав Римской империи?
Покуда к концу первого века Римская империя была довольно обширна и включала в себя много разных завоеванных народов
Если точнее, то покоренные Римом народы становились частью ойкумены территориально, в государственном смысле.
В нравственно- культурном смысле люди и народы не принявшие ценности греко- римского мира оставались варварами даже если и находились в границах империи.
Иудеев к примеру, как народ с его фанатичной чуждой религиозностью они очевидно воспринимали как варваров, отдельных представителей вроде Ирода или александрийских евреев не чуждых эллинизма они вполне признавали своими.
Цитата:
Вообще-то Иисус назвал эти антипризнаки в Матфея 24:8 "началом мук".
А в Луки 21: 9 он говорит, что "этому надлежит быть прежде", но "еще не конец"
Вот именно, он говорит не о конце (телос или сантелия), а наоборот, что это лишь начало,т.е.события которые в любом случае будут как обычные явления для человеческой истории,и в них не нужно усматривать признаки.
Признак его паруссии не нужно высматривать, вроде невидимого присутствия с 1914 год (искать его в потаенных комнатах или пустыне Мф 24:26), он станет очевидным для всех (Мф 24:27).
Цитата:
То есть слухи о войнах и сами войны вполне вписываются в контекст начала исполнения признака пришествия Христа
Иначе как понимать его слова своим ученикам: смотрите не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть?
Вот слова "надлежит всему тому быть"- это все-таки предупреждение Христа о войнах или как вы говорите, рекомендация не высматривать в войнах признаки его паруссии?
Если второе, то не понятно, для чего он еще добавляет в 7 стихе "ибо восстанет народ на народ, и царство на царство"?
Вот именно, он просит не бояться и не усматривать в слухах и сплетнях о войнах, они происходят постоянно (надлежит тому быть), они никак не сообщат о его паруссии.
Стих Мф 24:7 является продолжением слов Иисуса про военные слухи,но слова про восстанет народ на народ и царство на царство вовсе не несут множественного смысла якобы про мировые войны.
Некоторые переводы передают что «восстанет один народ против другого народа, и "одно царство против другого царства». Кроме того, само выражение «царство восстанет против царства» взято Иисусом из Ис 19:2,где пророк говорит о локальной,гражданской войне в Египте. Вся полная фраза из Мф 24:6,7 содержит цитаты из трех текстов Танаха (2 Пар 15:6;Ис 19:2;Иер 51:46).
Цитата:
Вы имеете в виду, что иудеи первого века н.э. ждали конца мира?
Это интересно.
А почему об этом ничего в новом завете не упоминается?
Дайте какие- нибудь ссылки на "иудейскую апокалиптическую литературу" времен первого века н.э.
Или вы об этом узнали из книги Йоннсона?
Из комментариев библеистов Баркли, Давида Стерна,Крейга Кинера, книги Ионнсона в том числе…
НЗ содержит косвенные упоминания, например, Лука говорит о мессианских ожиданиях Израиля(Луки 3:15),а они согласно историкам как раз подпитывали радикальные настроения и всякие повстанческие движения, вроде зилотов и сикариев.
В иудейском представлении «последние дни» как раз начинались с прихода Машиаха
Цитата:
В отношении древнеиудейской традиции понимания ≪последних дней≫ один известный гебраист написал
следующее:
«Таргумы делают ударение на том, что Мессия придет «в последние дни».
Арамейский термин «в конце», бэ-иква, сходен по звучанию с выражением иквот_
мешиха, которое означает «шаги Мессии». В Талмуде содержится пространное
обсуждение этих «мессианских шагов» — знамений конца времен… Потому что все,
что связано с концом времен, у рабби имеет «мессианский привкус». РаДаК, рабби
Давид Кимхи, о котором говорили: «Без него мы не найдем правильного пути
интерпретации Писаний», — констатирует по поводу стиха 2:2 Исаии: «Везде, где
упоминаются Последние Дни, имеются ввиду дни Мессии» («МЕССИЯ в Ветхом
Завете в свете раввинистических писаний», стр. 49. Ристо Сантала. Перевод с
английского. «Библия для всех». Санкт-Петербург, 1995).
Интересно сравнить с этой главой отрывок из Талмуда, предвещающий события перед приходом Мессии:
"Раби Ицхак сказал, что Раби Йоханан сказал: 'В поколении, в котором придёт Сын Давида будет мало учёных.
Глаза остальных же померкнут от печали и горя. Будет много бед, возвратятся злые постановления, и каждое новое зло будет приходить быстрее, чем успеет закончиться предыдущее'. "Наши раввины учили, что в течение семи лет, по окончании которых должен прийти Сын Давида, произойдёт следующее.
В первый год: 'Я буду проливать дождь на один город, а на другой город не буду проливать дождя' (Амос 4:7).
Во второй - будут выпущены стрелы голода [недостаток пищи, при котором никто не будет полностью удовлетворён].
В третий - произойдёт великий голод, в котором умрут мужчины, женщины, дети, праведники и святые; и [по причине голода] Тора будет забыта её талмидим.
В четвёртый - в чём-то будут излишки, а чего-то будет не хватать.
В пятый - будет великое изобилие - люди будут есть, пить и радоваться; и Тора возвратится к её талмидим.
В шестой год будут слышны звуки [в свете того, что за ними последует, или слухи о войнах (сравните Мат. 24:6), или небесные голоса или сигналы шофара (см. ком. к 8:2), провозглашающие приход Мессии].
В седьмой год произойдут войны. И в конце седьмого года придёт Сын Давида".
(Сангедрин 97а)( Матфея 24 chapter Библия Еврейский Новый Завет перевод Давида Стерна)ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА (Мар. 13,7.8 и 24-27)Здесь Иисус несомненно говорит о Своем Втором пришествии. Но важно отметить, что Он облекает Свое предсказание в три картины, которые являются неотъемлемой частью представлений иудеев о дне Господа.
1. Дню Господа будет предшествовать период войн. В 3 Езд. 9, 3 говорится, что перед днем Господа произойдет "колебание мест, смятение народов, волнение людей, замешательство вождей, беспокойство князей".
В 3 Езд. 13, 31 далее говорится:
"И будут предпринимать войны один против другого, город против города, одно место против другого, народ против народа, царство против царства".
В пророчестве Сибиллы 3, 633-647 читаем:
"Царь захватывает в плен царя и захватывает его земли, народы разоряют и угнетают людей, правители бегут в другие земли, люди в стране стали совсем другими, и варварская империя разоряет Элладу и истощает богатства процветающей страны и люди сходятся лицом к лицу в схватке".
Те же мысли находим в 2 Вар. 27, 5-13, где перечислены двенадцать моментов, которые будут предшествовать новому веку:
"Сначала начнется смятение, потом будут убивать сильных мира сего – вельмож и богачей. В-третьих, многих постигнет смерть. В четвертую очередь -меч. В пятую-голод и засуха. В шестую-землетрясения и преследования ... (в рукописи пропуск) ... В восьмую очередь – сонмы призраков и нападение бесов. В девятую – падение огня, в десятую – грабежи и всяческие притеснения, в одиннадцатую – злобность и невоздержанность. в двенадцатую – совместное действие всех перечисленных выше зол". "Все жители земли восстанут друг на друга" (48, 32). "И они будут ненавидеть друг друга, и побуждать друг друга к битве". "И будет так, что каждый, кто вернется невредимым с войны, погибнет от землетрясения. а кто спасется от землетрясения – сгорит в огне, и кто уцелеет от огня – погибнет от голода".
Совершенно ясно, что, говоря о войнах, Иисус пользовался картинами, которые были неотъемлемой частью представлений иудеев о будущем.(От Марка 13 глава– комментарии Баркли) Мф 24-6-8. Эти стихийные бедствия ассоциировались в сознании многих евреев со страшными испытаниями, которые будут предшествовать концу света (напр.: 4 Езд. 9:3; 13-31 32; 2 Вар. 27:7; 70:3; «Сивиллины оракулы» 2:22,23; 3:60,61).
Иногда эти бедствия сравнивали с «родовыми схватками», сопровождающими рождение Мессии или мессианской эры (напр., в кумранских «Гимнах»; ср.: Ис. 13:8; Ос. 13:13). Иисус рассматривает эти события как присущие обычному ходу вещей в этом веке и называет их только «началом болезней» (•£ букв.: «началом родовых схваток»). О некоторых из них Он говорит языком Ветхого Завета (2 Пар. 15:6; Ис. 19:2; Иер. 51:46).(Крейг Кинер, "Новый Завет. Культурно-исторический контекст". ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ)Цитата:
Матфея 24: 27-31 касается иудейского народа в первую очередь?
А остальных значит нет?
Ну подождемс, что вы там в продолжении напишите.
Если кратко, то касается в первую очередь Израиля, собственно как писал выше последняя война согласно библейскому тексту должна будет вестись на территории Израиля в Армагеддоне.
Сама же победа Израиля и его Мессии над его врагами в библейском изложении должна привести к процветанию народов всего мира (Зах 14:2,3,16,17; Ис 2:2-4;Отк 21:24-27).